Воспоминания о Г.Г. Нейгаузе. - М.: Классика - XXI, 2002, 535 с.
В третьей книге серии "Музыкально-педагогическое и литературное наследие Г.Г. Нейгауза" текстов самого "Мастера Генриха" нет: том составлен из воспоминаний и статей о нем, иллюстрирован великолепными фотопортретами работы Леонида Левита.
Произведения художника нередко создают такое впечатление о личности автора, которое совсем не совпадает с его реальным характером: хорошо известны как угрюмые юмористы, так и жизнелюбы, сочиняющие меланхолические стихи. Иначе с Генрихом Нейгаузом. Автор первых двух книг серии ("Об искусстве фортепианной игры" и "Воспоминания. Размышления. Дневники") легко узнаваем в воспоминаниях о нем. Мемуаристы живописуют его внешность и манеры, но перед нами не только красивый, обаятельный и изысканный джентльмен, но разносторонний художник, для которого рояль - лишь один из возможных способов самовыражения. Они рассказывают о различных эпизодах его биографии, драматических или забавных, о трагедиях и фарсах его эпохи - и тогда у читателя возникают ассоциации с музыкой, которую играл Нейгауз, исполнять которую он учил, тогда мы понимаем, какая амплитуда жизненного опыта (от тюрьмы до невероятных высот "в зале концертной") стоит за его интерпретациями.
Помимо многочисленных коллег-музыкантов (а среди них Кароль Шимановский, Леопольд Годовский, Артур Рубинштейн, Иван Козловский, Игорь Бэлза, Нина Дорлиак, Тихон Хренников), родственников и учеников (Святослав Рихтер, Яков Зак, Николай Перельман, Теодор Гутман и еще тридцать пианистов), мемуары и свидетельства (в письмах) о Нейгаузе оставили его ближайший друг Борис Пастернак, философ Валентин Асмус, литературовед Николай Вильмонт, чтец Дмитрий Журавлев, искусствовед Александр Габричевский, писатель Юрий Нагибин, филолог Всеволод Иванов, физик Элевтер Андроникашвили┘ Осип Мандельштам и Борис Пастернак написали о нем стихи, да не какие-нибудь, как часто бывает, экспромты "на случай", а шедевры, принадлежащие к лучшим творениям этих великих поэтов.
Как никто другой Нейгауз знал музыку (наизусть! - память его была феноменальной), но не только ее, он знал и философию, историю, литературу, живопись, интересовался естественными науками. По текстам воспоминаний, панорама интересов Нейгауза предстает необычайно широкой. Чтобы оценить ее масштаб, достаточно заглянуть в указатель имен: он занимает 24 страницы и представляет собой маленькую "энциклопедию интеллигентности" - от Пьера Абеляра и Мари Д"Агу до Паоло Яшвили и Александра Яшина.
Указатель имен - весьма существенный, но отнюдь не единственный индикатор высокого качества работы составителя книги профессора Московской консерватории Елены Рихтер (естественно, ученицы Генриха Нейгауза). Должно быть отмечено и хорошее издательское качество - как этой, так и двух предшествующих книг "нейгаузовской" серии, что является несомненной заслугой "Классики - XXI".