0
1625
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

21.12.2000 00:00:00

Гений противоречий

Тэги: Уайльд


Ричард Эллман. Оскар Уайльд. - М.: Издательство Независимая Газета, 2000, 688 с.

ИСТОРИЧЕСКАЯ эпоха тем ценнее для нас, чем большее количество "исторических персонажей" ее населяет. Именно поэтому Рим времени упадка республики для нас стократ ближе и интереснее, чем эпохи последующие и предыдущие, ибо именно здесь на маленьком историческом пятачке пересеклись пути Цицерона и Катона, Цезаря и Помпея, Катулла и Марка Антония, Клеопатры и катулловской Лесбии-Клодии - таких изумительно живых и так подробно описанных друг другом и современниками. Еще одной точкой пространства и времени, способной составить конкуренцию Риму I века до рождества Христова, без сомнения, является викторианская Англия, за короткий срок породившая невиданное количество гениев и талантов, среди которых существование одних, казалось бы, должно было исключить возможность появления и успеха других.

Квинтэссенцией викторианства является эпоха "позднего викторианства" - 70-90-е годы прошлого века, ставшие временем подлинного торжества антиномизма, когда в английском обществе мирно уживались совершенно противоположные взгляды, а их носители равно процветали и пользовались известностью и общественным признанием. Квинтэссенцией же собственно "позднего викторианства" можно смело счесть Оскара Уайльда - самую противоречивую и в то же время самую цельную и яркую фигуру своего противоречивого времени.

Именно в этом ключе трактует своего героя Ричард Эллман - автор вышедшей в издательстве "Независимая Газета" самой полной на сегодняшний день биографии писателя: Уайльд для него - это пересечение всех мыслимых непересекающихся прямых; человек, поддавшийся всем - даже взаимоисключающим - соблазнам эпохи.

Успешно продвигаясь по лестнице масонской иерархии, Уайльд терзался желанием перейти в католичество. Преклоняясь перед Рескиным - самым моральным и чистым мыслителем своего времени - он был другом и единомышленником Пейтера - человека, поставившего во главу мироздания чувственную красоту. Оставаясь эстетом до мозга костей, в "Портрете Дориана Грея" он навеки проклял эстетизм и отрекся от него. Просиживая ночи напролет на крыльце знаменитой красавицы Лили Лэнгтри лишь для того, чтобы хоть несколько секунд лицезреть ее, возвращающуюся домой из поздних гостей, он влюблялся в мужчин и боготворил красоту в теле прекрасного юноши. В "De profundis" - эссе, написанном Уайльдом в тюрьме, - автор сначала предстает в личине кающегося грешника, а затем внезапно и совершенно неуловимо для читателя перевоплощается в невинного мученика, ликующего в собственной правоте. "Истина в искусстве отличается тем, что обратное ей тоже верно", - провозгласил Уайльд в эссе "Истина масок".

По мнению Эллмана, именно эта черта - "склонность к внезапному принятию истины, противоположной некой исходной истине, с которой все готовы согласиться, и столь же правдоподобной, как она", - черта, в любом другом ставшая бы слабостью, для Оскара Уайльда оказалась залогом величия. Именно склонность к парадоксам, считает Эллман, - это определяющая черта Уайльда, а его произведения суть "плоды не доктрин, а споров между доктринами".

Подобный дискурсивный подход к личности и творчеству Оскара Уайльда позволяет Эллману избежать порока, присущего многим биографам писателя, неизменно пытающимся расчленить своего героя и, порубив на порционные куски, изучить их в отдельности, несмотря на неизбежно возникающие и совершенно не разрешимые при таком способе исследования внутренние противоречия (к такого рода сочинениям относится, например, книга Жака де Лангланда, в которой главным объектом исследования становится гомосексуальная составляющая личности Уайльда).

Впрочем, выверенностью метода достоинства книги Эллмана далеко не исчерпываются. Восхищение вызывает сочетание трех качеств, совпадение которых в рамках одного произведения является в известной мере феноменом, а именно: скрупулезной тщательности при работе с фактами, концептуальности и - несмотря ни на что - увлекательности. Композиция книги настолько хороша, что весь неимоверно сложный в добывании и неизбежно скучный для читателя "биографический мусор", вроде экзаменационных оценок героя или его переписки с маргинальными лицами, о которых зачастую и известно-то лишь, что к ним когда-то писал Оскар Уайльд, - словом, весь этот тяжеловесный материал, рассчитанный на специалистов, воспринимается на едином дыхании и удивительно гладко ложится в рамки авторской концепции. При этом, что тоже редкий случай, концептуальность книги нигде не проявляется в явном насилии над фактами, замалчивании одних или выпячивании других.

Книга полна прелестных и зачастую малоизвестных цитат из самого Оскара Уайльда, а также из его многочисленных знакомых. Возможно, именно тщательный отбор этих "bon mots" и делает биографию таким занимательным чтением. Забавные фразы, вроде определения "Баллады Редингской тюрьмы" как попытки "перекиплинговать Хенли", безусловно, были вплетены автором в тугую фактографическую ткань с целью сделать ее менее плотной и более проходимой. Этой же цели, очевидно, служат очаровательные маленькие анекдоты из жизни Уайльда, вроде эпизода на экзамене по богословию, где в ответ на предложение преподавателя прервать разбор фрагмента Нового Завета, посвященного истории апостола Павла, юный эстет отозвался: "Тсс, тсс, давайте продолжим, надо же узнать, что все-таки приключилось с этим несчастным". Тем не менее все подобные вставки смотрятся совершенно органично, и нет ни одного места, где автора можно было бы упрекнуть в излишней склонности к развлекательности в ущерб композиционной стройности.

Напротив, именно такое чередование интеллектуализма и массовости, заключенное в совершенную концептуальную оболочку, приближает биографию "святого негодника Оскара Оксфордского, мученика и поэта" к творчеству самого Уайльда, делая ее похожей на книгу, которую тот смог бы создать, если бы жил в наши дни и вдруг задался целью написать чью-то биографию. Литературоведа Ричарда Эллмана, например.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1173
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3011
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2121
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1692

Другие новости