Белла Шагал. Горящие огни. Иллюстрации Марка Шагала. - М.: Текст, 2001, 351 с.
ДВОЙНОЙ перевод - с идиша на французский и лишь затем на русский - похоже, не повредил книге. Впечатление первоисточника полное. Тем более что иллюстрации мужа почти снимают проблему перевода: рисунки надежно предохранили текст от транслингвистической порчи.
Белла не пишет о своей жизни с Шагалом. Для нее история любви началась гораздо раньше, в детстве. Богатая хасидская семья. Черно-белый колорит набожности отливает золотом из витрин собственного ювелирного магазина. И все чудеса иудейской веры впечатляюще материальны. Это и праздничные "ханукальные деньги" для детей, пророк Илия, ритуально входящий в дверь снежным ветром, хлебные крошки, выметаемые изо всех углов и сжигаемые накануне еврейской пасхи.
Всем событиям восприимчивая Беллина душа внимает и все запоминает. Но когда посреди счастливого солнечного дня община оплакивает разрушение первого храма, столь сильный эстетический контраст одной, без помощи друга-художника, разрешить невозможно. Неудивительно, что встреча с Марком описана в отдельных патетических главах - как приход Мессии.
Стиль ее прозы - короткие динамичные фразы - сполна передает отрывистость детских чувств. Это можно расценивать как умело найденный прием, но также и как прямое и цельное высказывание памяти, ведь ее цепкость литературна. Случайно попав на чужую свадьбу, Белла сразу угадывает кульминацию и участвует в ней: "У нас в руках ленты из цветной бумаги. Распорядитель начинает петь. Мужчины с женихом все ближе. Красный ковер весь-весь покрыли черные ботинки. Невеста ожидает стоя. А мы ее поддерживаем."
Дома строгая жизнь по законам Торы тем не менее полна событий. Здесь героически следит за порядком кухарка Шая, играют, обжорствуют, дерутся, изводя младшую сестренку, братья, отец молится или раскладывает бриллианты перед знатной клиенткой, мать погружена в долговые расчеты, предоставляя детей самим себе. И только когда приходит праздник, все собираются в исполнении религиозного канона, и эти минуты для Беллы самые напряженные и значительные.
Родной Витебск предстает в ритмических картинках. Люди, пейзажи, времена года - источники движения, ритм которого и нужно уловить автору. Вся непредсказуемость города - в нескладном мальчике Пине, которому все же поручают разносить подарки на Пурим. Готовые образы Шагалу оставалось лишь "обвести" находчивой линией. Об этом удачно написала в послесловии Апчинская: "Графика здесь, как и в других работах мастера, заимствует приемы у литературы... Он рисует, как пишет, используя разный нажим пера, цезуры и многоточия... в исчезающе-малых штрихах и точках, почти неразличимых по своей тонкости контурах".
Линия Шагала как будто навощена увлекательной прозой Беллы. И тогда делается яснее заглавие книги.