Эдуард Лимонов. Охота на Быкова: расследование Эдуарда Лимонова. - СПб.: Лимбус-Пресс, 2001, 336 с.
ВЫШЕДШАЯ недавно книга о судьбе красноярского предпринимателя Анатолия Петровича Быкова сенсацией пока что не стала - несмотря на сенсационность представленных там материалов, одиозность главного героя и самого автора, пребывающих в Лефортовском СИЗО (первый давно, последний относительно недавно).
Некоторые отрывки мы уже публиковали - как в "ЕL-НГ", так и в "Независимой газете", - откуда читатель может сам судить, что Лимонову давно угрожали спецслужбы, в том числе и во время, и после окончания работы над книгой о Быкове. В своем расследовании Эдуард Вениаминович "наехал" и на Александра Лебедя, и на Олега Дерипаску, и отчасти на братьев Черных, и на прокуратуру, и на МВД, и на ФСБ, и на многих людей в Красноярске, Москве и близлежащей "округе", и аж на самого президента. Эта книга, кстати, не первый опыт журналистского расследования для Лимонова. Была еще в первой половине 1990-х годов, к примеру, книжка "Лимонов против Жириновского". Но "неистовый Вольфович", тоже склонный к эпатажу, скорее всего воспринимал ее как дополнительную себе рекламу - ему не пришло бы в голову мстить автору. Впрочем, нравы, бывает, меняются...
Между тем по Лимонову получается, что Быков ничуть не хуже, а в чем-то и лучше многих наших олигархов, политиков, не говоря уж о представителях органов правопорядка. Хотя в каком-то месте с некоторым даже удивлением Лимонов восклицает: "Вот сколько хороших ментов мне попалось!" (это по итогам своего красноярского общения с весьма разными людьми). То, что Быкову приписывают серию убийств криминальных авторитетов Красноярска, а также инсценировка покушения на Пашу Цветомузыку - по Лимонову обычная провокация с целью засадить Быкова в тюрьму и тем самым вывести из большого алюминиевого бизнеса, сферы больших денег и больших людей и соответственно из большой политики. "Якобы Путину умело представили устремление Быкова к креслу мэра Красноярска, а затем и к должности сенатора в Москве". По Лимонову Быков жил в течение более 10 лет нашего смутного времени так, как только и мог жить. Иначе не смог бы сделать своего дела - превратиться из никому не известного учителя в богом забытом городке Назарово во владельца второго по величине алюминиевого комбината в мире. "Указ о кооперативной деятельности дал Быкову шанс, возможность сойти с колеи и пойти непроторенными тропами. То, что он не обратился к противоправной деятельности до 1988 года, говорит о законопослушности Быкова, о его полной социальной ответственности. Ведь организаторские способности были у него всегда, и так же, на полевых работах в техникуме ли, на строительстве общежитий в летнее время, учась в институте, он мог уже тогда легко сформировать бригаду спортсменов и заниматься противоправной деятельностью". Лимонов считает, что Быкову очень подыграла судьба. Кроме того, он пишет, что "большую часть крайне жестоких убийств уголовных авторитетов в Красноярске совершила таинственная бригада Голованова. Бригада Голованова вычистила город для Быкова". И действительно, он старается наиболее подробно ответить на читательские вопросы. "У половины России к Быкову вопросы рабочего. Как он заработал такие деньги... Убивал или не убивал? Парадоксально, но половина читателей хотела бы, чтобы убивал, но немного. И только плохих".
Конечно, огромное место в книге занимает собственно автор, пишущий свою книгу жизни из подручного материала. И материала ему симпатичного. Лимонов, так же как и его герой, сам и своими талантами занял, добыл, выгрыз место под солнцем. А героев-одиночек, как известно, у нас не очень-то жалуют... Поэтому Лимонов как-то невольно постоянно "примеряет" судьбу Быкова на себя. И еще сравнивает его с мультимиллионером Питером Спрэгом, у которого когда-то в Америке работал хаускипером. То есть, грубо говоря, домработницей. Это, пожалуй, единственная "художественность" в расследовании. Например: "Загородный дом возле Назарова построен именно по стандартам такой жизни, а не стандартам "синих". "Синие" - это уголовники, криминалы...
Специфика книжки "Охота на Быкова": видно, что писалось все с ходу, с колес, стахановскими темпами. Мало воды, много фактов. Лирики подбавлено там, где Лимонов говорит о благотворительности, которую оказывали Быков и его люди. О том, как любят его простые люди в Красноярске - хотя бы один из "наших" выбился в люди, - но тут-то его и загнобили! И о том, например, что "Быком", "папой" и т.п. никто и никогда его не называл. Или по-простому - Толик, или уважительно - Анатолий Петрович. А вообще Лимонов уместил на 330 страницах плотного текста столько информации, что ее и переварить-то сразу трудно. Посему - лучше читать и разбираться во всем этом самостоятельно.