0
2323
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

01.11.2001 00:00:00

Перформанс длиною в жизнь

Тэги: балабанова, говорит, пригов


Ирина Балабанова. Говорит Дмитрий Александрович Пригов. - М.: О.Г.И., 2001, 168 с.

ВНЕКИХ почитай незапамятных временах первая книжка концептуального проекта "Дмитрий Александрович Пригов", именуемая "Слезы геральдической души", была поделена на две половинки: "Слабые стихи" и "Сильные стихи". Нормально возникающий вопрос, зачем при обилии сильных текстов печатать слабые, как-то затушевался. Списали на литературное кокетство либо на пресловутую эксцентричность ДАП. Между тем характерно, что большая часть замечательных, ныне уже полуфольклорных стихов попала именно в раздел "слабые". Причина, как видится на расстоянии, была проста: "слабыми" ДАП окрестил тексты, атавистически апеллирующие либо к культурной традиции, либо - страшно сказать - к нормальным человеческим чувствам, иногда даже просто лирические ("Килограмм салата рыбного"). Это такой "Пригов с человеческим лицом". В "Сильных стихах" перед нами уже классический ДАП: с текстами о Милицанере, с соц-артовскими и концептуальными игрищами etc. Сожительство этих двух Приговых под одной обложкой обозначило доминанту его последующей литературной практики: несущественность текста как такового перед выработанной "художественной манерой поведения" автора.

Развернутой декларацией этого тезиса и является рецензируемая книга. Оправдывая название, она представляет собой почти непрерывный монолог. Роль собеседника (составителя) сведена к минимуму, отчасти даже комична. Так, открывая книгу эпохальным трюизмом: "Дмитрий Александрович Пригов - выдающееся явление современной культуры", - составитель подкрепляет его следующими количественными параметрами: ДАП "нарисовал так много рисунков и написал столь много текстов - словом, вписался в такое количество контекстов, что его след в культуре смог бы монументально воссоздать разве что конгениальный по масштабности Зураб Церетели".

Однако сам ДАП на протяжении монолога отталкивается именно от вторичности текста перед персоной автора. В сущности, перед нами развернутый манифест постмодерна - внятный и энергичный, в отличие от писаний теоретиков: "┘постмодернизм исходит из того, что все уже давно создано до тебя. Здесь нет предположения, что можно сказать что-то значительное, общезначимое, для всех важное<┘> критика любого дискурса естественно ведет к сомнению в собственном высказывании. И это самое мощное, конечно, в постмодернизме. Ни цитация, ни критика чужих дискурсов, а именно проблематичность личного высказывания".

Законно возникающий вопрос, зачем тогда книжки печатать, с лекциями выступать, зачем это говорение для всех, парируется лукавым ответом. Говорить (писать) оказывается-таки имеет смысл, но - посредством некоего "конвенционального" языка, по возможности максимально отдаленного от некоего "общего языка" и "общей культуры".

Практически вся предыдущая литература представляется ДАП порождением "моноязыка", "монокультуры". Спасительная альтернативная мультикультурность как раз и предполагает "ощущение необязательности собственного высказывания для другого, нетотальность его". А при переходе одного высказывания в другое возникает ирония - "знак относительности высказывания". Ирония эта направлена прежде всего против всяческой "тоталитарности", а "поскольку под тоталитарным понимался не только язык советский, советского мифа, но и любой большой дискурс, поддержанный какими-то сложными институциями (дискурс большой культуры, националистические дискурсы и прочее), то работа с ними и внутренняя их критика, изнутри используемого дискурса, - наиболее общее, что могло всех объединить".

Согласно Пригову, в 60-е годы диссиденты-радикалисты (к которым он причисляет и Бродского?) в противостоянии ложному советскому языку должны были выстраивать "такой же мощный язык". "Другой путь был явлен┘ в преддверии уже тотального изменения культуры, концептуальным кругом, который явил позицию, где противостояние не есть способ выдвижения такого же мощного тотального языка, а просто относительности всех высказываний".

Впадая в "экстаз дискурса", ДАП ностальгически живописует тот "круг соратников" и тот литературный этикет, которые привели к созданию его собственного "конвенционального" языка: "Это несколько походило на актив заговорщиков <┘> отдельный круг, внутри которого творятся тайные богомерзкие дела <┘> общество посвященных. Общество посвящения, рекомендаций, передачи информации из рук в руки". Немаловажной для людей этого круга являлась, по Пригову, стратегия поведения с властью. Заключалась она в приобретении сколь можно большей степени известности: "Потому что каждый следующий уровень известности - это и уровень безопасности". Переходить же на этот уровень следовало с неким "минимизированным" риском. В противовес "искренним" и "радикальным" художникам 60-х годов предлагалась "сложная и уклончивая жизненная стратегия": "чуткость в отношении дискурсивного и конвенционального поведения, помимо его жизненной необходимости, сделали этот тип поведения жизненной стратегией <┘> Это была не социально-политическая и даже не экзистенциальная стратегия, а, скорее, эстетическая <┘> Абсолютно все жили двойной жизнью, и это было правильно. <┘> Выживали, конечно, хитрые и сильные. Либо везение. Судьба. Все ходили по такой грани, и этика поведения была очень жесткая, как и нравственность институализированная".

Спору нет, все по мере сил устаканивали свои отношения с режимом и никто не стремился быть им перемолотым. Это, собственно говоря, личное дело каждого. Непонятно одно: почему та этика поведения (скорее - выживания), о которой вспоминает ДАП, стала фактом эстетическим. Что это за странная этика, которая проявляет себя, коррелируясь исключительно по отношению к другим, но не к собственным этическим установкам? И при чем здесь "тоталитарность" "большой культуры" (читай - культурной традиции), которую ДАП тотально же не приемлет?

Впрочем, так ли уж тотально? За декларацией кружковой самодостаточности нет-нет да и проглянет чуть не детское недоумение: "Не понимают". Замечательна в этом смысле давняя обида ДАП на структуралистов, не посчитавших концептуализм за искусство. А между тем все довольно просто. Ничего нового и оригинального тартусцы в идеях концептуального семинара увидеть не могли. В статье "К функции устной речи в культурном быту пушкинской эпохи" Лотман писал, что "кружковое поведение ведет за собой возникновение кружковых диалектов", писал о ситуации, когда "по языку отличают "своих" от "чужих", и сами языковые средства начинают распадаться на "наших" и "их": "В устной речи это приводит к поискам эквивалентов кавычек, что может достигаться с помощью интонации (саркастической, отстраненно официальной и т.п.). Отсюда - расцвет неологизмов <...> и смешение значений: семантика общеязыковых лексических единиц сдвигается так, что за пределами данного кружка становится непонятной".

Ср. у Пригова: "В конце концов язык выработался в некую узнаваемую общую конвенцию. Там, скажем, мяукнул кто-то - понятно, на что он намекнул. Контекст важен, контексты включаются. <┘> наш язык - это не только язык теоретического описания вещей, но это язык наших отношений".

Но если в пушкинское время кружковое говорение служило питательной средой для собственно литературы, то для ДАП оно является синдромом невозможности литературы как таковой. "Серьезная" литература, по Пригову, выродилась в некую нудную академическую тягомотину. Она нуждается в каких-то костылях, в синтетических гибридах: "выходах" в попсу, в инсталляции, в перформанс, в "художественное поведение", а - в идеале - в некий "проект длиною в жизнь". Наибольшую неприязнь у ДАП вызывают "чистые тексты, которые есть некие такие парижские эталоны, сами по себе ничего не значащие".

Не без кокетства рисует ДАП "портрет художника в старости": "Моя деятельность должна бы быть неактуальна уже лет 10 назад. Должно было прийти новое поколение, новые люди, которые бы поначалу со мною сражались, ненавидели бы меня. Потом пришли б другие, для которых я уже был бы ничего". Но всего этого не происходит, и ДАП - уже, похоже, без кокетства - восклицает: "И когда (с тоской) мои кости будут культурно блестеть на всяких анатомических культурных театрах (обреченно) - непонятно".

"Неактуальность деятельности", то есть бесконечный тупик, в котором концептуалист признаться себе как бы и не может, приводит к окончательному вытеснению стихов акциями и перформансами. Своеобразным следствием этой поликультурной энтропии является взгляд ДАП на свои ежедневные стихотворные штудии: "В принципе задача любого художника - канализировать собственную синдроматику, придать ей культурное содержание и представить общезначимой".

Частью подобного "канализирования", похоже, стал и этот сборник его монологов. Идеальный собеседник - поддакивающий, почти фиктивный - и лавинообразное говорение. В своем говорении ДАП умен, патетичен, искренен и поразительно простодушен. Так, на вопрос составителя, кто "интересно, адекватно или хотя бы любопытно" мог бы о нем написать, Пригов, "очень серьезно" (ремарка составителя) отвечает, что сделать это может только он сам: "Потому что, как правило, пишут с несколько иных позиций, которые меня просто не интересуют". В ином взгляде, в оценке со стороны, даже просто в зеркале он не нуждается. Замечательно, что большая часть книги не содержит ни слова о собственно литературе. Говорится о поведении, о новом культурном эоне и о том, как к нему приспособиться, etc. Замечательно и то, с каким увлечением и как охотно ДАП рассказывает о себе любимом.

Здесь любопытно провести параллель между рецензируемой книгой и беседами Соломона Волкова с Иосифом Бродским. Последний, напротив, стремится говорить о ком угодно: о Цветаевой, Фросте, Одене - только не о себе. Да простит мне Дмитрий Александрович, но при чтении этой книги я вспомнил слова, сказанные в интервью Бродским по поводу другого "выдающегося явления современной культуры": "Если поднести микрофон Солженицыну, он выложит тебе всю свою философию. Думаю, что это колоссальный моветон".

Вообще было бы неплохо издать эту книгу двухтомником: вместе с энэлосовской книжкой о литературной стратегии Пушкина. Такой бестселлер о стратегии литературного успеха в современных условиях. Некогда Брюсов и Шенгели утверждали, что можно научить человека писать стихи. Пригов учит тому, как следует вести себя так, чтобы тебя считали поэтом. Однако в какой-то момент этот своеобразный учебник поведения превращается в монолог уже безадресный, в никуда, даже не с самим собой. "Я птицеволк", - говорит Пригов, и от этого веет жутью, как лет 20 назад жутью веяло от его крика кикиморы. Свою роль санитара леса ДАП, безусловно, выполнил, однако петь, похоже, нет уже ни охоты, ни голоса - одна голая воля к психической канализации. Возможно, он с ужасом озирается: что они натворили, что из этого вышло. Когда-то Всеволод Некрасов писал о "синем воздухе" "надышанном" нам Мандельштамом". Воздух, надышанный ДАП, - необязательность мастер-класса, который сам-то он вполне успешно освоил - сотворил целое поколение. Но молодые, пришедшие на выжженное постмодерном поле, вовсю кокетничая с проблематичностью собственного высказывания, сами высказываются вполне тотально и довольно жестко.

P.S. Кстати, не стоит забывать, что к ДАП можно справедливо отнести сказанное им о Всеволоде Некрасове: "Он же удивительно обаятельный человек для тех, кого он любит".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1966
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3998
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3043
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2478

Другие новости