Ирина Хакамада. Девичья фамилия. - М.: Подкова, 1999, 416 с.
Книга Ирины Хакамады - и автобиография, и политический манифест одновременно. Не случайно в начале тома помещены детские и семейные фотографии автора, а в конце - снимки с митингов и концертов, проводившихся "Правым делом" в разгар нынешней предвыборной кампании.
Удивительно, что и автобиографическая, и "общественно-политическая" части читаются с одинаковым интересом. Возможно, главная причина этого - неподражаемая искренность, с которой Ирина Хакамада рассказывает о, казалось бы, совершенно несопоставимых вещах - к примеру, о своей маленькой дочке Маше и особенностях функционирования бюрократического аппарата.
Зачем? Что это - предвыборная акция, попытка привлечь к себе внимание или потребность в самовыражении, которая, как и у всех ярких людей, у Хакамады, безусловно, развита? Скорее всего, и то и другое. Но такой способ рассказа о себе ни в коем случае не отталкивает, а, наоборот, покоряет читателя. И в первую очередь потому, что с первого взгляда видно: это не халтура, не наскоро слепленное повествование, а живой, играющий светом и тенью автопортрет, ценность которого отнюдь не сиюминутна.
Читателю является совершенно неизвестный ранее человек. Со своими страхами и комплексами, внутренним поиском, постоянными попытками ответить самому себе на главный вопрос: кто я, или, вернее, что я такое? Не случайно книга начинается с объяснения семантики самой фамилии Хакамада. Оказывается, на русский язык ее можно перевести как "самурайские штаны в поле". На первый взгляд - полная несуразица, а на самом деле оказывается, что наш борец за либеральные ценности происходит из древнего самурайского рода.
Либерализм и самураи, скажете вы, - явления несовместные. И будете правы. Самое удивительное - судя по книге, Ирина Хакамада вся соткана из подобных противоположностей. Отсюда и постоянные зигзаги, которые описывает судьба автора. Но отнюдь не ее внутреннее "я". С первых до последних страниц кажется, что пишет все это чрезвычайно жизнелюбивый, полный энергии и оптимизма человек.
Книга построена по принципу "от личного к общественному": сначала читатель наблюдает личность Ирины Хакамады в развитии и только потом получает возможность оценить размышления этой уже сформировавшейся личности о том, что она видит вокруг.
Книгу украшают своеобразные "вкладыши" к основному повествованию, содержащие рассказ об Ирине ее близких, друзей и знакомых: поэта Владимира Вишневского, политолога Сергея Караганова, мужа Владимира Сиротинского, кинорежиссера Александра Митты, писателя Виктора Шендеровича и няни маленькой Маши Светланы Игнатенко. И много-много черно-белых фотографий, на одной из которых вас поджидает обман зрения. Неожиданно покажется: вот сидит Евгений Примаков, а рядом с ним - две Хакамады┘ (приглядевшись, можно распознать, что "двойник" Ирины - не кто иной, как Владимир Рыжков, лидер фракции "Наш дом - Россия).
Казалось бы, в книге нет ничего, чем можно привлечь массового читателя, ни скандальных подробностей чьей-то политической биографии, ни откровений на грани фола. Получается - чтение для элиты, которая и без того голосует за правых? Нам так не думается. В книге нет ничего, что бы отсекало какую-то часть читателей, она написана просто и живо, очень хорошим русским языком. А российский читатель уже давно соскучился по подобной литературе┘