Рене Груссе Р. Чингисхан: Покоритель вселенной. - М.: "Молодая гвардия", 2000, 286 с.
Эта книга - классическое жизнеописание видной исторической личности, созданное европейским ученым первой половины нашего века. Академик Груссе, чьи интересы в истории простирались от Ближнего до Дальнего Востока, написал достаточно занятную и вместе с тем серьезную биографию Чингисхана, основателя великой Монгольской империи XIII века.
Автор прекрасно разбирался в средневековой истории Востока, в частности Монголии, Китая и сопредельных стран: события жизни Чингисхана (1167-1227 гг.) показаны во взаимосвязи с главнейшими вехами развития Центральной Азии и Китая.
В качестве главного источника для своей монографии Груссе взял древнемонгольское историческое сочинение "Сокровенное сказание", повествующее в основном о жизни Чингисхана. Кроме того, Груссе привлек труды некоторых древних персидских и арабских историков. Он опирался и на исследования своих коллег, европейских историков-востоковедов прошлого и начала этого века. К сожалению, имея под рукой главнейшие источники, доступные западным ученым в первой половине XX в., историк не имел возможности использовать "Жизнеописание султана Джалал ад-Дина", написанное современником монгольского нашествия ан-Насави. Сын хорезмшаха Мухаммеда (правителя Средней Азии и Ирана) Джалал ад-Дин был единственным известным в истории полководцем, сумевшим одержать ряд крупных побед над войсками Чингисхана.
Книга Груссе - это история личности, и большое внимание автор уделил подробностям личной жизни Темуджина (титул "Чингисхан" тот получил уже в зрелом возрасте). История привязанностей, симпатий и антипатий главного героя составляет канву повествования.
Автор считал чрезвычайно важными те особенности характера Темуджина, которые позволили ему объединить вокруг себя преданных соратников и стать во главе монгольских племен. Груссе находил у Темуджина природный дар магнетизма, который испытывал на себе каждый, имевший с ним дело. Более того, автор полагал, что Темуджин как государственный деятель обладал рядом важных моральных качеств, привлекательных для современников: "Его власть не только несла с собой порядок, но и отличалась умеренностью, своеобразной моралью и, я чуть было не написал, "человечностью", то есть обладала всеми теми свойствами, которые отсутствовали у его противников".
Соперники Чингисхана, по мнению автора, уступали ему в человеческих качествах. Его главный противник, монгольский вождь Джамуха, которого Груссе удостоил звания "Анти-Цезаря", представлял собой иной тип личности. "Хронисты как один человек указывают на неустойчивость его натуры, склонность к интригам, коварство, а также на безмерное честолюбие, вдруг уступавшее место приступам самоуничижения и раскаяния", - писал Груссе о монгольском "Анти-Цезаре".
Груссе относился к Чингисхану с большой долей симпатии. Называя своего героя варваром, автор, однако, изобразил его скорее положительной фигурой: "Главными качествами завоевателя были ум и рассудительность. Он совершал или позволял совершать самые немыслимые зверства, но лишь потому, что в современной ему монгольской среде иного способа ведения войны не знали, как не представляли себе другого образа жизни, кроме кочевого, находя оседлые страны годными только для грабежей, разбоя и охоты на человека".
Вообще Груссе склонен был выделять в завоевательных войнах Чингисхана личный аспект, моральную подоплеку событий. Причину страшного разорения и завоевания монголами Китая он видел в древних счетах Чингисова рода с китайскими императорами. А нашествие на государство хорезмшахов было вызвано, по его мнению, исключительно убийством монгольских купцов местным наместником. Такой подход к трактовке событий средневековой истории является вполне научным, но оставляет вне внимания соображения политики и экономики.
Для российского читателя особо интересным будет описание битвы на реке Калке (1223 г.), где военачальники Чингисхана, Субедей и Джебе, одержали верх над разрозненным войском русских князей. Допустив путаницу в именах князей, Груссе, однако, высказал оригинальное мнение о последствиях убийства русскими монгольских послов. Автор отметил, что точно так же четырьмя годами ранее хорезмшах Мухаммед навлек беду на свою страну, допустив убийство монгольского каравана.
Издание книги Груссе на русском языке имеет ряд важных достоинств, как и недостатков. К первым следует отнести прекрасный перевод и занимательные иллюстрации. Ко вторым можно причислить отсутствие достаточной информации об авторе и его книге. К тому же русское послесловие не содержит серьезной оценки труда Груссе с точки зрения современной науки, но посвящено общим темам истории кочевников.
Итак, если пропустить послесловие, которое не имеет прямого отношения к биографии Чингисхана, читатель найдет в книге интереснейшее жизнеописание этой незаурядной личности. Здесь Чингисхан предстает как живой человек, который испытывал обычные чувства и эмоции (любовь, дружба, гнев, ненависть), имел свой моральный кодекс и своеобразную веру в справедливость.