Валерий Меницкий. Моя небесная жизнь. Воспоминания летчика-испытателя. Серия "Досье". - М: ОЛМА-ПРЕСС, 1999, 748 с.
ДАЛЕКО не все знаменитые летчики-испытатели, оставив штурвал самолета, берутся за перо, оттого почти каждая книга, написанная покорителем небес, становится ярким откровением, привлекающим внимание знатоков. В свое время "высший пилотаж" в мемуарном жанре показал ас Великой Отечественной, защитник Москвы легендарный летчик Марк Галай. Уже в наши дни вышли воспоминания Юрия Гарнаева и генерал-майора Героя Советского Союза Владимира Ильюшина. Подобных книг в отечественной литературе наберется немного. Тем отраднее, что окончание столетия, "века авиации", совпало с публикацией мемуаров заслуженного летчика-испытателя, Героя Советского Союза, заместителя генерального конструктора ОКБ им. А.И. Микояна Валерия Меницкого, которого по праву называют легендой русского неба. Его небо, его летная работа уже принадлежат XXI столетию.
Автор книги - человек относительно молодой: родился в 1944-м, окончил летное училище в 1969-м, до недавнего времени был шеф-пилотом, "играющим тренером" молодых испытателей. Он первым исполнял, судя по вполне официальной информации, такие фигуры высшего пилотажа на вираже, как "кобра", а также "поворот на горке" и "колокол". Ему первому довелось освоить "штопор", "нулевые" скорости и другие режимы сверхманевренности, присущие новейшим боевым машинам - истребителям пятого поколения. Меницкий поднимал в первый полет опытные образцы самолетов МиГ-27 и МиГ-29, испытывал даже космический аппарат "Спираль"...
Правда, о своих заслугах автор говорит часто вскользь, без указания на приоритеты и рекорды, замечая, что в какой-то момент осознал: быть первым не означает быть всегда лучшим.
Главное - сделана хорошая, важная работа, и на "МиГах" сегодня летают сорок процентов летчиков-истребителей всего мира. В этом есть и доля труда Валерия Меницкого, у которого любовь к небу, как он пишет, осталась такой же "сильной и окрыляющей".
Едва ли не первым среди мемуаристов автор без прикрас описывает мир творцов нашей авиационной техники, конструкторов и испытателей новейших боевых самолетов, которыми гордится Россия. Валерию Меницкому довелось покрутиться в водовороте человеческих страстей, "повоевать" за высокую марку своей фирмы - микояновского КБ. В книге интересно описаны будни Летного испытательного центра в подмосковном Жуковском и Центра боевого применения ВВС (ЦБП) под Липецком. Дается анализ ряда учебных воздушных боев между МиГ-29 и Су-27, поиска оптимальной "размерности" отечественных боевых истребителей, моделирования их действий против условного вероятного противника: например, "связки" американских F-15 и F-16. Автор считает "стратегической ошибкой" ОКБ отказ руководства фирмы на каком-то этапе создать многоцелевой истребитель МиГ-29М3.
Конечно, не все утверждения автора бесспорны, однако в книге дается простор для различных точек зрения. Опыт Меницкого уникален, и к его мнению прислушиваются те, кто создает истребители, предназначенные для завоевания господства в воздухе и для работы по наземным точечным целям в сложных метеоусловиях днем и ночью... Его мемуары интересны, однако, не только технической, но также и человеческой фактурой, в них нет "фигур умолчания", ибо обо всех сторонах профессии и личной жизни летчиков-испытателей там говорится предельно искренне и откровенно. Даже о роли жен, женщин вообще в судьбе наших покорителей небес. По мнению Валерия Меницкого, российские женщины - лучшие в мире. Но, конечно, первым делом самолеты. Особенно для молодых летчиков, с которыми автор щедро делится секретами своего профессионального мастерства и семейного счастья. Начинающим он дает совет не забывать брать в небеса противоперегрузочный костюм: "Надевай ППК смолоду - будешь любить до старости".