«Камень хладный поцелую и навеки в смерть уеду...» Фердинанд-Виктор Перро. Набережная Фонтанки. Эрмитаж
В комнате за сценой собралась послеконцертная компания, и Борис почитал свои стихи наравне с другими, а потом спросил:
– Евгений Александрович, вам не кажется, что здесь только два поэта – вы и я?
Евтушенко сказал, коротко подумав:
– Да, наверно.
Есть и другая версия. Борис говорил после застолья: я здесь единственный поэт, ну и немножко – Евгений Александрович Евтушенко.
Говорят, на этой горячей волне его вынесло на улицу, там он схватился с майором милиции в штатском, его взяли в участок и показали, где раки зимуют.
Шел июнь 1997 года. Евтушенко прилетал в Екатеринбург на один концерт. Через три года Борис сказал мне: я не читал ни строки Евтушенко.
Тотчас по его уходе, крайне раннем, к Борису Рыжему прилепили две этикетки: «последний советский поэт» и «первый поэт поколения». То и другое опять же напоминает о Евтушенко, каковой и сам определяется как последний советский поэт. Дивны дела твои, Господи, – Борису и в голову не пришла бы такая аналогия, ан кто знает, как наше слово отзовется. Так что? Борис Рыжий – оный новый Евтушенко? Остыньте, если раскалились. Речь не о том.
Тут речь о том, что будем
Мы нашу честь беречь.
Стоит почитать его стихи, начиная с середины 1990-х: тематически, стилистически и тому подобное – «Камень хладный поцелую», Петербург. Блоковская музыка, лебеди, фонтаны, парки, дворцы, каналы, мосты. Обожаемые мэтры – Рейн, Кушнер. В классических образцах – Державин, Батюшков, Пушкин, Денис Давыдов, Лермонтов, Боратынский, Вяземский, Некрасов, Тютчев, Аполлон Григорьев, Полонский, Огарев, Фет, Случевский, Блок, Брюсов, Анненский, Заболоцкий, Георгий Иванов, Адамович. Никакого «больше чем поэта». Поэт. Только поэт, и никто другой.
Петербургская поэзия на уральской почве? Уральская поэзия на питерском камне? Такой выверт? Не было выверта. Был поиск себя.
Над саквояжем в черной арке
всю ночь играл саксофонист.
Бродяга на скамейке в парке
спал, постелив газетный
лист.
Я тоже стану музыкантом
и буду, если не умру,
в рубашке белой, с черным
бантом
играть ночами на ветру.
Чтоб, улыбаясь, спал пропойца
под небом, выпитым до дна, –
спи, ни о чем не беспокойся,
есть только музыка одна.
Написано в том самом 1997-м. В том самом Петербурге. У Рыжего много стихов об уличных музыкантах и вообще об уличной музыке. Это о себе. Поэт улицы, уличный мальчишка. Так? Не так. Близкие знали: он по сути домосед и месяцами не выходит из дому.
Города было два, два бурга – в честь Петра и в честь Екатерины. И Петр, и Екатерина – не те, о ком мы думаем. Дома у него было тоже два. Свой, с женой и сыном, и – родительский, в двух шагах от своего. В родительском доме был телефон. Это уже нечто третье – остальной мир, с которым он говорил чуть не без умолку. Раздвоенность? Вряд ли. Один в одном. Оставим арифметику. Но она нас будет настигать по причине беглости его жизни и неторопливости общего течения бытия.
... Боре было лет шесть, когда его спросили: кем работает твой папа?
– Царем.
Отца, директора Института геофизики Уральского отделения АН СССР, возила служебная черная «Волга». Десятилетний Боря утверждал в кругу дворовых кентов:
– Мой папа – вор в законе.
Ему верили.
В другом случае он сообщил о том, что его папа – забойщик скота, а мама – жиловщица мяса.
Борис Рыжий. Только поэт, и никто другой.
Фото с сайта www.borisryzhy.com |
...У поэта Александра Леонтьева сказано: перебитый Уральский хребет. Челябинск по этой метафоре находится в районе копчика или шеи. Очень ранимые места. На юге хребта. Но не будем гиперболизировать – больной ходит, он не лежач, и хотя кажется, что он раскинулся на спине, он бегает, движется, летит на иномарках, напоенный пятью озерами. В принципе он похож на долину, и так оно и есть – тут течет река Миасс, изрядно поросшая тиной и камышом, подъемы и спуски не бьют в глаза, а центральный проспект Ленина прям как стрела, и чугунный Ильич на пьедестале – это площадь Революции – могуче широкоплеч, массивно кряжист и почернел, по-видимому, оттого, что стоит, как Брестская крепость, во вражеском окружении бесчисленных банков и супермаркетов, а его прямым оппонентом высится небоскреб Видгоф, произведение местного олигарха-депутата Видгофа. Там гранд-отель. Это почти на самом въезде в центр города. Собственно, город, если ехать из аэропорта, начинается с озера и Видгофа.
Когда родился Борис – 8 сентября 1974 года, – ничего подобного, естественно, не было, и Ленин не смотрел в сторону «Арбата» (так тут и называют улицу Кирова, б. Уфимскую) – теперь, наверное, везде на Руси есть свой Арбат, то есть пешеходная улица со всеми аксессуарами московского образчика, в частности – с кафешками, ресторанами, банками и бутиками, с фонарями и мемориальными досками на старых домах, брусчаткой и музыкантами и живописцами на ней. Есть и пара книжных магазинов, но книг Бориса Рыжего там нет, и персонал не знает этого имени. Зато на чугунной скамейке сидит черный чугунный юный Пушкин с лицом казачка, в большом ведре-цилиндре, а неподалеку – бронзовый Розенбаум с гитарой, весьма похожий, блещущий от ладонных прикосновений восхищенной публики. Время такое. Блескучее.
Среди пешеходов фигурируют и другие изделия уральского ваяния в бронзе – верблюдица и верблюжонок, саксофонист (портрет в полный рост умершего местного кумира), дамочка чеховского типа начала ХХ века с соблазнительно изогнутым тазобедром, в шляпке и с зонтиком, но без собачки, а также странничек в треухе, лаптях и сумой на плечах перед пюпитром с раскрытой книгой – называется ЗАКОН: непосредственно перед дверью областного законодательного собрания. В ногах верблюдицы и верблюжонка азиатский мальчик в тюбетейке, сидя, скрестив ноги, играет на флейте. Борис называл себя трансазиатским поэтом. Башкирия и Казахстан рядом. На улицах много скуластых черноглазых лиц восточного типа, а топонимика этих мест сплошь тюркская и ханты-мансийская.
До того как эта местность покрылась купеческим двух-, трехэтажьем в камне и дереве (кое-что осталось поныне), русские служилые люди в первой половине осьмнадцатого века (1736) обнаружили, говоря словами старинного документа, «на реке Миясе в урочище Челеби в тридцати верстах от Миясской крепости» дивное пространство, где ни одного места не было «с недостатками к житью человеческому, земля черная, луга, рыбные и звериные ловли довольные». Начали осваивать землю и обучать новоселов «казачьей экзтерции» дважды в год, дабы у каждого «была годная к случаю лошадь и конная верховая, также санная и тележная сбруя». Челяба в переводе с тюркского – «царевич», а также «образованный, миловидный, красивый, солнцеподобный». Тоже в точку. А как же. Мой папа работает царем.
На сих дрожжах и оперный театр вырос мощноколонный с тремя белеными фигурами над центральным фасадом: советские юноша и девушка по краям воздушно взмахивают руками, в центре – сидящая арфистка с мощными конькобежными икрами. Есть только музыка одна, по преимуществу русская – Михаил Глинка и Сергей Прокофьев увековечены во внезапных для себя местах, поскольку не имели счастья бывать в этих краях. Город чувствовал себя русским – и никаким иным. Борис говорил: я – еврей.
Мы к этому еще, разумеется, вернемся. Первое толкование навскидку:
В сем христианнейшем из миров
Поэты – жиды!
Марина Цветаева, «Поэма конца» (1924)
15 февраля 2013 года около Челябинска рухнул метеорит. Несколько зданий задело взрывной волной. Людей не затронуло, не считая госпитализированных 69 человек, пострадавших в основном от страха. При желании и некотором воображении тот метеорит можно счесть блудным сыном Урала, вернувшимся в отчий дом. Такое ощущение, что великолепный Сад камней на берегу Миасса пополнился собратом с небес.
Тютчев:
С горы скатившись, камень лег
в долине.
Как он упал? Никто не знает
ныне –
Сорвался ль он с вершины сам
собой,
Иль был низринут волею
чужой?
Столетье за столетьем
пронеслося:
Никто еще не разрешил
вопроса.
Иногда так возвращаются поэты.
Иногда в их честь устанавливаются мемориальные доски. Это произошло 8 сентября 2014 года на улице Свободы, 149. Платиново-светлую доску поместили между окон угловой парикмахерской на первом этаже. Борис похож на боксера после победного боя. Чубатого, с глубоким шрамом на левой щеке от глаза до нижней челюсти. Художник С.Л. Черкашин.
«В этом доме 8 сентября 1974 года родился поэт Борис Рыжий».
Это не совсем так (роддомом пренебрегли), но родился он действительно в Челябинске на улице Свободы. Хорошо, что это город металлургии и металлообработки – металла на мемориалы хватает. Хорошо, что есть такие люди, как Андрей Крамаренко, – инициатор и мотор создания памятной доски. С ним-то мы и приехали на Урал. Туда, где возникает тютчевский вопрос, повторенный Мандельштамом:
Паденье – неизменный
спутник страха,
И самый страх есть чувство
пустоты.
Кто камни нам бросает
с высоты –
И камень отрицает иго
праха?
...Отец готовил ему геологическое будущее, но совершил огромную – для своих планов – педагогическую ошибку: внушил младенцу поэтический образ мира, состоящий из русских стихов, высоких идеалов, великих надежд. Колыбельной Бориса была русская поэзия. Эта музыка в мужском исполнении и была тем истинным уроком ритмики, который вошел в плоть и кровь, не оставив других путей для дальнейшего существования. Потомок запорожского сотника переварил эту музыку в соответствии с данным ему временем, включив в арсенал своих боевых средств некоторые ноты из письма к турецкому султану. Репинские хохочущие казачины неотъемлемо присутствовали в аудитории, какой бы она ни была – школьной, студенческой, екатеринбургской, питерской, роттердамской, московской, трансазиатской.
Самые первые упражнения по сплетению слов в рифму Боря проделал еще в восьмилетнем возрасте под руководством сестры Оли – перед сном. Притом что эпиграммы и прочие колючие шутки регулярно сыпались на головы окружающих, – говорят, стихописание – уже как высокая болезнь – поразило его лет в четырнадцать. Еще раньше он и детективчики пописывал.
Но это было секретом. Дело шло медленно. Он довольно долго утаивал и чувства, и мечты свои, остро сознавая, что мысль, извлеченная из-под его пера (карандаша), ложна по неумению ее хорошо изречь. Однокурсники поначалу были не в курсе. Он проявлял себя больше в проделках и дурачествах с лидерским уклоном. Такого типа:
На практике в городке Сухой Лог, рядом – поселок Знаменка, с целью знакомства с ребятами с других факультетов (геология и гидрогеология) Борисом была создана ДНД (Добровольная народная дружина). В задачу данной дружины входило: контроль за порядком в лагере (который сами же и нарушали), а в некоторых случаях и экспроприация спиртных напитков у злоупотребляющих лиц. Сформировали инициативную группу, которой были выданы красные повязки, и люди стали выходить в дозор. Таким образом был установлен контроль обстановки в лагере, а также дополнительный источник спиртосодержащей жидкости. Большинство компаний считало почетным угостить представителей ДНД несколькими рюмочками водки. За особые заслуги сотрудникам ДНД разрешалось какое-то время поносить «знаменитую» кожаную кепку Бориса.
Это свидетельство Вадима Курочкина, однокурсника. О поэзии речи нет. О ней и не говорили в Сухом Логу. Но она там была. Там, на левом берегу реки Пышма, есть вулкан девонского периода, высокий холм, голый – не заросший лесом, похожий на спину гигантского мамонта, полувылезшего из вечной мерзлоты. Имя этого места – Дивий камень: старое название от первопроходцев-казаков, старое слово, означающее «удивительный, дивный», а в песнях и сказках – «лесной, дикий, дикорастущий», даже «девий», а также «неручной, недомашний». Все вместе это и есть поэзия.
Моя книга – не филология, отнюдь. В некоторой степени весь этот текст – скажем так, худо рифмуя, – антология, потому как поэзия хлещет отовсюду и только через стихи можно говорить о Борисе Рыжем.
Здесь уместно напомнить название первой книги Мандельштама: «Камень».
Кружевом, камень, будь
И паутиной стань:
Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань.
Из исторического далека, по законам долговременной оптики, Дивий камень напоминает и могильный холм, а также поставленное природой надгробье.
Рыжий вопрошал:
О чем молчат седые камни?
Зачем к молчанию глуха
земля? Их тяжесть так
близка мне.
А что касается стиха –
в стихе всего важней молчанье, –
верны ли рифмы, не верны.
Что слово? Только ожиданье
красноречивой тишины.
Стих отличается от прозы
не только тем, что сир
и мал.
Я утром ранним с камня
слёзы
ладонью тёплой вытирал.
Парадоксально, но уралец Борис Рыжий нашел для стихов другой камень («Петербург»):
Я уехал к черту в гости,
только память и осталась.
Боже милый, что мне надо?
Боже мой, такую малость –
так тихонечко скажи мне
страшной ночью два-три
слова,
что в последний вечер жизни
я туда приеду снова.
Что, увидев пароходик,
помашу ему рукою,
и гудок застынет долгий
над осеннею Невою.
Вспомню жизнь свою глухую –
хороша, лишь счастья
нету.
Камень хладный поцелую
и навеки в смерть уеду.
Вот вам и отзвук Фета:
Хочу нестись к тебе, лететь,
Как волны по равнине
водной,
Поцеловать гранит холодный,
Поцеловать – и умереть!
...Как-то он повис на балконе, на руках, дома у родителей. Его подняли. Когда с ним нелегко было управиться, родители звонили кому-то из друзей. Однажды Маргарита Михайловна позвонила в психдиспансер, приехала «скорая», явились два здоровенных медбрата, волки, не люди:
– Это что такое? Что ты тут устраиваешь? Давай собирайся.
Борис увернулся и одному из них влепил по челюсти. Его скрутили. На следующий день Маргарита Михайловна забрала его из больницы. Он увидел ее из окна, около которого курил, когда она шла в больницу. Закричал:
– Мама! Забери меня отсюда!
…У Константина Случевского Борис ценил многие вещи, могу предположить – прежде всего «Я видел свое погребенье…». Сквозная метафора этой книги требует вспомнить другую вещь Случевского:
Что, камни не живут?
Не может быть! Смотри,
Как дружно все они краснеют
в час зари,
Как сохраняют в ночь то
мягкое тепло,
Которое с утра от солнца
в них сошло!
Какой ужасный гул идет
от мостовых!
Как крепки камни все
в призваниях своих, –
Когда они реку вдоль берега
ведут,
Когда покойников, накрывши,
стерегут,
И как гримасничают долгие
века,
Когда ваятеля искусная рука
Увековечит нам под лоском
красоты
Чьи-либо гнусные, проклятые черты!