Елена Проклова. В роли себя самой. - М.: ЭКСМО, 2001, 281с.
ЕЛЕНА ПРОКЛОВА - эротическая мечта мужчин эпохи застоя. Эдакая неоАленушка с кротким взором и задорным носиком. Соскочив с корабля кинематографа уже много лет назад, она неожиданно напоминает о себе книгой мемуаров. Некогда популярная актриса живет нынче на собственной подмосковной фазенде, солит огурцы, воспитывает дочь и режет барашков. Ее воспоминания сильно пропахли этим самым пезанским духом - кисло-сладкий замес из запаха старого комода и ароматных маринадов. "Творческое и высокопрофессиональное отношение женщины к дому, к домашнему хозяйству, очень ценят и замечают мужчины. Каким бы ни был этот дом, это хозяйство. Каким бы ни был этот мужчина".
Нет, мужчины не оценят. Им неинтересно про дом и про хозяйство. Мужчинам нужен эротический триллер со многими неизвестными. Но в этом жанре Елена Проклова работать отказывается. Сглаживает острые углы своей жизни. Никакие слухи не получают подтверждений. Сплетни не опровергаются. Пожалуй, Проклова ориентируется на аудиторию своих стареющих поклонниц.
Но и почтенным дамам нужно что-то иное. Нечто перченое, о чем можно пошушукаться с подружками в светелке, посочувствовать, повздыхать, позавидовать. А им предлагают демоверсию официальных событий, приправленную пространными моралите и плохо оформленными лирическими отступлениями. "Вот часто пишут или говорят о себе: я добился, я совершил, я превозмог и так далее. А я думаю: что же, ты, наверное, один живешь... Ни с кем не делишь свое время, труд, свою душу. От этого и бывают несчастные жены, мужья, брошенные, никому не нужные невоспитанные дети, несчастная старость - все от этого. Не от того, что государство не накормило и не выдало пенсию". С рецептами солений у Прокловой дело обстоит куда лучше, нежели с рецептами для брошенных жен.
В женских мемуарах может подкупить или откровенность или мудрость на худой конец. Здесь же - ни того, ни другого. Только нарциссичный пафос, удобренный совдеповской лексикой и утрамбованный инфантильным стилем "из дневника школьницы". "Нет, раннее мое детство вихрем летело вперед, без оглядки, напропалую. В гурьбе дворовой детворы, под общим нестрогим присмотром молодых и веселых родителей, с эпизодами внимания к мудрому дедушкиному вмешательству - какое это было чудо, какая прелесть!"
Какое чудо? Какая прелесть? Тоска какая-то. Ни про театр, ни про кино Проклова интересно написать не может. Сплошные причитания по поводу неправильной системы театрального образования да жалобы на МХАТ. "Ведь столько горя, обид, тяжести, коверканья самых лучших, самых заветных чувств в душе... Зачем же я все-таки так долго "мучилась", учась в школе-студии и работая в театре?"
Действительно, зачем девушка мучилась и читателя заморила - непонятно.