0
964
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

27.04.2000 00:00:00

Блестящая книга о театре


Марина Райкина. Москва закулисная. Записки театрального репортера. - М.: Вагриус, 2000, 415 с.

МИМО ЭТОЙ книги так просто не пройдешь. "Театр - нечто такое, что достойно вашего внимания" - словно убеждает обложка. Все сразу, в одном флаконе, один на другом - Женя Миронов, Шура Ширвиндт, Державин в женском платье поправляет чулок, Алла Коженкова, Саша Захарова, пол-лица от Ольги Аросевой. Название - "Москва закулисная" и "разъяснение" для тех, кто еще не решился выложить деньги: "Тайны. Мистика. Интриги". Надо брать. На некоторое время даже отложить в сторону популярную брошюрку про эзотерику, любовный роман и новый детектив Дашковой (или Марининой). На некоторое время книга Марины Райкиной заменит все это. Перефразируя Шкловского, книга Райкиной пестра, как труд посылаемого с биржи человека.

Хорошая книга. Выглядит - как дорогая. Прекрасный - иначе не скажешь - дизайн, позволяющий не экономить бумагу и размещать на странице всего несколько строк, красивые буковки (гарнитура "гарамонд"), много фотографий, на которых запечатлены знакомые лица. Замечательный подарок, даже если люди, которым вы собираетесь ее дарить, не считают себя заядлыми театралами. Острое мнение об опере, часто случается, высказывают как раз те, кто никогда не бывал в Большом или любом другом музыкальном театре. Для таких книга Райкиной станет особенно ценным "путеводителем".

Интервью, репортажи с репетиций, рассказы о тружениках "невидимого театрального фронта", пространные философствования на темы смерти на театре или - там же - любви, об интригах, которыми славятся сцена и особенно закулисная жизнь артистов. Многое, если не все, уже печаталось на театральной страничке "Московского комсомольца". Автор работает в популярной газете, что особо подчеркнуто на задней обложке, и это обстоятельство, вероятно, должно помочь в "продвижении" книги на рынке. Но не только поэтому - то есть в силу некоторого знакомства с материалом, - перевернув последнюю страницу, вы с удовлетворением замечаете, что эта блестящая книга о театре нисколько не поколебала ваших представлений о предмете. Автор и не собирался переворачивать ваши представления о мире (и, в частности, о театральном). Но ведь читали-то вы не отрываясь... То тут пощекочут, то там поманят, то подведут к самой двери, за которой вот-вот... Но - ни-ни, дальше уже нельзя. Последнее, впрочем, кажется уже присочинено автором этих строк, поскольку из книги Марины Райкиной определенно следует, что театр, хоть и полон мистики и всяческих тайн, в общем и целом понятен и даже в чем-то прост. Если, конечно, за дело берется репортер "МК". Можно ли было написать сложнее? Наверное. Но тогда бы и читать было не так просто.

Рассказывая о театре, Райкина практически остается вне контекста. Книга Райкиной по сути - некультурная книга. В ней есть истории, много театральных баек, в которых "заняты" в том числе и великие герои прошлых лет, но это, если угодно, приходит в книгу извне, от разных информаторов. Автору вроде бы доступны все, она левой ногой открывает двери "Ленкома" и легко преодолевает контрольно-пропускной пункт во МХАТе имени Чехова, на все ее вопросы с готовностью отвечают Марк Захаров, Галина Волчек, Олег Табаков, Ольга Аросева, в одном с ней купе едет из Москвы в Санкт-Петербург Николай Караченцов... Сама она, в сущности, ничего эксклюзивного к ими сказанному добавить не может. Написанная легко, книга не оставляет ощущения свободы, поскольку свобода прохода в театр со служебного входа - не та же, когда человек может свободно говорить о театре, даже том, конкретном, в котором так небдителен оказался вахтер. Редкая цитата кажется случайной гостьей, добавленной в уже сверстанный текст, скажем, Григорием Гориным или кем-то еще - из тех, кому в начале книги автор выражает благодарность.

Это - с одной стороны. С другой, в книге Райкиной нет ничего, что бы вызывало открытое неприятие, как это случилось, например, с книгой Егоровой об Андрее Миронове. Но Марина довольно-таки требовательно подошла к отбору своих газетных текстов, и те как раз, которые вызывали скандал и могли, будучи заново воспроизведенными, вызвать новое негодование, в книгу не вошли. Книга Райкиной не очаровывает, но и не обманывает. Если не цепляться к обложке, это честная книга. Автор не выдает себя за того, кем не является, не претендует на высокое звание критика или историка театра, он - репортер. Но репортер, если он любит предмет, о котором пишет изо дня в день, со временем может стать знатоком. Взгляд нашего автора - неизменно поверхностный, любопытствующий, но внутрь не устремляющийся. То есть походы автора внутрь - это чисто географические перемещения в театральном пространстве: из энного ряда партера - за кулисы, в гримерки. И, как говорится, дальше, дальше, дальше.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Доктор Ида

Доктор Ида

Татьяна Маргулис

Не знаю, как остальные, но мы точно не умрем

0
1212
Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Концерт пройдет 20 апреля на сцене Кремлевского дворца

0
1981
Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Концерт пройдет в рамках цикла «Время, вперед!» в музее «Новый Иерусалим»

0
2023
У Дели есть свой человек в Вашингтоне

У Дели есть свой человек в Вашингтоне

Владимир Скосырев

Вице-президент США посетит Индию с супругой

0
2826

Другие новости