0
1029
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

25.07.2002 00:00:00

Ecce Rubens

Тэги: Лекуре, Рубенс, бакокко


М.-А. Лекуре. Рубенс. - М.: Молодая гвардия, 2002, 394 с.

С первых же страниц эта книга подкупает любовной обстоятельностью повествования. Так, наверное, должна была бы писать не академический исследователь - выпускница трех европейских университетов, в том числе Оксфордского, доктор философии и музыковед, а верная супруга или заботливая дочь, потерявшие своего мужа или отца в момент апогея семейного благополучия и ищущие утешения в детальном восстановлении картин счастливого прошлого. Или скорее так могла бы рассказывать о своем знаменитом сыне ревнивая мать: она знает все перипетии его жизни, она понимает тайные мотивы его поступков, она улавливает интимные переживания его души, она гордится им по праву, а потому и не пренебрегает никакой деталью и не утаивает никакой, даже сомнительной, частности его биографии.

Композиция книги традиционна. Лекуре строго следует хронологии: родительский дом, учеба у антверпенских мастеров (как сейчас ясно, второразрядных), первые проблески таланта, путешествие по Италии, женитьба на молодой и богатой Изабелле Брант, блистательная карьера сразу на двух поприщах - живописи и дипломатии, горесть потери первой жены и - Рубенсу уже стукнуло пятьдесят - радости второго брака с шестнадцатилетней Еленой Фоурмен, наконец, мудрая и благоустроенная старость, во время которой художник создает свои последние шедевры - идиллические и одновременно эпические пейзажи и несколько автопортретов. Искусствоведческими пассажами Лекуре не злоупотребляет. Живописное наследие Рубенса служит ей не только поводом насладиться изысканным колоритом и виртуозной композицией, но и источником бытовых и психологических подробностей. А потому - в силу особенностей характера самого героя - книга напоминает не столько искусствоведческую монографию, сколько авантюрный роман. Вот, например, на одном автопортрете Рубенс изобразил себя с рыцарской шпагой наперевес, и у Лекуре моментально возникает вопрос: имел ли Рубенс право на ношение шпаги? Ведь дворянское происхождение его вызывает сомнение; скорее тут дает о себе знать непомерное честолюбие художника. Или вот знаменитая "Шубка", на которой живописец уж слишком откровенно любуется наготой своей юной супруги. "Неужели, - опять задается вопросом биограф, - Елена стала той единственной женщиной, которая вдохновила Рубенса на создание целой галереи маловыразительных красавиц с чересчур пышными формами?" И отвечает: да, именно под влиянием любви к Елене, ну и в ответ на требование заказчика Филиппа IV "свершилось преображение Рубенса из художника религиозного в певца не чувственности, а телесной красоты. В данном случае его художественное и жизненное кредо счастливо совпало с ожиданиями его покровителя". А это значит, что, всегда испытывая тягу к сильным мира сего, Рубенс никогда не шел у них на поводу. Лекуре категорически не приемлет иронических замечаний вроде того, что король живописцев был в первую очередь живописцем королей.

Для Лекуре Рубенс - само воплощение сочетания несочетаемого. "Мы уже пришли к выводу, - пишет Лекуре в завершение книги, - что он был личностью двойственной, выразителем идей эклектики и синтеза, соединившим в себе итальянские и фламандские начала, барокко с Ренессансом, служение искусству с дипломатией. Унаследовав от отца жизнелюбие, от матери он взял несгибаемое упорство, стал художником и дельцом в одном лице, любил уединение и покой, но в то же время не оставался равнодушным к внешним почестям. Эти противоречивые черты слились в нем воедино, подобно тому, как волюта соединяет два архитектурных ордера, придавая обоим динамику. То же вечное движение определило его жизнь и наполнило глубоким смыслом его художественные композиции".

Короче говоря, человек барокко, яркий представитель и гениальный выразитель своей эпохи, "носитель квинтэссенции всей неопределенной, смутной эстетики XVII века". Вывод банальный, но неизбежный, если речь идет о Рубенсе, творчество которого с самого своего начала стало манифестом нового стиля. Так что современному биографу остается только констатировать творческую мощь этой противоречивой натуры и терпеливо распутывать гордиев узел его души, гоня от себя кощунственную мысль разрешить тайну Рубенса одним махом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2083
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1337
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
995
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1305

Другие новости