Элизабет Бадентэр. Робер Бадентэр. Кондорсе. - М.: Ладомир, 2001, 398 с.
"Кондор самая крупная и самая сильная из птиц... он призван сыграть выдающуюся роль в науках и словесности... Поразительней всего, что кое-кто считал, будто, избрав его секретарем Академии наук, ему оказали одолжение, на самом же деле куда больше повезло академии, ибо она не заслуживает подобного секретаря".
Д"Аламбер
СВОЕГО настоящего отца Мари-Жан-Антуан-Никола Карита де Кондорсе никогда не знал. Кавалер де Кондорсе-старший был убит во время учебных манеров спустя пять недель после рождения сына. Матушка его, женщина робкая, набожная и преисполненная предрассудков, долго одевала мальчика только в белые платьица - так она исполняла обет Пресвятой Деве Марии, которой она посвятила свое единственное чадо. Избавиться от девичьего наряда юный Кондорсе смог только в девятилетнем возрасте, когда его отдали в иезуитский колледж в Реймсе. Там мистическое покровительство Богородицы сменилось непосредственной опекой и неусыпным надзором святых отцов. И сколь беззаботно было проведенное в ореоле материнской любви детство, столь же сильно дали о себе знать те душевные свойства Кондорсе, которые проявились во время его пребывания у иезуитов - неистощимая ненависть к католической церкви и незаурядный математический талант.
Чувство ненависти к религиозному ханжеству, понятное дело, юноше еще долго пришлось держать при себе. А вот склонность к чистой абстракции Кондорсе развил в себе до такой степени, что в 1765 году его метод по исчислению бесконечно малых "выдвинул его на весьма почетное место, ибо там содержались доказательства многих важных теорем, на которые Эйлер натолкнулся почти случайно и считал их прямое доказательство делом до чрезвычайности трудным". Так спустя полвека написал о юношеской работе своего наставника знаменитый Лакруа. А в ту начальную пору признание окружающих ограничилось согласием родственников на не приличествующую дворянину академическую карьеру и должностью секретаря Академии наук, в обязанности которого помимо прочего входило написание "Похвальных слов" - биографий всех скончавшихся во время его нахождения на этом посту членов академии. Тогда же Д"Аламбер дал ему прозвище Кондор.
Правозащитник Робер Бадентэр и профессор социологии Элизабет Бадентэр разбили свою книгу на две части. Первая называется "Воинствующий философ", вторая - "Политик". Такова, по мнению авторов, была неумолимая воля истории, поделившая судьбы людей того времени на жизнь до и после 1789 года. Три духовных отца Кондорсе - философ и писатель Вольтер, физик и политик Тюрго и геометр Д"Аламбер, - естественным образом не дожив до революционных событий, остались "до". Они умерли в век философии философами и вместе с философией. Кондорсе, единственный из энциклопедистов и ученых-просветителей, познал то, что было "после". "До" Кондорсе был заложником чистой абстракции, математиком и академиком, рационалистом, уповающим на прогресс и верящим в чистый Разум; он увещевал Фридриха Великого насчет противозаконности смертной казни, вступался за гражданские права женщин, был основателем первого французского "Общества друзей негров", ярым противником войн и певцом всякого рода гуманизма. После 1789 года век философии закончился. Начался период Генеральных Штатов и борьбы за республику, предвыборных конфронтаций и политических акций, обращающих нелепые случайности в бессмысленные расстрелы. Кондорсе печатает едкие статьи, страдает от политических оскорблений, вопреки пацифистским убеждениям ратует за начало войны против Австрии, не противится осуждению Людовика XVI на смерть. "Время философских рассуждений ушло в прошлое. Теперь все будет зависеть от войны".
Идеями, которые привели некрепкого здоровьем, застенчивого от природы Кондорсе в революцию, были неуемная жажда справедливости и непоколебимая вера в просвещение. "Он верил только в Разум и был абсолютно убежден, что воздействие на людей просвещения не имеет границ... Единственные преграды на пути к человеческому счастью носили для него названия предрассудков, суеверий, нетерпимости". Кондорсе действительно полагал, что человеческое счастье - и личное, и общественное - поддается точному исчислению, и даже изобрел новую науку - политическую арифметику, провозвестницу нынешней социологии. Он надеялся, что после ликвидации монархии и принятия "основанной на принципе равенства" Конституции наступит эра "свободы граждан и достоинства рода человеческого". Будущую Францию он видел управляемой мудрецами республикой, где открытия ученых ведут народ к всеобщему благоденствию.
Но вышло иначе. И тем, кто знаком с историей XVIII и XX веков, куда легче угадать, что сталось с утопистом-философом в эпоху якобинского террора, чем удалось "просчитать" исход своих чаяний самому Кондорсе. Вместо лелеемого им многие годы проекта республиканского общественного договора 24 июня 1793 года без всякого обсуждения была принята изготовленная за семь (!) дней монтаньярская Конституция. Публичная ярость Кондорсе оборачивается для него открытым преследованием со стороны якобинцев. Почти полгода живет он вне закона, скрываясь от ареста, и в это же время пишет "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума". А в марте 1794 года, не желая подвергать смертельному риску укрывающих его друзей, выходит на улицу и пойманный бдительными членами "народного общества" умирает в тюрьме под именем некого Пьера Симона.
Версий его смерти две: то ли апоплексический удар, то ли яд, который Кондорсе принял, не дожидаясь прихода палача. Добросовестные авторы, задавшись целью написать самую полную и самую объективную биографию философа, излагают аргументы в пользу обоих вариантов исхода. Но как бы там ни было, ясно одно: к смерти своей Кондорсе был готов. И это единственное, в чем не подвела его вера в человеческий Разум.