Николай Савинов. Жорж Бизе. - М.: Мол. гвардия, 2001, 356 с.
Бесспорно, Максим Горький, задумавший серию ЖЗЛ еще в 1933 году, вряд ли лично интересовался судьбой Жоржа Бизе, но в силу собственного духовного опыта, будучи человеком буквально выбившимся "из грязи в князи", живо интересовался феноменом превращения обычных людей в "замечательных", а точнее, в знаменитых. Вообще, механизм превращения обычных мальчиков или девочек в героев того или иного типа, своего рода алгоритм мифологизации некогда реальной человеческой жизни, всегда оставался и останется крайне интересной темой как для "обывателей", так и для "непризнанных гениев". С этой точки зрения книга Николая Савинова о Жорже Бизе таит в себе массу достоинств и вполне может считаться "сладкой карамелькой" для любителей мемуарного жанра. Кстати сказать, тема превращения человека в миф затрагивается в этой книге в первой же главе с авантюрным названием "В понедельник 21 декабря": "Мальчугана потрясло то, что у взрослого вызвало бы лишь улыбку: Адольф-Аман возомнил себя композитором. Романсы и вокализы, тетрадь фуг, струнный квартет, фортепианный этюд, посвященный сыну. Не останавливаясь перед расходами, он издал за собственный счет эти великие произведения┘ Значит, музыку создают не какие-то недосягаемые люди?.. Значит, и он, Жорж, может попробовать?".
И Жорж Бизе попробовал. За свою недолгую жизнь - как и Александр Пушкин, Бизе скончался от сердечного приступа в хрестоматийные 36 лет 3 июня 1875 года - он успел поработать почти во всех музыкальных жанрах. Это и оперы, самой знаменитой из которых остается злополучная "Кармен", написанная по мотивам одноименной новеллы Проспера Мериме, и оперетты ("Доктор Миракль", "Мальбрук в поход собрался"), многочисленные кантаты ("Ангел и Тобил", "Женитьба Прометея"), оды-симфонии "Улисс и Цирцея" и "Васко да Гама" и многое другое. Особенно впечатляюще в его послужном списке выглядит оратория "Женевьева Парижская", если учесть, что Женевьевой звали супругу Бизе.
К чести издания можно сказать, что, хотя и неполный, но достаточно подробный список основных произведений и дат жизни приведен в конце книги Савинова, как то и подобает академической книжной серии.
С такой же легкостью и подкупающей непосредственностью, с каковой Савинов описывает реальные события в жизни Жоржа Бизе, анализирует он и некоторые произведения великого французского композитора. Так, например, описывается симфония "Воспоминания о Риме": "┘Стремительно взлетающие триоли. Глухой шум хроматических пассажей. Мчится охота. Для одних - удовольствие, для других - смерть. Может быть, смерть все-таки пройдет мимо? На какое-то время в лес вернулись красота и покой. Но вот снова растет шум погони. Зловещи удары литавр. Смерть совсем рядом┘".
Удивительно трогательно предваряется глава "Женевьева", посвященная жене Бизе: "Куда мы идем? - спрашивает Бизе. Страна шла к Седану. Бизе - к собственной гибели. 3 июня 1969 он женился на Женевьеве Галеви. Часы были пущены. Ровно через шесть лет - день в день - его не стало.".
Надо сказать, что автор не скрывает своего откровенно негативного отношения к супруге композитора, постоянно заостряя читательское внимание на действительно неблаговидных поступках этой несчастной женщины, как, например, ее резкий уход с премьеры "Кармен" в ту же секунду, когда стало ясно, что это провал. Не забывает Савинов и постоянно упоминать о психической неуравновешенности Женевьевы Галеви, о дурной наследственности в области психиатрии и о прочих деликатных подробностях.
Однако это обстоятельство нисколько не умаляет достоинств очень хорошей книги в жанре биографии. В конце концов претензия на откровенно авантюрный, даже приключенско-игровой стиль обязывает автора работать в рамках избранного жанра. А какой авантюрный роман без Роковой Женщины!
Огромная часть книги посвящена социальной проблематике и политической атмосфере, в которой приходилось существовать Жоржу Бизе. Но, на мой взгляд, это вполне оправданно, учитывая описываемую эпоху. Едва ли можно было бы не сказать о Французской революции 1848 года. А о Франко-прусской войне, в ходе которой Жорж Бизе на общих основаниях состоял в рядах народного ополчения, и вовсе нельзя умолчать.
Подводя итог, я хочу сказать, что все-таки лучше поздно, чем никогда, хотя иные предпочитают пословицу "хороша ложка к обеду". Нет в мире ничего однозначного. Пусть и на 795 позиции, но Жорж Бизе наконец-то вошел в топы бессмысленного и беспощадного хит-парада мировой культуры в понимании отдельно взятой русскоязычной книжной серии.