0
6065
Газета Накануне Интернет-версия

15.01.2015 00:01:00

Вертеп Ионы

Борис Евсеев

Об авторе: Борис Евсеев – прозаик, поэт, лауреат премии правительства РФ в области культуры и премии «Венец», Бунинской, Горьковской и других премий.

Тэги: проза, юмор, история


проза, юмор, история

Это чтобы не висел запах пота. Феликс Валлотон. Озеро для купаний летним вечером. 1892–1893 гг. Музей искусств, Цюрих

Повесть «Офирский скворец», отрывок из которой мы помещаем, будет опубликована в журнале «Юность» (2015, № 1–2), а затем в издательстве «Время».


Воблистый Голев был не просто чучельник, а чучельник «с левой резьбой», с прибабахом. Изготовляя чучела, он потом обрызгивал их слезами и мечтал оживить вновь.

– Из чучел в дальнейшем безупречные звери получиться могут, – говорил он, – смирные, ненадоедливые. А когда звери и птицы чересчур живые, – как-то норову в них многовато!

Ближе к вечеру, подвигав ушами-локаторами и подергав себя за красную бороду, Голев задумался о скелете и перьях скворца. Запах перьев с обеда витал близ его ноздрей: сладко-говняный, но и приятно-глинистый. Узнав от инженю Суходольской о том, что говорящий скворец попал в театр к Толстодухову, Голев разволновался:

– Ведь и косточек после Ионы не соберешь! Перышка, живоглот, не оставит! А я чучелку набью. Для утехи старшеклассникам. И назвать птицу можно будет как-нибудь призывно: «чудесный рыловорот» или «священный страхоидол»…

Таксидермист позвонил в театр. Оттуда внаглую не ответили.

Мобилки Суходольской и Толстодухова тоже вдруг оказались вне зоны доступа.

Тут Голев самолично в «Театр Ласки и Насилия» (сокращенно ТЛИН) и двинул. Он зашел со служебного входа, поднялся на второй этаж, отворил дверь бухгалтерии…

На полу лежали полтора трупа. На высоких стульях, рядом с трупом резонера Чадова и полутрупом симпатичной бухгалтерши Гали, у которой была, по первому впечатлению, отнята нога, сидели актеры и заунывно твердили роли.

– Мы московский, мы школьный феатр! – завывали актеры на старинный лад, – мы вам представим сейчас, кто мы есть, а пули лить не бу-у-удем…

– Я – Бомелий.

– Я – Девка-Чернавка.

– Я – Гаер.

– И все мы в вертепе Ионы Толстодухова играть больше никогда не станем!..

Школьный театр и полутрупы – Голева на миг приворожили. Но тут же, пятясь, он стал отступать к выходу.

– Куда, удавленник? Отвечай: для какой надобности сюды прибыл?

Обритый наголо, похожий на турка, с усами вислыми, актер в камзоле и в камуфляжной куртке поверх него больно ухватил Голева за плечо.

– Говори, кто ты есть, или кончу тебя здесь, межеумок!

– Ну, это… Чучельник я.

– А по зубам, чучельник, не хо-хо? Ты как с разыскателями Тайной экспедиции при правительствующем Сенате разговариваешь?

картина
Ласки, бабы, груди...
Жан Огаст Доминик Энгр. Турецкая баня.
1862. Лувр, Париж

Тем временем за сценой (ни один зритель на новый перформанс так и не явился) литвин Игнатий допрашивал раненого Жоделета.

– В Сад Зверей, за птицей, ты ловцов посылал?

– Не я-а…

– Что еще говорил скворец? Государыню Екатерину бесчестил? Обер-секретаря господина Шешковского поминал?

– Про этих – ни слова. Все про Путина кричал. Хвалил его. Видно, сдуру.

– Ты не ответил: откуда в захудалом позорище дорогая птица? Кто приманил?

– Иона у кого-то в нарды выиграл, – неожиданно сморозил Митя.

– Што за нарды такие?.. А ну покажь.

Зажимая платком рану на бедре, Митя поднялся.

Занялись нардами. Игнатий учился быстро. Только брови волохатые взлетали и опускались! Жоделет проиграл собственную, не бог весть какую, одежонку. Проиграл, а затем снова отыграл синий, бархатный, в звездах и лунах, занавес ТЛИНа.

Игнатий проиграл камзол. Отыгрывать его не стал. Послал вернувшихся из бухгалтерии Савву и Акимку в костюмерную, в сторону, указанную Митей.

– Одежонку мне подберите теперешнюю. Да скворца, скворца ищите!

В пустом позорище Савва с Акимкой морщили носы и плевались. Висевшие по стенам изображения ласк, сопряженных с насилием, мытарили душу. Негодованию разыскателей не было конца. Раздражало все: повадка и разговор московитов, быстрота людских поступков и медлительность мыслей. Бабы, накрашенные так, что кожи не видно. Непрестанные звонки и песни, летевшие со всех концов недостоверного города.

А радовало одно: пока удавалось выдавать себя то за ряженых, то за актеришек погорелого театра. Но был и некий испуг: вдруг незримая стража дознается? Вдруг за самовольное вторжение в призрачное царство забьют в колодки?

В костюмерной было не продохнуть: хоть топор вешай! Запах пота густо мешался с духом каменноугольной смолы. За рядами висящего на распялках тряпья Савва обнаружил простолюдина в кожаной шкуре…

картина
Их уже не оживить.
Готфрид Либалт. Натюрморт с пернатой дичью.
Первая половина XVII века.
Музей изящных искусств, Будапешт

Вернувшись в ТЛИН десять минут назад, пустой человек и бжезикнутый чмошник Иона так и не успел скинуть кожаный плащ. Не до плаща было! Следовало довершить неотложные дела. Толстодухов, не мешкая, ущипнул за плотный бочок Кириллу, затем наклонился и стукнул по клюву скворца, ужинавшего на полу мороженой клюквой.

– Ты, Кирлюндия, понимаешь, что перформанс – это еще и преодоление расстояния меж телом и телом? – спросил он, едва не падая на завлита.

– Здесь костюмерная, Иона Игоревич, а не общественный туалет!

– Вот и начнем с тобой костюмы мерить: я – Адамов, ты – Евин!

– Там, там… – Кирилла мотнула рукой в сторону любимого Ионина детища – променуара.

– Или лучше так. Я в костюме, ты без костюма. Ух, и свежо будет!

– Да вы прислушайтесь, Иона Игоревич!

Иона нехотя прислушался. До костюмерной долетали странные вскрики.

– Опять жалкий хеппенинг вместо настоящего перформанса? Да я тебя за это… – Иона мигом расстегнул собственный ремень.

– Там бандиты старинные! Режут, убивают… – пролепетала Кирилла.

Иона вслушался внимательней. Гвалт из променуара долетел ясней.

Вдруг почти рядом зазвучали жесткие проволочные голоса. Кирилла, забыв про скворца и про Иону, влезла с ногами в продолговатый ящик, где были приготовлены костюмы для ломбарда, накрылась ими с головой. Иона спрятался в ряду занафталиненных висевших до полу женских платьев.

Вошли двое. Толстодухов, одной рукой ухватившись за белый шелковый шарф, а другой пытаясь застегнуть ремень, отступил глубже. Но его заметили сразу.

– Вот, шкурами с тобой желаю поменяться, – сказал мечтательно обритый наголо бандит, – шкуру скоренько подавай сюда. Да прозвище свое скажи, небога…

– Толстодухов, – впервые с гадливостью произнес собственную фамилию Иона, послушно скидывая кожаный, роскошный, отнюдь не турецкой выделки плащ.

– А я – Савва Матвеич. Надо бы и твою собственную шкуру с тебя содрать. Жалобы тут на тебя приносят. Сказывают: довел вертеп до ручки! Но уж больно долго шкуру с тебя снимать. Ишь, шерстью зарос, кабан!

Савва подступил ближе и пошевелил негнущимся пальцем густую волосню, торчавшую из толстодуховского расстегнутого ворота.

Как те волнуемые ветром, гибкие и молодые веточки черных осенних лесов, дрогнули волосы Ионы!

Толстодухов вжал голову в плечи. В кармане его трепыхнулся айфон.

Савва влез к Ионе в карман, покрутил блескучую игрушку в руках.

– Гляди, Акимка! Зеркальце для подглядывания, што ль? Так ты вертепщик или тоже соглядатай? – негромко спросил Савва. – Носопырку свою в чужие дела совать вздумал? А она, твоя носопырка, мне неприятна: у Шешковского такая ж!

И взмахнул висельник, выхваченным из кармана ножом.

Широкое лезвие резануло глаза смертельной стылостью. Иона похолодел, ткнулся от страха головой в театральные платья. Они были солеными от актерских всхлипов и насморков, пахли дешевым мылом. Толстодухов даже попенял себе: «Загонял ты актрисок, Иона! Как есть, загонял…»

– Ассигнации давай, ежели есть. И подпояску кожаную выдергивай.

Иона вынул еврашки, выдернул из брюк ремень.

– А чтоб нюхальник свой в чужие дела не совал, мы его укоротим!

Нож сверкнул во второй раз. Кончик Ионина носа, трепыхнув ноздрей, в невыносимой тишине смачно шлепнулся на линолеум. Савва вытер нож о полу куртки, спрятал в карман. Затем ухватил живой, шевелящийся кончик длинными узкогубыми щипцами, вынутыми из-за пазухи, придирчиво его осмотрел, понюхал, откинул в сторону.

Кончик упал рядом, Иона, умывшись кровью, заурчал, сел на пол. Савва и Акимка, сдернув с распялки мужской костюм громадного размера, ушли.

Кирилла тихо выбралась из ящика, дрожа всем телом, отряхнулась, подхватила скворца, который, распластавшись на полу, вовремя изобразил из себя тряпку, а потому замечен бандитами не был, на бегу набрала 03 и, увернув птицу в платок, стремглав кинулась вон…

Савва с Акимкой вернулись к Игнатию. Митя Жоделет был теперь полугол, Игнатий – в какой-то рванине. Доложили: скворца в костюмерной нет.

– Так в подвалах ищите, ироды! – крикнул в сердцах Игнатий. – На горище лезьте! Без скворца нам назад, в Питер, ходу нет! Ну? В пыточную захотели? – Игнатий грозно привстал.

– На горе-горище лежит голенище, в том голенище деготь, леготь и смерть недалече, – вполголоса произнес Савва, но ослушаться Игнатия не посмел.

Савва и Акимка ушли. Игра в нарды продолжилась…

Златокожая Кирилла бежала со скворцом, укутанным в серый, с рябиновыми бусинами, павловопосадский платок уже минут тридцать.

Справа осталась Консерватория с притаившимся на ее крыше громадным пулеметом (так представлял себе архитектурное обновление старинного здания живший в стороне от новых музыкальных новаций Жоделет).

Мелькнул желто-конюшенный Манеж. Оборвался, как сердце, до краев наполненное лаской, Китайгородский проезд. Вдалеке сквозь дымку заструились места любимейшие: Замоскворечье, Зацепа, Коломенское… Правда, до родной Каширки было еще ох как далеко.

Кирилла вдруг резко развернулась, сдала назад, нырнула в метро, решила ехать к деду, в Черниговский скит. Но сразу и остановилась. Показалось: скворец тихо пискнул. Кирилла развязала узел на платке:

– В Офир-р! В землю офир-р-рскую! Скор-р-рей! Не отдавай р-реям!

– Каким реям? – растерялась Кирилла… – Может, евреям?

– Не евр-реям, не евр-реям, – забеспокоился, даже забился в судорогах скворец, – канцеляреям на перья! Канцелярр секретар-реям, не отдавай!

– Господи, что за муть! Какие канцеляреи? Даже птица от нашей жизни ума рехнулась. – Кирилла, охнув, затянула платок узлом.

Священный скворец обиженно смолк. 



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1260
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3129
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2226
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1782

Другие новости