Ирэн Фрэн. Клеопатра. Жизнь замечательных людей. - М.: Молодая гвардия, 2001, 479 с.
СЕГОДНЯ вопрос о форме пресловутого носа Клеопатры, от длины которого, как известно, на протяжении двадцати лет зависела мировая история, вновь приобрел небывалую важность. Недавняя скандальная выставка Британского музея, где впервые были выставлены ранее не атрибутировавшиеся портреты царицы, сорвала с Клеопатры тонкий покров бесплотной прелести, окутывавший ее на протяжении двадцати веков. Теперь она предстала перед ошарашенным человечеством беззащитной в своем безобразии: маленькой и тучной, с длинным носом и скверными зубами - такой, какой была при жизни. Клеопатра, этот золотой сон человечества, это "роковое чудовище" Горация, эта возлюбленная Цезаря и проклятие Антония, этот апофеоз знойной красавицы Востока, чье имя успело стать штампом и универсальным термином для обозначения жаркой черноокой женской красоты, была официально лишена всех регалий и свергнута с пьедестала. Элизабет Тейлор и Вивьен Ли умерли бы с тоски, узнай они, что своей профессиональной красотой имитировали всего лишь жалкую дурнушку.
Впрочем, нет - едва ли. Клеопатра давно перешла в разряд типажей, чья подлинная сущность представляет интерес лишь для самых "упертых" правдолюбцев, и приблизить ее к реальной жизни не могут ни уродливые статуи, ни найденный недавно в Берлине первый и пока единственный автограф царицы. Астральное тело Клеопатры, на две тысячи лет пережив физическое, оказалось существенно счастливее и гораздо привлекательней своего материального прототипа. Человечество постановило: Клеопатра была прекрасна, мудра и неистова. И нос у нее был очень красивый, кстати, а всех недовольных попросим выйти.
В строгом соответствии с этой доктриной построена свежая (1998 года) биография царицы Нила, название которой в оригинале звучало как "Неподражаемая". Автор книги француженка Ирэн Фрэн, похоже, решила вступиться за грозящий померкнуть идеал и неодолимым оплотом встала на пути осквернителей праха: ее Клеопатра отвечает всем требованиям, которые только может выдвинуть самый бдительный блюститель чистоты образа. Красивая, умная и страстная последняя женщина-фараон, истинная египтянка и гордая дочь Птолемеев. Не к чему придраться.
Биография Клеопатры, известная всем и каждому по крайней мере по голливудскому пеплуму, в книге изложена традиционно и вполне живо. Детство в змеином гнезде македонских царей Египта под сенью легкомысленного отца Птолемея Флейтиста - самого безобидного из Птолемеев, весьма отличного от прочих своих кровожадных родственников. Ранний брак с младшим братом, как это было заведено в семье Лагидов со времен второго Птолемея - Филадельфа. Гражданская смута и эффектное явление перед Цезарем из свернутого ковра. Любовь властелинов Рима - сначала Цезаря, потом Антония. Вечные войны. Забота о процветании родной страны. Запоздалые попытки отказаться от эллинских корней и стать подлинной египтянкой. Дети - Цезарион от Цезаря, Клеопатра Селена и Александр Гелиос от Антония. Последняя битва и красивая смерть от собственной руки. Все очень традиционно, очень благопристойно и очень живописно. В плане содержания Ирэн Фрэн строго следует сохранившимся источникам и, главное, многовековой исторической традиции, созданной десятками биографов Клеопатры.
От себя Фрэн привносит неожиданную и горячую страсть. Проявляется это прежде всего в той несколько преувеличенной пылкости, с которой автор бросается защищать свою героиню от всех нападок - как со стороны современников, так и со стороны потомков. Нет, Ирэн Фрэн отнюдь не пытается идеализировать Клеопатру: она оставляет царице все ее пороки и даже не пытается их оправдать дурной наследственностью или внешними причинами. Она просто инстинктивно во всех ситуациях принимает ее сторону, как мать при любых обстоятельствах остается на стороне любимой дочери. Жестокая? Да. Коварная? Да. Мстительная? Еще какая! Распутная? Пожалуй, тоже да. Но своя. А от своих так просто не отступаются.
Но если столь эмоциональное отношение к героине вызывает скорее симпатию, пусть и несколько снисходительную, то вещью совершенно загадочной является избыточно цветистый и раскидистый авторский стиль. Каждое существительное у Ирэн Фрэн властно требует себе определения, результатом чего становятся порой крайне забавные фактические ошибки. Например, спокойные сезонные ветры муссоны, от которых Александр Македонский почему-то страдает не где-нибудь, а в Восточном Средиземноморье, дуют яростными порывами. Кстати, тот же Александр, по мнению Ирэн Фрэн, является счастливым обладателем круглого щита (очень важная и символическая, с точки зрения автора, деталь), несмотря на тот факт, что круглыми щитами македонцы не пользовались отродясь, с незапамятных времен храня верность щитам прямоугольным.
Ту же, а именно декоративную, природу имеют и многочисленные логические неувязки: Птолемеи восемь поколений женятся друг на друге, но вырождение им отнюдь не угрожает, о нет - все это происки завистливых римлян; казна Птолемеев хронически пуста, но расточительность вовсе не является их пороком - напротив, они рачительные и разумные хозяева своей страны. И так далее - почти до бесконечности.
Впрочем, кого это может взволновать? Ирэн Фрэн создала великолепную образцово-показательную историю нильской царицы, не способную оскорбить ничьих чувств - особенно чувств ценителей прекрасного. Эта книга порадует любого невзыскательного любителя древности, чтущего традиции и не чурающегося стилистических красот. Не то, что статуи из Британского музея, например.