Фото Романа Смирнова
В День защитника отечества в 26-й раз прошла традиционная «Гонка Звезд» на приз журнала «За Рулем». Соревнования вполне уверенно выиграл представитель «цеха» гонщиков-кольцевиков, чемпион европейской туринговой серии ETCC Николай Крамышев. Участие пилотов с большим спортивным опытом и статусом, а также изменения в регламенте сделали гонку 2015 года весьма живой и зрелищной. В отборочных заездах часто накал страстей сбивало появление автомобиля безопасности, в то время как эвакуационная служба убирала с трассы очередного обладателя «ушей». Безопасность, тем не менее, оказалась на высоте: никто из пилотов, попавших в аварии, в том числе и с переворотом вверх колесами, не пострадал. Особый бонус внимания болельщиков и прессы заработал Михаил Алешин и не только за то, что получил приз «Гонщик года».
Новый формат заездов себя оправдал по всем параметрам, хотя и звучали (правда, редко) реплики, что, мол, «слишком долго ездят». На самом деле вовсе не долго: 10-15 минут (10 кругов по треку), и за это время зритель хотя бы успевал разглядеть, кто вообще вышел на трассу и, может быть, даже запомнить. Пилотам же, несмотря на большую нагрузку и шанс оказаться в снежном плену отбойника, регламент дал возможность отыграться по ходу заезда, если начат он был неудачно. Отборочные заезды вновь выглядели более боевыми, чем финалы, даже несмотря на то, что на «Логаны» установили некоторые гоночные компоненты. Окраску финальных машин сменили, но когда соревнуются несколько абсолютно одинаковых автомобилей, в том числе и внешне, следить за борьбой предметно весьма сложно, да и картинка скучновата.
Паддок, несмотря на смешанную со льдом и водой грязь под ногами, выглядел весьма позитивно. Настроение создавала не погода и внешний вид, а настроение людей. Многие говорили о том, что очень рады приехать на «Гонку Звезд», пообщаться, повидать всех тех, кого давно не видел. В общем, был прав Михаил Алешин, когда назвал такой «микс» гоночных классов одним из преимуществ этих соревнований.
Фото Романа Смирнова |
Квалификация разбила гонщиков на группы и расставила по местам на старте. Кому-то с группой повезло больше, кому-то меньше, но, похоже, никто не ставил на слабость соперников. Свой элемент неожиданности вносила трасса: лед пополам с водой и опилками. Автомобили очень быстро теряли свой стартовый «товарный» вид еще и потому, что редко удавалось избежать касаний с соперниками или границей трека. Конечно, были пилоты, которые проехали почти без потерь, но таких было не очень много. Пилотесса Наталья Гольцова сказала в интервью НГ-Online, что пройти весь отбор и не «разложить» свой автомобиль – само по себе уже большое достижение. «Я попала в группу, сплошь состоящую из отличных пилотов, и для меня было честью выступать вместе с ними, и проиграть им вовсе не обидно», - сказала Наталья. На самом деле пилотесса поскромничала. Ее выступление выглядело вполне на уровне соперников по заезду. «В поворотах мой автомобиль был достаточно быстр, но на прямых ему явно не хватало скорости, поэтому разок пришлось по-джентльменски пропустить соперника, чтобы не портить ему гонку. Вообще, я очень довольна заездом. Видите, автомобиль цел, и во всех отборочных заездах я финишировала. Так что необходимый опыт для последующих выступлений получен», - сказала Наталья. Кстати, обладатель приза «Гонки Звезд» Николай Карамышев входил как раз в эту весьма сильную группу.
Шестерка финалистов, во многом, была ожидаемой: Николай Карамышев, Алексей Васильев, Дмитрий Брагин, Евгений Аксаков, Никита Мисюля, Алексей Лукьянюк. Многие пилоты выбыли из борьбы, повредив свои автомобили, в том числе и с переворотом. Борис Котелло, Михаил Скрипников, Татьяна Елисеева, Сергей Загуменнов, Аркадий Жарков – их автомобили перевернулись на крышу. Поскольку на части машин выступало по два пилота (по очереди), то серьезная авария одного выбивала из борьбы и другого. В такую ситуацию попал прошлогодний триумфатор «Гонки Звезд» Владимир Шешенин.
Фото Романа Смирнова |
Шансы на первую ступеньку подиума были также у известного нашего гонщика Алексея Васильева, но после трех финалов по три круга приз достался Николаю Карамышеву. Кстати, Алексей был первым победителем «Гонки Звезд», когда она в 2008 году пришла на московский ипподром, а в последующие годы ему часто доставалось третье место (2010, 2013 и 2015). Вторые места часто занимал Дмитрий Брагин (2010, 2011 и 2013 года). В 2015 Дмитрий вышел в финал, но оказался только пятым. Кажется, особого внимания заслуживает выступление Михаила Алешина. Обладатель приза «Гонщик года» и блестящий дебютант американской серии IndyCar показал класс езды с открытым капотом, когда обзор отсутствует практически полностью. В какой-то момент после касания «сугроба безопасности» капот было лег на место, но потом вновь распахнулся, закрыв лобовое стекло. Так Михаил и финишировал, и с трассы не сошел. «Очень интересные ощущения», - резюмировал пилот свой неординарный заезд.
Присутствие Пьера Гасли в качестве приглашенного зарубежного пилота в качестве «бонус-драйвера» для соревнований в супер-финале фурора, похоже, не вызвало. Николай Карамышев уверенно объехал своего французского коллегу да так, что тот отстал аж на полкруга. Далеко не всем приглашенным пилотам удавалось проиграть с таким треском. И это при том, что Пьер попросил перед стартом супер-финала для себя два прогревочных круга, в то время как Николай дожидался его на старте.
Наступивший 2015-й год для российского автоспорта может оказаться весьма непростым из-за общеполитической обстановки. Хорошо бы и дальше не политизировать процесс (и с нашей стороны, и со стороны наших зарубежных коллег и партнеров). Проведение Гран-При России «Формулы-1», этапов WTCC, TCR и DTM кажется хорошим примером, когда автоспорт может быть связующим звеном, несмотря на политические разногласия и экономические проблемы. Наши пилоты появятся в зарубежных сериях и в этом году, однако падение рубля, вероятно, внесло коррективы в программы выступлений не только за рубежом, но и в России. Михаила Алешина болельщики увидят в составе команды SMP Racing в серии прототипов ELMS, Николай Карамышев, возможно, будет участвовать в кузовных международных сериях, двукратный чемпион России Михаил Грачев готовится к выступлениям в новой гоночной серии TCR.
Как отразится кризис на российском чемпионате, сказать пока сложно. Каких-то команд зрители, возможно, не увидят, но также вероятно, что появятся новые участники. Наталья Гольцова смотрит в будущее с осторожным оптимизмом. Финансовая проблема по-прежнему выходит на первый план. «Пока что нет ясности с рекламными контрактами и спонсорской поддержкой. Если удастся набрать достаточно средств для участия в чемпионате России, то, конечно, я поеду. Ну а если нет – в декрет уйду!», - сказала пилотесса. Кстати на «Гонке Звезд» в качестве незаменимой помощницы и начинающего пресс-атташе присутствовала дочь Натальи Вирсавия. «Если дочь захочет гонять или вообще работать в автоспорте, я не буду против, - сказала Наталья, - я вообще думаю, что чем больше она будет знать и уметь, тем проще будет в жизни, и опыт работы в команде на гонках – тоже хорошая практика». Если у Натальи Гольцовой не получится поучаствовать в российском первенстве в этом году, то чемпионат потеряет не просто единственную женщину в пелетоне, но и опытного пилота, способного выигрывать гонки.
Результаты Гонки Звезд «За рулем» 2015 по итогам финальных заездов:
- Николай Карамышев – 14 очков
- Евгений Аксаков (СТК Ралли Подмосковье) – 9 очков
- Алексей Васильев (GT Russian Team) – 9 очков
- Никита Мисюля (ЦСКА) – 7 очков
- Дмитрий Брагин (SMP Racing Russian Bears) – 5 очков
- Алексей Лукьянюк (ЛТА Ралли) – 1 очков.