Фото FIA WEC © Nick Dungan - AdrenalMedia.com
На легендарной трассе «Сильверстоун» в Великобритании прошел большой гоночный уик-энд, главным событием которого стала шестичасовая гонка первого этапа чемпионата мира по автогонкам на выносливость (FIA WEC). Подиум самого быстрого класса LM-P1 заняли три команды трех разных производителей, а награды в классе LM-P2 – «золото» и «серебро» забрали в свой зачет экипажи российской команды G-Drive Racing. В прошлом году много говорилось о серии WEC как о возможном подрастающем конкуренте «Формулы-1», тем более, что туда идут бывшие «формулисты» и не считают это понижением в плане карьеры.
По сравнению двумя десятками гонок в чемпионате «Формулы-1», серия WEC может показаться довольно вялотекущей со своими восьмью этапами. Действительно, судя по прошлым сезонам, перерывы в расписании порой «вырубают» из темы чемпионата. Однако, как показала гонка в Сильверстоуне, заезды прототипов вперемешку со спорткарами могут быть гораздо интереснее и зрелищнее выступлений «подданных» Королевы автоспорта. Справедливости ради надо сказать, что далеко не каждая гонка на выносливость радует очной борьбой на трассе, но первый этап 2015 года вышел исключительно боевым. Пилоты в классе LM-P1 вели очную борьбу вплоть до последних кругов шестичасового марафона. Разница во времени на финише между лидером и преследующими его двумя командами составила соответственно 4,610 сек. и 14,816 сек. Это плюс к тому, что очную борьбу в классе LM-P1 можно было наблюдать по ходу всего заезда. То, что может привлечь зрителей – красивые машины, острая конкуренция, ошибки и гоночные коллизии – все это присутствует в WEC. Но пустые трибуны «Сильверстоуна» при этом вводят в ступор. Кстати, безлюдность трибун отчасти компенсировалась весьма солидным количеством зрителей «прилипших» к сетке ограждения. Следить за гонкой стоя шесть часов – это надо иметь выдержку и очень любить гонки. Вообще, расширение реальной аудитории – один из главных вопросов очень многих гоночных серий. Порой закрадывается мысль: а нужны ли зрители непосредственно на трассе или же достаточно телетрансляции не на самых популярных каналах или «нарезки», которые дополнены некоторой активностью в Интернете?
Фото FIA WEC © Nick Dungan - AdrenalMedia.com |
Экипаж Audi #7 в составе Бенуа Трелуйе, Марселя Фэсслера и Андре Лоттерера вступил в принципиальный спор с экипажем Porsche #18, который лидировал почти до середины заезда. Audi в целом демонстрировала более высокий темп, чем машина соперников, поэтому им необходим был оперативный простор для отрыва. В конце гонки лидерам на Audi пришлось пережить ряд волнительных моментов. Помимо короткой дозаправки, на которую потребовалось время, пришлось еще «потратиться» на отбытие штрафа за обгон кругового автомобиля за пределами трассы. В WEC очень пристально следят за положением автомобиля в пределах белой линии и обгон даже на круг в обход этого правила судьи сочли «достойным» штрафа. Таким образом, экипаж Porsche приблизился на опасную дистанцию. Малейшая ошибка и первое место могло превратиться и во второе, и в третье. Пилот команды Audi Sport Team Joest Марсель Фасслер с восторгом отозвался о гонке, отметив особенно борьбу на параллельных курсах с Porsche: "Я должен сказать, что это (борьба с Яни) был одним из лучших сражений в моей карьере, и я действительно наслаждался всей сегодняшней гонкой. Я должен сказать, что Нил Яни (пилот Porsche Team) поступил благородно, дав мне пространство, и что мы мчались вместе. Это были действительно хорошие гонки, и я думаю, что мы показали себя сегодня". Нил Яни также сделал «реверанс» сопернику, отметив, что нужно доверять друг другу в гонке, когда автомобили идут бок о бок, чтобы не коснуться машины соперника. Пилот Porsche также отметил как положительный для гонок момент малую разницу во времени на финише между всеми тремя производителями техники в классе LM-P1.
Тут с Нилом Яни сложно не согласиться. Длительное преимущество какой-то одной команды над всеми – больной вопрос зрелищности гонок. Это, например, Mercedes в «Формуле-1» или Citroen в мировом туринге (FIA WTCC). WEC ожидает пришествие еще одного производителя в класс LM-P1. Компания Nissan готовит к гонке в Ле-Мане свой прототип GT-R LM. Машина отличается от остальных болидов класса не только своим внешним видом, но и передним расположением двигателя и передним же приводом. То есть в WEC не чужды разнице к технологическим экспериментам, что, по мнению обозревателей, делает гонки на выносливость для автоконцернов более привлекательными по части свободы действий в отличии от «Формулы-1», где регламентами и правилами закрыто, похоже, абсолютно все, включая и «полет фантазии».
Два российских флага и звучание государственного гимна РФ в Великобритании – это действительно впечатляет. Третье место на подиуме занял экипаж американской команды.
Всего в зачете класса LM-P2 восемь автомобилей. Возможно, что решетка пополнится на гонке в Ле-Мане, но двойные баллы за легендарный суточный заезд получат в чемпионате только те команды, которые выступают на полном расписании. В этом году G-Drive представлена не одним, а двумя машинами, что, разумеется, повышает шансы команды на лидерство в целом.
Фото FIA WEC © Nick Dungan - AdrenalMedia.com |
Пилоты выступают на болидах Ligier-Nissan JSP2. Экипаж автомобиля #26 составляют Роман Русинов, Жюльен Каналь и Сэм Берд. Все эти пилоты хорошо знакомы всем, кто следит за выступлениями российских команд в международных соревнованиях. Второй машиной #28 управляют Густаво Якаман, Луис Фелипе Дерани и Рикардо Гонсалез. Квалификацию выиграл экипаж #28, завоевав первый балл в зачет чемпионата, однако лидерство быстро уступил второй машине команды. В общем, практически весь заезд болиды G-Drive находились в числе лидеров и, кажется, что только поломка или авария могли лишить российскую команду подиума. C первых секунд гонки болид #26 под управлением Сэма Берда обошел Луиса Фелипе Дерани, выступавшего за экипаж #28. Затем основной противник G-Drive Racing в классе LMP2 – команда KCMG – кратковременно захватила лидерство. Пилоты российской команды после серии атак и обгонов вернули себе первое и второе места в пелотоне и далее контролировали гонку с большим отрывом от ближайших преследователей вплоть до клетчатого флага."Сэм Берд сделал прекрасную работу сегодня, поэтому я должен сказать ему спасибо, а также Жюльен (Каналь), мы действительно способны коллективно бороться за победу. Это очень пригодится в сезоне 2015, где в нашей категории представлено наибольшее число команд», – сказал Роман Русинов.
Прошлогодний триумфатор чемпионата в серии LM-P2 команда SMP Racing в этом сезоне ограничилась участием в категории LM GTE Am на автомобиле Ferrari F458 Italia #72 под управлением Виктора Шайтара, Андреа Бертолини и Алексея Басова. Экипаж занял третье место в своей категории по итогам гонки в Сильверстоуне. А прототипы SMP Racing намерена использовать в дочерней серии ELMS и марафоне «24 часа Ле-Мана». На данный момент болиды BR-1 проходят последние тесты.
Следующий этап чемпионата мира по кольцевым автогонкам на выносливость FIA WEC пройдет 2 мая в Бельгии на трассе в Спа.
Результаты первого этапа FIA WEC в Сильверстоуне
Класс LM-P1
Класс LM-P2
Класс LM-GTE Am