Десять лет без права на молчание
Сергей Давлатов. Эпистолярный роман с Игорем Ефимовым. - М.: Захаров, 464 с.
ДВА СТАРИННЫХ приятеля, два товарища по ленинградской литературной группе "Горожане" Сергей Давлатов и Игорь Ефимов оба эмигрировали в конце 70-х. Оба в Америку. Довлатов, этапом через Вену, пристал в Hью-Йорке, а Ефимов для начала поработал редактором в "Ардисе" у Карла Проффера в штате Мичиган, а затем уже в качестве владельца издательства "Эрмитаж" перебрался в Hью-Джерси. Их переписка длилась более десяти лет - с 1978 по 1989 г. И это никакой ни памятник русской диссидентской жизни, это - сама жизнь с ее семейными торжествами, коммунальными склоками, эмигрантской беспризорностью, американской предприимчивостью и писательскими междусобойчиками. То и дело мелькают самые дорогие русскому сердцу имена - Саши Соколова, Виктора Сосноры,
Иосифа Бродского, Василия Аксенова и пр. и пр. Все в разных эмоциональных контекстах. Но ради этого и читаем.
Без черного и белого
Георгий Ипполитов. Деникин. - М.: Молодая гвардия, 2000, 531 с.
ГОРЬКИЙ в 1933 году и вообразить себе не мог, что задуманная им серия "замечательных людей" в один прекрасный день впустит в свои молодогвардейские ряды не кого-нибудь, а самого генерал-лейтенанта царской армии и "главаря ярой белогвардейской контры" Антона Ивановича Деникина. Впрочем, доживи Алексей Максимович до наших времен, он, думается, не был бы в претензии. "Молодая гвардия" - одно из самых толерантных отечественных издательств, которое умело обходит краеугольные камни экстремизма. Только что выпущенная книга Григория Ипполитова - этакий постсоветский продукт диалектического психологизма: в истории нет ни черного, ни белого, а уж тем паче пестр и противоречив человек, тем более такой, как полководец, политик и писатель Антон Иванович Деникин. Жестокий, но честный, порой несправедливый, но последовательный. Против большевиков положил армию, а с гитлеровцами сотрудничать не стал. Как профессиональный историк Ипполитов снабжает свое повествование массой документальных свидетельств и архивных материалов. Среди прочего - воспоминания дочери генерал-лейтенанта Марины Антоновны Грей и доселе неопубликованные у нас "Очерки русской смуты" самого Деникина.
Не корысти ради
В.А. Бахревский. Савва Мамонтов. - М.: Молодая гвардия, 2000, 513 с.
В НАШУ эпоху все ускоряющейся реабилитации и реставрации купеческих нравов для колоритной фигуры русского буржуа не найдется лучшего прототипа, чем Савва Мамонтов. Он является самим подходящим историческим персонажем для того, чтобы какой-нибудь умелый писатель-имиджмейкер слепил из его черт новый тип национального героя: он-де и деньги делать умеет, и искусством интересуется, и художников опекает, но жизнь при этом любит все-таки больше, чем деньги и искусство вместе взятые. Прогрессивный, радушный, чуткий, чувствительный. И конечно же, писатель и публицист Владислав Бахревский не может не симпатизировать своему герою. В его воображении рождается образ крупного российского промышленника, который множит свои капиталы не корысти ради, а во славу России, но оказывается жертвой извечной правительственной подозрительности и козней завистников.
Но история жизни Мамонтова - лишь один из мотивов книги Бахревского, или, так скажем, сюжетный стержень, на который нанизываются биографии близких Мамонтову людей - художников, артистов, музыкантов, всех, кого потчевали в знаменитом Абрамцеве и кто не забыл туда дорогу даже после тотального разорения его хозяина.
Н.О.