Феликс Зинько. Кое-что из истории Одесской ЧК. - Одесса: Друк, 1998,
148 с.
Феликс Зинько. "Во всем виноват капитан...". - Одесса: Друк, 1998, 187 с.
Феликс Зинько. Вся жизнь и еще четыре года. Документальная повесть о генерале Н.А. Марксе. - Одесса: Друк, 1998, 196 с.
ПРОЧИТАВ, где-то с большим, где-то с меньшим интересом, три книги Феликса Зинько, спрашиваешь себя: что же у них общего, кроме автора? Что может внутренне связать эти столь различные по тематике книги: страшные страницы истории Одесской ЧК, восстановленная по кусочкам жизнь "красного генерала" Никандра Маркса и жизнеописание черноморских капитанов? Пробираясь сквозь лабиринт фактов, дат, имен, вдруг улавливаешь аромат Одессы, слышишь ее особый говор, плеск Черного моря, словно идешь по ее улицам, углубляешься в ее прошлое: город незримо присутствует повсюду. И приводит книги к общему знаменателю.
Наиболее интересной кажется книга "Во всем виноват капитан..." - своеобразный каталог капитанов Черного моря. Здесь и Джевецкий, изобретатель подводной лодки при Александре III; и "просвещеннейший капитан" Шмидт; и "капитан капитанов" Лухманов; и правнук декабриста Пестеля Модест Иванов; и "капитан-неудачник" Иван Ман; и Гусев, тоже Иван, - сроднившийся телом и душой со своей "Капеллой"; и Вадим Никитин, умерший прямо на мостике своего судна... Список начинается с Джузеппе Гарибальди, посетившего Одессу. И заканчивается трагической гибелью "Адмирала Нахимова".
...Быстрокрылых ведут капитаны, /Открыватели новых земель, /Для кого не страшны ураганы, /Кто изведал мальстремы и мель. "Для них Земной шар - Шарик, упакованный в авоську параллелей и меридианов".
Две другие книги Феликса Зинько, насыщенные фактографическим материалом и комментариями автора, тоже наверняка найдут своего читателя.
Лилия ВАСЯНКИНА
О религии, предательстве и рабах
Юрий Щекочихин. Рабы ГБ. XX век. Религия предательства. - Самара: Российский Фонд правовой и социальной защиты журналистов. - Издательский дом "Федоров", 1999, 416 с.
СВОИ и Чужие. Мы и Они. Опричники, охранка, чекисты. Кажется, это было всегда, и страшная аббревиатура ГБ не перевернула мир с ног на голову. Наверное, поэтому Михаил Горбачев, который в целом высоко оценивает Щекочихина как журналиста, в своем предисловии к его книге оговаривает, что не во всем согласен с автором. "В XX веке предательство стало неосуждаемым. О нем перестали размышлять и считать его пороком, которого надо стыдиться", - пишет Щекочихин. Если бы это было правдой, автор не получил бы ни одного письма от бывших стукачей, не собрал бы материала и не написал бы этой книги. В сказках и былинах, во всей мировой литературе и прямо, и иносказательно утверждается, что унизить, развратить, напугать можно только того, кто и так был трусом и негодяем.
Еще в прошлом веке писатель-демократ сказал, что мы - нация рабов. Теперь еще один писатель говорит о том, что в нашей бедной стране есть просто рабы ГБ. Можно согласиться, что труд миллионов зеков был рабским, однако рабами ГБ в той ипостаси, о которой пишет Щекочихин, становились исключительно по зову сердца. И они-то в переписку с автором книги не вступали. А те, что вступали - запуганные, завербованные, но никого не предавшие, - хранили свой грех в тайне долгие годы. Поэтому с таким облегчением исповедуются, пытаются вылечить свою простуженную совесть.
Чтобы не показалось, что у меня только "ума холодные наблюдения", должна признаться: меня напрямую касается тема книги - я знакомилась с архивными делами репрессированных деда и бабушки. И я узнала, что и те, кто доносил, и те, кто допрашивал, и те, кто судил, - все они были расстреляны. Их судьбы - в тех же томах дела, они так же прошиты и пронумерованы.
Потому-то и царапают словосочетания "религия предательства", "менталитет души". Они хлестки, но неточны. Гораздо точнее: "Ложь - религия рабов и хозяев". А еще: маленькая ложь рождает большое недоверие.
Щекочихин включил в книгу повесть "Жизнь после" - попытку антиутопии. Удалась ли она, судить не мне, ведь известно, что своего читателя находит каждая книга.
Елена СЕМАШКО