0
879
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

30.03.2000 00:00:00

Коллекция бабочек


Чукоккала. Рукописный альманах Корнея Чуковского. Предисловие и пояснения К.Чуковского. - М.: Премьера, 1999, 400 с.

ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ полагал, что всем его современникам уготована встреча в Петербурге, словно именно там похоронили они свое солнце. В Петербурге они не встретились, зато сошлись в "Чукоккале". Или, наверно, правильнее будет сказать на "Чукоккале", ибо год назад это имя получила малая планета # 3094 - где-то на полпути между Марсом и Юпитером. Единственная планета, названная в честь книги. Может быть, там, подобно ангелам на гумилевской Венере, бродят они - символисты, акмеисты, футуристы, обериуты, забыв обо всех прижизненных распрях, и говорят прекрасным языком, состоящим из одних только гласных.

Именно такое впечатление - гармонии человеческой, политической и литературной - создают страницы "Чукоккалы" - литературного альманаха, возникшего 20 июля 1914 года и получившего свое имя с легкой руки Ильи Репина из слияния двух слов: фамилии "Чуковский" и названия финского поселка "Куоккала", где в то время снимала дачу семья Корнея Ивановича. Европе оставались считанные дни мира, а компания интеллектуалов на балтийском взморье развлекалась старинной игрой "в альбом". Мировая война занимала этих легкомысленных питомцев муз очень мало. Через несколько дней после ее начала Чуковский предложит своим гостям написать в "Чукоккалу", чего они ждут от войны и когда она может закончиться. Вот варианты ответов: "Уверен, что кончится к 25 декабря. Жду полного разгрома швабов" (сам Чуковский). И, подтрунивая над ним, Евреинов: "К Рождеству. Жду разгрома тевтонов". Единственная пронзительная нота - Юрий Анненков: "Когда кончится война - не знаю и ничего от войны не жду, но я жду, чтобы скорее ожили ноги моего отца, которые отекли во время его бегства из Берлина".

Страницы альманаха подобраны не в хронологическом порядке, и за стихами 14-го года вполне может следовать рисунок года 41-го. Очевидно, композиция альманаха была изначально подобна композиции наскальной росписи, где каждое новое поколение находило пятачок, не заполненный предыдущим, и создавало на нем нечто свое. Так же хаотична "Чукоккала" и в плане содержания: Шаляпин здесь не поет, а рисует, Собинов пишет стихи, Блок сочиняет шутливую комедию, а прозаик Куприн упражняется в поэтической сатире. Серьезные стихи (например, автограф знаменитого мандельштамовского "Нет, не луна, а светлый циферблат...") соседствуют с шутками, зачастую не слишком удачными или кажущимися нам таковыми, ибо юмор, особенно юмор ситуативный, в наибольшей степени подвержен тлению. Рисунки Репина, Анненкова и Шехтеля перемежаются детскими почеркушками младшего Набокова, знаменитые имена - именами безвестными или просто инициалами.

Изредка среди бессвязных записей можно вычленить некое подобие интриги: "классицист" Борис Садовский шутливо пикируется с Сергеем Городецким, упрекая его в импотенции. Какой именно - творческой ли, физической ли, не уточняется. Городецкий возмущен и протестует. Евреинов свирепо преследует поэта Беленсона за мнимый плагиат. Чтобы доказать право своего литературного первородства, он идет на откровенную фальсификацию: находит в альманахе свободное место на одной из первых страниц и пародирует стихотворение Беленсона "Экспромт", датированное 14-м годом. При этом Евреинов ставит под своей пародией фальшивую, более раннюю дату. Беленсон и вставший на его защиту Бенедикт Лившиц разражаются гневной патетикой и публикуют опровержение. Но Евреинов продолжает бессовестно гнуть свою линию и завершает дискуссию едкой фразой: "Люблю подражателей". Впрочем, сколько-нибудь законченная интрига на страницах альманаха - скорее исключение. Чувствуется, что интриги раскручивались вне "Чукоккалы", где-то рядом с ней. В самом же альманахе сохранялся лишь их случайный отсвет.

Встречаются в "Чукоккале" документы и вовсе удивительные. Например, автограф фрагмента "Баллады Редингской тюрьмы", подаренный Чуковскому другом Оскара Уайлда Робертом Россом. Или "Временные правила о порядке сожжения трупов в Петроградском Государственном Крематориуме". Дата на документе - 28 декабря 1920 года.

Единственное, что объединяет эту литературную и художественную чересполосицу, - это фигура самого Чуковского. Не случайно Ираклий Андроников - один из поздних авторов "Чукоккалы" - называет альманах биографией Корнея Ивановича, писанной его друзьями. Чуковский присутствует в каждой строчке, где зримо, где незримо. Своими комментариями, тоже несколько сумбурными, но изумительно точными и живыми, он вбивает скобы, стягивающие корпус текстов в единое целое. Безусловно, именно Чуковский, а не эпоха и даже не литература является главным героем этого удивительного альбома.

Сам Чуковский определял суть своей "Чукоккалы" английским словом "хобби". И для владельца, и для всех участников альманах всегда оставался любимым занятием, никак не связанным с основной профессией. Поэтому нет в "Чукоккале" и следа того, что составляло суть жизни каждого из них. Но сами они присутствуют на страницах альманаха, подобные засушенным бабочкам, собранным рукой великого коллекционера.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1253
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3121
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2218
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1774

Другие новости