Кихару Накамура. Исповедь гейши. Перевод с немецкого А.Гарькавый. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001, 480 с.
ВОТ ЗАПИСКИ уверенной в себе женщины. Потому как неинтересно уже с интонацией открытия сообщать о том, что гейши - не куртизанки (эвфемизм). Вот бывшая гейша Кихару Накамура смотрит телевизор и видит гейшу, сидящую на подушке. А на такую большую и пухлую подушку не могла сесть самая высокопоставленная гейша. Дело в том, что куртизанка на один вечер брала на себя обязанности супруги гостя, а вот гейша - нет. И вот, разглядывая картинку на экране, немолодая японка видит, что на телевизионной девушке, что играет на сямисэне, - наручные часы и ногти ее накрашены, и продавлена пухлая подушка. И бывшая гейша печалится, потому как массовая культура разъедает достоинство гейши, как кислота. Сводя искусство к платной постельной обязанности. А даже эти отношения были строго ритуальны - и человека растянуть всегда можно было лишь в строгих правилах искусства, как было сказано по совсем другому поводу.
Накамура при этом знала министров и писателей, с ней был знаком Кокто. Она училась летать на самолете, изношенном японском самолете императорских довоенных времен, и после всегда уютно чувствовала себя в воздухе, хотя стать летчицей ей не дали родные.
Потом она вышла замуж за дипломата, попала в Индию, и в записках проскальзывает звук шагов Маты Хари, обутой в гэта. Бывшая гейша прятала шифрограммы и встречалась с индийским полунацистом Чандрой Босом. Потом она попала в лагерь для интернированных, что, в общем, было неплохим исходом.
Но если действовала она, как верная жена дипломата, против англичан, то настоящий роман получился у нее с Америкой. Бывшая гейша прошла через все стадии эмигрантской жизни - от работы натурщицей до рассказов о чайной церемонии по телевизору.
Это японка, укоренившаяся в Америке, постоянно - от предисловия до последних страниц - признающаяся в любви к этой стране: "В Америке признают личность по ее заслугам, даже если она некогда была гейшей. Как долго еще японцы будут цепляться за свои нелепые предрассудки? ┘Я тридцать лет была счастлива, потому что американцы оказались столь добросердечными"┘ "В последнее время тех, что ругают Америку, считают людьми прогрессивных взглядов, однако мне Америка безоговорочно нравится".
При этом Кихару Накамура подчеркивает, что всегда старалась не уронить престиж японской культуры, боролась за чистоту ритуалов, когда консультировала американские постановки, когда учила тонконогих юных американок японским танцам, когда ставила руку с веером американским актрисам. Что не мешает ей в воспоминаниях сетовать на японцев и Японию. На наушников и снобов, на упругие, но нерушимые кастовые барьеры, на все традиционное в Японии "сделай или умри". Гейша сделала свой выбор в пользу даже не европейской цивилизации, что есть "запад" по отношению к Японии, да и к нам. Она выбрала цивилизацию, что при некоторых оптических допущениях даже восточнее Японии.
Про ее жизнь сделали спектакль, телевизионный фильм. Говорят, что по ее мемуарам снимает Спилберг.