0
1667
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

15.06.2000 00:00:00

Два разных символизма


Н.Валентинов. Два года с символистами. - М.: XXI век - Согласие, 384 с.

Сергей Маковский. Портреты современников. - М.: XXI век - Согласие, 448 с.

Сергей Маковский. На Парнасе Серебряного века. - М.: XXI век - Согласие, 560 с.

ЭТА мемуарная серия стала долгожданным подарком служителям культа Серебряного века. Наконец-то изданы полностью две книги Сергея Маковского, основателя и издателя знаменитого "Аполлона", а также - сюрприз для читателей - воспоминания мало кому известного революционного деятеля Н.Валентинова (Николая Вольского).

Мемуаристы повествуют "из разных глубин". "История символизма" Валентинова фиксирует в основном частную жизнь персонажей, разговоры о политике на лавочке или при разжигании самовара. У Маковского же, выросшего в семье придворного живописца, Серебряный век сложен из событий светского круга. Все, что происходило в салонах, редакциях солидных изданий, закрытых кружках, курортных пансионах, получает увлекательное (и, может быть, самое авторитетное) описание.

Уже в очерке об отце, открывающем книгу "портретов", Маковский декларирует свой принцип мемуариста: "оградить <текст> от всякой "Dichtung" (поэзии), отмечая одну строго проверенную "Wahrheit" (правду)". Такое "нордическое" противопоставление имеет смысл. Язык Маковского тяготеет к традиционности жанра и простоте, что защищает его от домыслов, на которые может спровоцировать размашистый стиль. Если по этому принципу выстроить все мемуары о Серебряном веке, то Маковский будет гораздо ближе к "Некрополю" Ходасевича, чем к явно мифологизированным "Петербургским зимам" Георгия Иванова и "Берегам" Одоевцевой.

Не полагаясь только на свою память, Маковский без всякой ревности цитирует многие другие источники. Делается это не только для полноты картины, но как бы для воскрешения и новой встречи милых сердцу биографов. Отброшенная поначалу "поэзия" (то есть сентиментальность) все равно входит в текст. Сначала чужими словами, а затем внедряется в интонацию автора и порождает такие созерцательно-критические пассажи, где анализ творчества только оживляет рассказ. Трогательность - кодовое чувство этих воспоминаний.

Начав издавать в 1909 году "Аполлон", Маковский отдалился от "мирискусников" (о них - в "портретах" Дягилева, Александра Бенуа и др.) и оказался в самом центре литературной жизни. Журнал объединил лучших поэтов. Здесь, на собраниях "поэтической академии", происходило размежевание символистов и акмеистов. Все коллизии этого переворота Маковский мог наблюдать и как участник, и как властный издатель. Поэтому действующие лица: Вячеслав Иванов, Анненский, Волошин, Мандельштам, Блок, Гумилев - фигурируют, помимо прочего, еще и как простые сотрудники.

Каждый "портрет" здесь - художественная биография. Реальность, не разделяемая на "жизнь" и "творчество" и, главное, подчиненная религиозному чувству. Вообще всякое подлинно религиозное устремление, не заигрывающее с мистикой, и определяет для Маковского "большого поэта". Именно в отношении художника к религии он видит исток и смысл всякого творчества.

Так, судьба Анненского поразила Маковского мучительной и неразрешимой загадкой его одухотворенного атеизма. Взгляд на поэта ускользает от твердого определения, но искусство, с каким он дается, сродни музыке. "Как ни прятался он за метафоры... как ни доказывал, что лучше разделенной любви... грезить одному... "выдумать себя", чтобы "стать Богом", - дух его требовал иного и ощущал иное". "Свет нездешний томил его; он не видел и роптал, - тоскуя, слепой и вещий, тешась игрой ума и оплакивая слепоту сердца, пламенно непримиримый, безутешный". С этим не хочет мириться и Маковский, доказывающий, что за ширмами эстетизма у Анненского все-таки была глубокая, но ошибочно символизированная вера.

Кроме религиозности Маковский выделял своих современников еще по одному критерию - недооцененности. В воспоминаниях вырастает целая плеяда поэтов, чьи тихие зерна так и не взошли на почве фанатичных художественных новаций.

Иваном Коневским (Ореусом), другом Маковского по университету, "литературные круги заинтересовались по-настоящему лишь после... безвременной смерти. Коневской... утонул, купаясь в реке Аа около Риги. Только университет окончил. Двадцати трех лет от роду". Анализируя его стихи и статьи, автор открывает символиста совершенно иной идейной направленности, чем столпы движения - Белый и Блок. И снова характеристики свежи и неистовы: "Поэзия Ивана Коневского... - антитеза отчаянию, отравившему стольких поэтов fin de siecle... Восприняв умственную культуру от старшего поколения, примкнув к декадентской его всеискушенности, Коневской не заразился метафизическим пессимизмом. Наоборот - с какой порывистой верой утверждает он "бодрое скрепление новых, неведомых живостроений"!.. Поэзия была для него увенчанием воли к бытию".

Другой поэт, Александр Добролюбов, вообще отказался от литературы. "Опростившись по Толстому", странствуя и проповедуя, он выпустил (если не считать ранних стихов) единственный сборник стихов и прозы "Из книги невидимой", написанной в сказовой традиции.

Венчает же подпольную плеяду Василий Комаровский (1881-1914). Наследственная паранойя и в то же время нежный, добродушный характер - тот тайный излом, что, очевидно, для Маковского был знаком избранности. А ранняя самостоятельность в поэзии, виртуозное владение сонетом и серьезность тем совсем завораживают мемуариста. Он признает Комаровского несомненным неоклассицистом, предвидевшим возвращение русской поэзии от буйства экспериментов к "ясности Пушкина" и "традиции преображающего реализма".

Связывая эти имена, Маковский выстраивает свою альтернативу тому Серебряному веку, который к 60-м годам закрепился в советских и зарубежных анналах. Прежде всего Маковского не устраивает в нем культ Блока, который особенно расцвел в эмиграции.

Очерк о Блоке направлен на развенчание этого культа. К его поэзии Маковский подходит как строгий редактор. В очерке приводится огромное количество сомнительных словоупотреблений, изысканных в блоковских стихах. Чаще всего это нарушения правил грамматики, реже - "невнятицы" из целых строф и стихотворений: "взмахнул кадило", "не жду я ранних тайн, поверь, они не мне взойдут", "лошадь храпела навек" и т.п.

Обвинение скрупулезное и последовательное. Но обвинитель не ограничивается простой корректурой. Речь идет вообще о состоятельности Блока как поэта. "Невольно спрашиваешь себя: мистическое озарение не было ли только преходящей иллюзией Блока, внушенной ему отчасти Андреем Белым? Да и сам-то Блок был ли так уж уверен в своей "астральной" избранности?... - спрашивает Маковский и уверенно отвечает: ...литературная простота ему не давалась, он был весь насыщен иносказательными эпитетами и велеречивым пафосом. В этом причина... его творческой муки: безмерное самомнение и, пароксизмами, доходящее до отчаяния неверие в свой дар".

Впрочем, ценность этой критики не в спорных выводах. Весь солидный свод "неграмотностей Блока" хорошо иллюстрирует пограничность его поэтики. Возможно, именно в сопряжении провиденциальности и неспособности Блока к языку будущий исследователь найдет ключ к иному пониманию символизма.

Острым неприятием личности и поэзии певца Прекрасной дамы пронизаны и мемуары Н.Валентинова "Два года с символистами". Будучи не литератором, а профессиональным подпольщиком и журналистом, автор выказывает большую смелость в суждениях о символистах, с кем ему довелось общаться в 1900-е годы. Однако хороший свободный язык книги заставляет ей верить.

В ожидании революции символисты (и не только они) взялись за усвоение политико-экономических теорий. Валентинов же искал среди поэтов тех, кто мог бы идеологически вдохновить выдохшиеся после 1905 года левые партии. Таким человеком был Андрей Белый, и книга рассказывает большей частью о нем. Правда, восприятие политики через мистические озарения так и не привело его к взаимопониманию с Валентиновым. Более того, отрицая всякий божественный смысл символизма, Валентинов пускается в разоблачение "изощренной двойственной природы" его адептов. Только честная фактографичность и описательность не дает книге скатиться в памфлет. Любовь к пережитому затеняет иронию, и автор чувствует ответственность только за подлинность свидетельства.

Книга полна комичных историй. Но все комичное неизменно отражает будущую трагедию, как в этом рассказе: "В моей комнате... целый угол был занят всем, что нужно для атлетических упражнений, - штанга, гальтеры, гири... Среди гирь одна - огромная, круглая... Поднять и взметнуть ее вверх пробовали и артист Райский, и граф Ланской, и символист Эллис... и Максим Горький, увидев ее, стал, так же как и все, пробовать ее поднять: "А сколько весу-то в ней?" Ничего подобного Белый не сделал: придя к нам в первый раз и идя мне навстречу, он, прежде чем поздороваться, мимоходом ласково погладил эту гирю, словно она была собачка или кошечка". Символизм, по Валентинову, достоин признания.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Редакция НГ-Религий

Синод РПЦ разжаловал бывшего главного церковного дипломата

0
4405
Что будет с экономикой России после СВО?

Что будет с экономикой России после СВО?

Максим Максимов

Для стран будут актуальны не только социальные и политические вызовы

0
2567
Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
2939
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
2884

Другие новости