0
1813
Газета Накануне Интернет-версия

18.03.2004 00:00:00

В рубищах великих слов

Тэги: губанов, поэзия


Вспоминаю, как году в 1975-м познакомился с Леней Губановым на квартире своего приятеля, московского математика, преподавателя МГУ, большого любителя изящной словесности. Губанов был тогда уже изрядно выпивши. С ним пришел хоровод его девиц и поклонников. Но сам домашний вечер его поэзии все же состоялся. Впрочем, очевидно, примерно такими же были и другие, в ту пору еще многочисленные вечера его поэзии, проводившиеся в квартирах ученых, в маленьких библиотеках, в студенческих общежитиях┘

Читал он свои стихи завораживающе, колдуя над ними, как древний шаман какого-то славянского племени. Он не был актером ХХ века в чтении своих стихов, как Евтушенко или Вознесенский, он был скорее древним гусляром. Не случайно он так любил Древнюю, допетровскую Русь, не случайно он посвятил ей многие свои стихи и поэмы. Может быть, он и сам к нам пришел как бы из того древнего времени?

А мне - семнадцать.
Я - семьсотый.
Я Русь в тугих тисках
Петра.
Я измордован, словно соты.
И изрешечен до утра┘
А Петр наяривал рубанком.
А Петр плевать хотел
на совесть.
На нем стрелецкая рубаха
И бабий плач царевны
Софьи┘

Ощущение от его поэтических уходов в историю Руси явно указывает, что он был на стороне стрельцов, на стороне староверов, на стороне древних сказителей. И даже все его уходы в авангард, в стихотворный эксперимент, скорее схожи с творческими раскованными поисками такого же русского шамана Велимира Хлебникова, нежели с расчетливой литературной игрой нынешних постмодернистов. Он обожал Древнюю Русь, все ее обряды и традиции, писал свои поэтические "Отступления в семнадцатый век", становясь сам на время то боярином, то стрельцом. При этом свои уходы в старину Губанов соединял с авангардом века двадцатого, продолжая эксперименты Хлебникова и Маяковского, сюрреалистов и концептуалистов.

Вроде бы и повторы осознанные у него идут довольно схожие с опытами нынешних экспериментаторов стиха, и звукопись, игра на чередовании определенных гласных и согласных, постоянные реминисценции, переклички со стихами то Есенина и Клюева, то Хлебникова и Маяковского, то Пастернака и Мандельштама - весь арсенал запоздавшего русского постмодернизма налицо. Но в поэзии Леонида Губанова даже полуплагиат какой-нибудь отдельной строчки из поэтов Серебряного века звучит как бы заново. По-варварски свежо и первозданно. "Я в рубищах великих слов / Бегу в потемках, наравне / С тем всадником, и слышу зов: / "Вернись ко мне, вернись ко мне!.."

Его так и воспринимали - как варвара русской поэзии, несмотря на все его многочисленные ссылки на Верлена и Рембо, на Пушкина и Лермонтова. Он жил исключительно в мире поэзии, в мире русской поэзии, но вольность его обращения и со словом, и с ритмом, и с образами была такова, что весь предыдущий поэтический опыт как бы улетучивался, и он вновь оставался один на один с миром первичности: первичности слова, первичности человека. "По всей России стаи, стаи┘ / А на спине моей как будто / Горят горчичники восстаний. / И крепко жалят банки бунта┘ / На город смотрят, рот разинув, / И зависть, как щенок, в груди. / А у меня, как у России. - / Все впереди. Все впереди!.."

Ему в те шестидесятые-семидесятые годы завидовали многие из куда более признанных и печатаемых во всех журналах поэтов. Завидовали его дерзости, его потаенной славе бунтаря и вольнолюбца. Завидовали его свободному владению стихом, его импровизациям, его моцартианскому началу. Он был негласным королем своего поэтического поколения. Как вспоминает его давний приятель поэт Юрий Кублановский: "Авторская декламация Губанова по силе эмоционального воздействия была вполне сопоставима с исполнением лучших тогдашних бардов, несмотря на то что не могла брать за горло струнными переборами. И слушавшие его в ту пору ценители через всю серятину последующей жизни пронесли полученный от него заряд-огонек". И на самом деле - не запомнить Леню Губанова было нельзя. Он был самородком в любой компании, впрочем, и любил подчеркивать это, не любил соперничества, из-за этого и драки с тем же Эдуардом Лимоновым, презрение к шестидесятникам, которых он не выносил.

Может быть, поэтому те же шестидесятники, немало позаимствовавшие и мотивов, и ритмов, и конкретных тем из неопубликованных стихов Леонида Губанова, не особо стремились увидеть их напечатанными┘ Ни в 1960-1970-х, ни ныне, во времена полной вольности в публикациях. По сути, его открыли (спасибо друзьям) лишь в 2003 году, когда наконец вышла более или менее полная книга стихов Леонида Губанова "Я сослан к Музе на галеры┘". Так и был сосланным поэтом все полтора десятилетия перестройки и гласности, тут уже на советскую власть не свалишь. Не нужен он был бывшим и нынешним кумирам стихотворчества. Редкие публикации в малотиражных журналах его друзей ситуации не меняли: "И на коленях простою, / Век свой на днище слезы черпая, / Там, где любимую мою / Поят вином моего черепа!.."

А будь он напечатан в те времена, заметно стало бы, что, скажем, не Булат Окуджава со своей популярной песней "Дай же ты всем понемногу┘", а Леонид Губанов со своей "Воинствующей просьбой" первичнее и оригинальнее: "Дай монаху день мохнатый, / Удочку, земли богатой, / Ласточку и апокалипсис, / думку вербы - а пока я с ним. / Девушке - коня лихого, / Мох на шлем богатыря, / И лукавого больного / В комнаты нашатыря┘ / Чайной ложкой по лицу / Дай последнему дворцу. / Дай закату три зарплаты, / Домовому - треск колоды, / Пастернаку - злость лопаты / В облигациях урода┘ / Ну а мне дай мужество - / Никогда не оглядываться!.."

Кстати, и во многих стихах Андрея Вознесенского явно слышны губановские мелодии, видны губановские находки. Впрочем, поэт был щедр, и по молодости никогда не отчаивался. "А я за всех удавленничков наших, / За всех любимых, на снегу расстрелянных, / Отверженные песни вам выкашливаю / И с музой музицирую раздетой. / Я - колокол озябшего пространства┘"

И он звонил в свой колокол озябшего пространства, стараясь дозвониться до сердец соотечественников. Если сравнивать по дерзости и поэтической, и политической стихи Леонида Губанова и, к примеру, стихи Иосифа Бродского предссыльного периода, одних и тех же лет, то, на мой взгляд, стихи Губанова конца шестидесятых - начала семидесятых были и ярче, и дерзостнее, и более вызывающи, но - вот беда! - карательная Москва за Губановым послеживала, но в ссылку не отправляла. "Меня пугает эта слава / И черный локон запятой, / Прости, железная держава, / Что притворилась - золотой. / Побольше бы твоих пророков / Расстреливали на снегу. / Вы запретили веру в Бога / Надеждою на пять секунд. / Любовь вы к рельсам приковали. / Поэтов в тундру увели. / Зевая, опубликовали - / Какие розы отцвели..."

И не в упрек Бродскому я это пишу, не он выдумал свои страдания. И все-таки, даже если перевернуть время по-своему, результат был бы в любом случае другой.

Во-первых, Леонид Губанов непослушен во всем, он вызывающе ведет себя не только перед советскими властями, он не подошел бы и нобелиантам того времени, он бы успел разругаться со всеми западными славистами и журналистами, набил бы кому-нибудь морду и был бы отправлен в американскую тюрягу.

Во-вторых, был Леонид Губанов чересчур национальным русским поэтом, даже когда ругался со своим же народом и дерзил своим же святым. Он был чересчур православным, особенно в свои поздние годы, чтобы приглянуться западным славистам. Те отшатывались от Губанова, как черт от ладана: чужим духом пахло. Эксперимент с перевертыванием времени получился бы явно неудачным. "И, вспомнив все слезы и нищенство, / Всплывет православное облако / И скажет мне - ваше величество, / Чужое-то небо нам побоку┘"

Нет, вся слава Леонида Губанова была и остается внутри России. Более того, несмотря на свое московское происхождение (родился в Москве в 1946 году, крещен в церкви Святой Троицы на Воробьевых горах), он был похож на русского провинциального гения. И поведением своим, и стихами. Тут и гонор провинциала, и его постоянные разгулы и загулы. С русской непосредственностью он завоевывал Москву: "Ты - провинция, / Ты вошла в меня неспроста, / Вся от зависти, вся от купола┘"

В начале своего творчества, в период создания СМОГа (Самого Молодого Общества Гениев) слава Леонида Губанова перехлестывала все края, ему могли позавидовать и многие увенчанные и книгами, и премиями поэты того времени. Даже то, что фельетоны о нем писал Леонид Лиходеев в "Комсомольской правде", что его громили в "Крокодиле", вызывало зависть у регулярно печатавшихся коллег.

Андеграунд явно был на слуху в культурной богеме, и о Губанове слышали все, кто даже не видел его ни разу и не читал его самиздатских стихов. "На горьких грамотах берез / Рисуя свой славянский росчерк. / Чтоб к вечеру прекрасно пьяным / В каморке вечера бесплатно / Уснуть под красным одеялом / Ржаного теплого заката. / Я знаю, мне печаль не выстирать, / Проснусь, воскликну: Боже правый! / И мысли золотыми листьями / Пойдут ко мне на сердце падать┘"

И ведь эти строчки, чудо-то какое поэтическое, были написаны юношей в 1963 году, в шестнадцать лет. Кстати, уверен, даже если бы он и умер молодым, как его любимый Лермонтов, он навсегда остался бы в русской поэзии уже своими первыми стихами┘

Может быть, для совсем молодого Леонида Губанова эта слава была даже чрезмерной, слегка заразила его звездной болезнью. А в конце семидесятых, когда мода на андеграунд прошла, умело напуганная карательными мерами правоохранительных органов, от той былой славы поэта остался лишь горький осадок. Неразличимый даже в лупу, ибо публикаций на родине как не было, так и не ожидалось впредь. Осталось с Леонидом Губановым горькое одиночество и несколько верных друзей. Спасала поэта от безнадеги и депрессии вера в свое будущее:

И молодому поколенью
Не разглядеть за сотней тел -
Что за свои стихотворенья
При жизни я окаменел.
Мои пророческие книжки
Не объяснит седая Русь.
Ну что ж, ни дна ей
ни покрышки
Когда я бронзовым вернусь!..

Он был не принят в эти семидесятые-восьмидесятые годы ни в кругах "либералов", ни в кругах "патриотов". Он был изначально чересчур волен по натуре своей. Он не был осознанным диссидентом или ниспровергателем основ. Он был в семидесятые-восьмидесятые годы вольным русским поэтом, что категорически не допускалось. Он был сероглазым всадником во мгле своего застойного времени. Я, того же поколения, что и Леонид Губанов, того же 1946 года рождения, свидетельствую: нашему поколению не досталось ни оттепели, ни даже права на отстраненное наблюдение за жизнью, которое получили так называемые тогдашние "сорокалетние". Первый всплеск нашего поколения - смогисты - были задавлены, не дойдя до публикаций. Остальные тащились в обозе "сорокалетних", предпочитая не бунтовать против тихого гниения и развала нашей родины. Кто-то не выдержал (не страданий, не преследований, а этого тишайшего застоя) и уехал за рубеж, подобно Юрию Кублановскому, Евгению Вагину, Николаю Бокову, Вадиму Делоне, но и там явно не подошел такой же сплоченной и кастовой эмиграции. Кто-то просто перестал писать, безнадежно наступив на горло собственной песне.

А как весело и оптимистично все начиналось. Владимир Алейников вспоминает о "губановской мечте о каком-то великолепном содружестве творческих людей, чуть ли не братстве, во всяком случае - славной компании, где все бы были в доску своими и все что-нибудь да создавали, творили - стихи ли писали, прозу ли, рисовали┘ в преддверии чего-то необычайного┘"

Все знали от него же, что он уйдет в мир иной в тридцать семь лет, в сентябре. Он так и писал: "Я лежу ногами вперед в сентябрь┘" О своем гибельном сентябре он писал еще в самые молодые годы. Так и случилось. Сердце остановилось в сентябре 1983 года, когда ему исполнилось тридцать семь лет┘

Всентябре вода прибывает,
В сентябре гробы забивают,
В сентябре мой окунь
спешит,
B сентябре молодкам
грешить┘

Он писал свои шедевры как-то безумно легко, а потом шально выкрикивал их на коленях подружек и в кругу бражничающих друзей. "Мои стихи рассеялись в народе. / Рассеянные люди ходят вроде┘ / Жуют и пьют, меня не замечая. / А если и зовут - на чашку чая┘ / Пишу я для себя, потом для Бога. / У каждого своя теперь дорога┘ / Но умирая вот на этой строчке, / Я думаю: народ - он Бог, и точка".

Что мешало печатать такие стихи? Чего боялись цензоры? Он часто бывал неровный, небрежный, драчливый, не заботился о своем совершенстве ни в жизни, ни в поэзии. Это характерно для любого непечатающегося поэта, каким бы талантливым он ни был. Он же свои стихи, как правило, слышал только на слуху, а исполнял он их изумительно, звучащее слово поглощало все недостатки иногда небрежно сделанного стиха. Лишь публикации, журналы, книги, заставили бы его строже относиться к своей редактуре. (Поэтому я и сейчас не верю в поэзию интернета. Нет самодисциплины, нет взгляда со стороны на свое творчество. Публикации - и чем скорее, тем лучше - необходимы всем.)

Друзья уставали от него, бросали в сомнительных компаниях, от прежнего авторитета безусловного лидера не осталось и следа, да и весь ранний андеграунд шестидесятых годов, якобы не нуждавшийся в публикациях, все более перекочевывал на сытый Запад со своими выставками, со своими книгами в кожаных переплетах, наверстывал упущенное. Губанову Запад был не нужен совсем, изредка в каких-то антологиях и западных журналах появлялись и его неотредактированные стихи. Он то искренне радовался, то закидывал их куда-нибудь в форточку. Ему нужна была его Россия. Но где же она? Где его читатели, его слушатели? "Но буду я работать до тех пор, / Пока с сердец не сброшу зло и плесень. / Ах, скоро, скоро вас разбудит горн / Моих зловещих, беспощадных песен!.."

Но отнюдь не все его песни были злы и беспощадны, хватало и лирики, хватало и нежных чувств. Хватало и простых, по-рубцовски простых песен и стихов, почему-то упорно не замечались издателями и они. Будто его же раннее предчувствие еще шестнадцатилетнего юноши - "но не будет мне изданий┘" - обязательно должно было оправдываться?

Юный гений мог и найти свой мир, порой и находил его, в подвалах и котельных, в деревнях и старых соборах, среди остатков старой русской интеллигенции и в книгах, в книгах, книгах. Он, можно сказать, вобрал в себя все богатство русской поэзии, он шел их путем - вольного служения русскому слову. Поэзия Леонида Губанова, особенно ранняя - насквозь цитатна - Есениным и Гумилевым, Клюевым и Маяковским, Северяниным и Пастернаком┘ Поразительно, как он - начиная с есенинских мотивов - внезапно переходит на стиль Маяковского, соединяя, казалось бы, несоединимое. А потом еще дополняя и Мандельштамом: "В саду прохладно, как в библиотеке, / В библиотеке сладко, как в саду┘ / И кодеин расплачется в аптеке. / Как Троцкий в восемнадцатом году".

Но молодость уходила, росли стопки неопубликованных стихов, поэт замыкался в себе, впадал в отчаяние, разонравилось читать новое пьяным собутыльникам, он жаждал своего широкого читателя. Он верил в него, читатель был его надеждой. Он рвался к нему, но путь оставался один - самиздат, листочки перепечатанных на машинке строчек. Он оставался самым неиздаваемым поэтом такого высокого уровня в ХХ веке.

Я не согласен с Юрием Кублановским, когда он пишет: "Поколение до нас плохо себя мыслило вне печатания, даже Бродский при всей его тогдашней неординарности искал возможности публиковаться. Мы же страницами советских журналов брезговали почти изначально... и это были органичные установки свободной нашей эстетики┘" Поначалу, может, так и было, хотя не забудем радость Леонида Губанова, да и всех его друзей после публикации в "Юности" стихотворения "Художник" (трех четверостиший из его поэмы "Полина"). И представим, если бы не было разносной критики этого отрывка в центральной печати, а появились бы новые публикации, то и путь Леонида Губанова был бы иным.

Холст 37 на 37,
Такого же размера рамка.
Мы умираем не от рака
И не от старости совсем┘
Когда изжогой мучит дело.
И тянут краски теплой
плотью.
Уходят в ночь от жен и денег
На полнолуние полотен.
Да! Мазать мир! Да!
Кровью вен!
Забыв измены, сны, обеты.
И умирать из века в век
На голубых руках мольберта!

Но даже эти строчки, посвященные самоотверженности искусства, вызвали лютую ненависть прежде всего у замшелых бездарей, испугавшихся прихода нового талантливого поколения. Губанова отбросили грубо и напрочь┘ И все же уехавший вскоре в США, затем в Париж Юрий Кублановский успешно публиковался с предисловиями то Иосифа Бродского, то Александра Солженицына и, что такое жизнь непечатающегося поэта, не представляет. А где же взять поэту твердую литературную дисциплину, как не в горниле редакций журналов и издательств?

Пьяные скандалы, шумные выступления перед памятником Маяковскому, даже попытка организоваться в группу смогистов - ничто не могло и не может заменить для поэта его публикаций, его книг, его литературного признания.

От полного отчаяния Леонида Губанова в этот период позднего одиночества и неприкаянности спасла только вера в Бога. Впрочем, нечто подобное происходило и с ранним Глебом Горбовским. Последовал период его христианских, глубоко православных стихов. "И я клянусь, что десять лет / Я нес бы крест свой для прощения, / Тьму перелистывая в свет. / Где Божий Дар и посвященье!.."

Постепенно затихает мечта о всемирной славе, стихи его стали проще и прозрачнее. Он начинает внимательнее приглядываться к деревенской прозе, к тихой лирике, к тем писателям, которые в раннюю пору Губановым просто не замечались или отметались как чуждые. Он пишет стихотворение на смерть Василия Шукшина: "Белая лошадь славы / Вздернула удила. / Месяц моей державы - / Розовые крыла┘ / Белая лошадь славы / Стала хрома, ряба. / Я - непутевый самый / Из твоего ребра┘"

Не буду приглаживать действительную жизнь поэта, он не отказывался от всего своего прошлого, от грешных стихов, от загульной жизни, да и в стихах у него шли полосами и темные и светлые темы, будто Сатана боролся с Богом в его душе. Уже никому ни на Западе, ни в России не нужный, он вдруг пишет стихи, родственные Николаю Рубцову, чью поэзию высоко ценил: "Родина, моя родина, / Белые облака. / Пахнет черной смородиной / Ласковая рука. / Тишь твоя заповедная / Грозами не обкатана. / Высветлена поэтами, / Выстрадана солдатами. / Выкормила, не нянчила / И послала их в бой. / Русые твои мальчики / Спят на груди сырой..."

То, что для диссидентов и зарубежных издателей Губанов был потерян с его патриархальными, почвенническими, христианскими стихами последнего периода жизни, - в этом сомнений нет. Сразу нашлись и любители крушения мифа о Губанове, крушения губановской легенды. Мол, темно и вяло, сыро и непричесанно, к тому же в христианство ударился, стихи о солдатах сорок первого года писать начал. А у поэта как раз именно в его поздний период стала возникать еще и чудная любовная лирика.

Об одном из лирических шедевров уже писал Юрий Кублановский, я лишь соглашусь с ним. И процитирую замечательные строчки:

Твоя грудь, как две капли, -
Вот-вот - упадут.
Я бы жил с тобой на Капри -
А то - украдут.
Золото волос и очи -
Дикий янтарь.
Я бы хранил, как молитву
к ночи.
Как алтарь┘

Он знал, что его будут беречь на потом. Он все про себя знал, как мало кто из поэтов. Таким очень трудно живется. Он умудрялся не только жить, но и творить радость другим, творить чудо русской поэзии. Ему и сейчас завидуют поэтические неудачники и ремесленники, те, кто не умеет жить на высшем пределе.

Я считаю Леонида Губанова - одним из поэтических классиков русского ХХ века. Сыном державы, которая обходилась с ним сурово, но он ей платил в ответ лишь любовью. "Скоро, скоро ваши двери / Я открою. Словно вены, / Горько хлынет кровь пророчеств / По потресканной душе, / Пейте, птицы, пейте, принцы, / Пейте, бабочки и звери, / Все, что было заколочено / И спало в карандаше".

Он был легким и страстным хозяином своей вольной поэзии, он попал не ко времени, что делать в скучный застойный период таким поэтам. С другой стороны, он и спасал свое время. Был его поэтическим принцем, которому дано и порезвиться, и окунуться в любовь и ненависть, и жить весело, без натуги, зная о своей скорой смерти. Леонид Губанов умер мгновенно, от сердечного приступа в сентябре 1983 года. Серый конь его поэзии всегда будет с нами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

Ольга Соловьева

Нынешние меры поддержки не устраивают ни перевозчиков, ни пассажиров

0
493
Новые политпроекты идут на второй заход

Новые политпроекты идут на второй заход

Дарья Гармоненко

Съезды партий "Рассвет" и любителей пива намечены на разные времена будущего года

0
508
Памфилова готовится к броску на Юг

Памфилова готовится к броску на Юг

Иван Родин

В аппарате ЦИК создано отдельное управление по международному сотрудничеству

0
531
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
610

Другие новости