Л.Л. Сабанеев. Воспоминания о Скрябине. - М.: Классика-XXI, 2000, 400 с.
В ЭТОЙ книги странная судьба. Ее первое и до сего момента единственное издание вышло в свет в 1925 году, за год до эмиграции автора из советской России. К тому же ее автор, знаменитый музыковед и музыкальный писатель Леонид Сабанеев, сосредоточился в своих мемуарах на облике Скрябина-философа, Скрябина-мистика и оккультиста, и "центральный" сюжет его книги - грандиозный замысел преобразования вселенной и человечества средствами искусства.
Все это вместе взятое сослужило сабанеевским "Воспоминаниям┘" недобрую службу. Их критиковали и "справа", и "слева": материалисты - за налет "мистики и чертовщины", оккультисты - за хихиканье в адрес Елены Блаватской. Однако откровенная насмешливость в описании скрябинских "оккультных экспериментов" соседствует у Сабанеева с неподдельным, почти "мистическим" ужасом при описании исполнения Скрябиным своей музыки, не говоря уже о последних страницах книги, где речь идет о завершении "мистерии жизни" великого композитора. Здесь размышления Сабанеева, закоренелого скептика-материалиста, сходны скорее с "черной фантастикой" Мейринка: читая их, трудно избавиться от мысли, что автор и впрямь ощутил вторжение в жизнь Скрябина тех "таинственных сил", которые жили на страницах его сонат, поэм, прелюдий... И завершение "Воспоминаний..." в стиле фантастического романа, и множество вопросов, оставшихся без ответа (обещанное автором продолжение так и не было написано), свидетельствуют о том, что ерничество "по оккультному поводу" неуместно. Серьезен же автор только в конце, перед лицом "Смерти белого звучания", внезапно пришедшего прозрения, что у него на глазах прошла подлинная Мистерия - со страшными экспериментами с пространством и временем, с таинственными гостями из параллельных миров...
"Воспоминания о Скрябине" - замечательный подарок всем любителям музыки, прежде всего, конечно, почитателям скрябинского гения. Ценный материал для поклонников учения Николая Рериха и приверженцев восточных эзотерических учений. И, наконец, просто увлекательнейшее повествование о жизни великого музыканта, интересное любому читателю, интересующемуся русской культурой. Кроме того, сабанеевские "Воспоминания..." - это главный источник сведений о последних годах жизни Скрябина, об образном строе и содержании его поздних сочинений, о световой строке "Прометея" и многом другом. Обильные цитаты из этой книги мы найдем практически у каждого исследователя-скрябиниста, даже у тех, кто, не приемля книги Сабанеева, обвиняет автора в "искажении" скрябинского облика.
Кстати говоря, в достоверности информации, приводимой мемуаристом, сомневаться не приходится: долгое время работая с архивами Скрябина, я убедился, что многие мысли композитора, записанные Сабанеевым, слово в слово повторяются в записях, сделанных им самим. Мы можем только поблагодарить биографа за его феноменальную память.
Второе издание "Воспоминаний о Скрябине", выпущенное издательством "Классика-XXI", снабжено прекрасными комментариями и послесловием Сергея Грохотова, хотя содержание последнего и отмечено некоторыми противоречиями, которыми грешил и сам Сабанеев. Скепсис в отношении "экзальтированных мистиков-скрябиниан, появившихся в недавние годы", неожиданно сменяется у автора послесловия указанием на "безграничную и таинственную силу, заключенную в магии его (Скрябина) музыки". Что ж, это лишнее доказательство того, что книга продолжает жить, излучая ауру загадки Скрябина, которая еще так далека от разрешения.
Несомненно, что выход в свет этих удивительных мемуаров намного пополнит ряды "мистиков-скрябиниан", и это совсем не так плохо. Композитор, как до него Елена Блаватская, как после него Николай Рерих, пытался восстановить на новом историческом этапе подлинную религию-миросозерцание наших предков, дающую человеку власть над Хаосом истории. Видимо, не случайно Константин Бальмонт назвал Скрябина одним из четырех "гениев-охранителей" России, которые "одним своим присутствием, священной действительностью своего существования ручаются, что великое царство за мигом паденья знает торжество возрождения и нет ему гибели".
В один год с первой книгой Сабанеева вышел еще один труд о великом композиторе - Александра Петровича Коптяева, - где есть замечательные слова: "Скрябина я не отделяю ни от жизни, ни от религии; есть скрябинская жизнь, есть скрябинская религия. Можно так же "жить по Скрябину", как и по Толстому. Когда придет эта новая культура?"