Петр Сувчинский и его время.: Сборник. - М.: Композитор, 1999, 456 с.
ИСТОРИЯ культуры "русского зарубежья" по-прежнему напоминает карту неизвестной страны с множеством белых пятен. Это особенно очевидно, когда речь идет о культуре музыкальной. Наши сведения о творчестве и судьбах композиторов, исполнителей и музыковедов, в разное время покидавших нашу страну, до сих пор неполны. Сейчас, когда схлынул первый исследовательский бум, особенно ценными для развития науки оказываются сбор и систематизация материалов, разбросанных по многочисленным архивам на Западе, исследование жизни и творческой деятельности фигур так называемого второго плана. При первом, поверхностном прикосновении исследователей многие из них оставались в тени, заслоненные творчеством и судьбами более крупных личностей. Но без них история развития русской культуры выглядит неполной.
Петр Петрович Сувчинский - знаток русской и западноевропейской философии, музыки, поэзии, написавший множество статей, человек, обладавший разносторонними талантами. Он прожил долгую жизнь и сыграл значительную роль в творчестве композиторов нескольких поколений. В книгу включены статьи Сувчинского о русской литературе и музыке, опубликованные в разное время на русском и французском языках, часть его обширной переписки и воспоминания людей, знавших Петра Петровича.
Наиболее интересные разделы книги рассказывают об истории взаимоотношений Сувчинского с Игорем Стравинским и Сергеем Прокофьевым. В разделе, посвященном Стравинскому, Светлана Савенко раскрывает неизвестные ранее подробности сотрудничества Сувчинского с этим выдающимся композитором при создании книги "Музыкальная поэтика". Впервые в России опубликована одна из глав "Музыкальной поэтики" Стравинского, написанная Сувчинским. Письма Прокофьева из архива Сувчинского, также впервые опубликованные в сборнике, дополняют сведения о распространении произведений этого композитора в Германии и о его связях с европейскими музыкантами.
Не менее увлекательные страницы посвящены переписке Петра Петровича с уникальной пианисткой, философом, переводчиком Марией Вениаминовной Юдиной, чье столетие празднуется в этом году. Ее деятельность расширяет рамки привычных понятий исполнителя и педагога. В эпистолярном диалоге Юдиной и Сувчинского предугадываются тенденции развития музыки XX столетия. В нем возникают имена Штокхаузена, Ксенакиса и многих других современных композиторов.