Фото Романа Смирнова. (Все снимки с репетиции - в фотогалерее НГ-Online)
В этом году снова принято решение провести соревновательное шоу между гоночными автомобилями и «представителями» авиаиндустрии - самолетами и вертолетами. Прошлогодний опыт показался интересным, поэтому тему решили продолжить, расширив программу. В рамках проведения международного авиасалона МАКС-2015 в каждый из трех дней открытого посещения пройдет авто-авиа шоу «Фестиваль скорости». 28,29 и 30 августа на площадке рядом с КПП3 с 11 утра будет проходить автошоу, а гоночные заезды начнутся в 15:30 на главной взлетно-посадочной полосе.
Перед началом выставочной недели летчики и гонщики провели ряд интенсивных тренировок, на одной из которых удалось побывать журналисту НГ-Online. В этот день отрабатывалось самое начало шоу с прибытием маршалов (судей) на ВПП, общее взаимодействие всех служб шоу и координация между пилотами самолетов и гоночных автомобилей. Отрабатывались все компоненты в режиме реального времени, включая и фальстарт.
Со стороны автоспорта в репетиции участвовали: пилот Российской кольцевой гоночной серии (РСКГ) в классе «туринг» Виталий Ларионов на Mercedes C63 AMG, пилот РСКГ Максим Чернёв на Subaru BRZ и призёр этапов Maxpowercars Владимир Уланов на Nissan Juke R. Гонщики откатывали как свою часть, так и «за того парня»: не все заявленные участники приняли участие в тренировке. Гоночным болидам противостояли летчики, управлявшие самолетами ЯК-52, ЯК-54, Extra-330, МИГ-29 и вертолетами Robinson-66 и АНСАТ.
Помимо Виталия Ларионова, Максима Чернёва и Владимира Уланова, зрители увидят в заездах выступления пилота серии РСКГ, чемпиона России по кольцевым автогонкам Алексея Дудукало (Seat Leon), гонщика "Мировой серии Рено" Егора Оруджева (Formula-3), Геннадия Евченко (Nissan S14), Константина Петрова (Toyota Mark II), Валерия Хоштария (Nissan S15, раллийного гонщика, победителя этапов чемпионата страны Евгения Аксакова (Subaru N12) и призера этапов чемпионата России по ралли-рейдам Дмитрия Ивлева (Toyota Hilux).
Перед началом непосредственно заездов по взлетно-посадочной полосе пилоты приняли участие в специальном брифинге по вопросам регламента и безопасности. Далее последовала наземная отработка элементов, где участники сами «пешком» отрабатывали маневрирование на земле и в воздухе. Подобная отработка совместных маневров – постоянная практика в авиации. Теперь же летчики «ходили кругами» вместе с гонщиками. Шоу имитировалось полностью - от прибытия судей до финального построения. У руководителей полетов-заездов была возможность проверить согласованность действий всех участников шоу.
«Отбегав» все процедуры на земле, гонщики и летчики заняли свои места в кабинах. Весьма впечатляющим получилось начало: на полосу приземлился гигантский транспортный вертолет Ми-26Т, распахнулись хвостовые погрузочные ворота и оттуда «выпорхнула» стайка маршалов с российским флагом в руках. Больше ничего из люка грузовика не вылезло, хотя, по логике, как бы ожидалось. Вертолет, закончив высадку судей, поднялся в воздух - и был таков. На полосу выехали самолеты малой авиации и исторгли из баллонов клубы дыма.
Далее начались парные заезды, следующие друг за другом с минимальным перерывом. Наиболее зрелищными и впечатляющими показались заезды, когда автомобили соревновались с вертолетами. Во-первых, аппараты совместимы по скорости, а во-вторых, вертолет мог лететь вдоль полосы, не поднимаясь высоко вверх, делая соревновательный момент более видимым. Самолетам же нужно было подняться над полосой и пройти условленный маршрут с разворотами. Красиво выглядел момент одновременного старта вертолета и автомобиля. При этом вертолет, чтобы быстрее набрать скорость, сильно наклонялся вперед так, что казалось, вот-вот зацепит несущим винтом землю. Пилоты говорили, что на старте вертолет проиграет автомобилю, но компенсирует отставание при разворотах. Кто победит – покажут соревнования.
Фальстарт отработали на примере Mercedes C63 AMG и МИГ-29. Автомобиль под управлением Виталия Ларионова симулировал старт без команды, развернулся и вернулся на место старта.
По окончании тренировок гонщики поделились своими впечатлениями. В частности, пилоты отметили, что близость самолета или вертолета практически никак не ощущается. Из-за наушников их даже почти не слышно в кабине. Следить за движением идущего параллельно летательного аппарата почти нет возможности. После старта самолет исчезает из поля зрения пилота гоночного автомобиля, да и вертолет тоже не особо хорошо видно. Автомобили развивали скорость порядка 220-260 км/ч.«Очень все интересно. С истребителем (МиГ-29) удалось посоревноваться, но это только в тренировке. На основном мероприятии с «МиГом» будет соревноваться Егор Оруджев на «Формуле-3». Сейчас увеличена дистанция до 1,5 км (пробег до разворота). В кабине абсолютно ничего не слышно из-за шлема и наушников. Особой разницы между «Яком-54» и истребителем нет. Да, «МиГ» чуть пошустрее, я думал, он со старта уйдет далеко вперед, но в «одну калитку» у него не вышло. Максимальная скорость у меня на прямой была 258 км/ч.», - сказал Виталий Ларионов.
В отличии от напарника по «авто команде», Максим Чернёв слышал вертолет, с которым он соревновался, но не видел его: «Я сегодня тренировался за себя и за Алексея Дудукало. Он в выходные будет соревноваться с вертолетом «АНСАТ». Как стартовал вертолет, я не видел, я смотрел на отмашку (судьи), я только слышал его звук, что обороты поднимаются на старте. Как он летел рядом, я слышал, но самого его я не видел. Обзора не хватает и не так много времени, чтобы всматриваться. Полоса только кажется широкой, на самом деле она довольно узкая и надо следить за траекторией и линией пересечения. Скорость по спидометру на финише была 214 км/ч.»