Фото Романа Смирнова
В преддверии финального этапа чемпионата мира по кольцевым автогонкам «Формулы-1», который пройдет на следующей неделе в Абу-Даби глава FOM Берни Экклстоун дал обширное интервью изданию Campaign Asia-Pacific. Босс F1 подтвердил, что не видит кризиса в своем «королевстве», снова дал советы командам, как тратить деньги, приведя в пример Williams. Также Б.Экклстоун высказался критически в адрес социальных СМИ и сказал, что он не ждет молодых болельщиков «Формулы-1» и не понимает значимость социальных сетей. НГ-Online приводит выдержки из этого интервью.
На чем базируется бренд «Формулы-1»?
Трудно сказать. Я полагаю, что это один из основных спортивных брендов в мире и самый спортивный в шоу-бизнесе. Иногда мы склонны упускать часть шоу в угоду технической части, от чего я не в восторге. «Формула-1» - технический вид спорта и должен таким оставаться, но я предпочел бы видеть немного больше усилий, направленных на развлекательную часть. ... У нас есть своя аудитория по всему, и эта аудитория довольно специфична. Мы отличаемся от футбола. Я не хочу сказать, что это плохо. Футбольная аудитория – супер-рынок, но я думаю, у нас другой тип зрителя.
Как можно увеличить фактор развлечений?
Развлечения - это то, что люди хотят видеть. Если бы вы меня сегодня позвали на балет и сказали, что это – фантастика, я бы сказал, что это не для меня. Конечно, это хорошее развлечение для многих, но меня оно не устраивает. Если бы я спросил любителей балета, хотят ли они пойти на гонку «Формулы-1», я не думаю, что у них было бы большое желание сделать это. Мы не знаем, что нравится людям, а что нет. Может быть, если бы я попытался сходить на балет, я бы его полюбил. Я просто не могу понять, почему там девушки танцуют на кончиках пальцев ног? Может быть проще взять более высоких девушек? Было бы намного легче.
На сегодняшний день существует огромное количество развлечений. Раньше у людей не было к ним такого обширного доступа. Сегодня ситуация иная, и имеет место большая конкуренция в этом плане.
Находится ли «Формула-1» в кризисе?
Нет. Я долгое время в «Формуле-1» и все это уже видел. У меня была своя команда, и мы выиграли чемпионат мира. Всегда есть люди, которым не удалось запустить коммерчески успешный проект. Они тратят больше, чем могут себе позволить. Это происходило раньше, это есть и сейчас. ... Надо быть суперконкурентным, чтобы идти в ногу со всеми (ведущими командами – НГ), выигрывать гонки по дешевке не получится.
«Формула-1» стала невероятно дорогим видом спорта, чтобы в нем участвовать...
Только не тратить столько. Команды не должны оказываться в трудном финансовом положении. Они должны думать о том, что у них есть, чтобы в этих рамках сделать все возможное. Возьмем Williams, например. Несколько лет назад у Фрэнка (Уильямса) был очень маленький бюджет и куча проблем. Соответственно, он содержал свою команду в соответствии с теми средствами, которые у него были. Он не мечтал о конкуренции с Ferrari. В конце концов, дела пошли в гору, он выстроил бизнес, и где он теперь находится? (Команда Williams занимает третью строчку в Кубке Конструкторов, а ее пилоты часто приезжают в тройке призеров). Все это как в обычной жизни. Это та же самая проблема, как с женщинами и кредитными картами.
Может ли «Формула-1» конкурировать с футболом, сделать ее более доступной?
Дети могут просто пойти, научиться и играть в футбол. Не так просто попасть не то, что в «Формулу-1», но даже в картинг, откуда к нам часто приходят пилоты. Все это по-прежнему очень дорого. Вероятно, есть миллионы талантливых гонщиков, у которых никогда не будет шанса выйти на трассу: обязательно нужно чья-то поддержка. Дело в том, что мы не можем сделать «Формулу-1» более доступной для широких масс. Если хотите, эта ситуация мало чем отличается от конкурса «Мисс Мира», где победа не значит, что вот эта девушка – самая красивая в мире. Она – одна из самых красивых девушек в этом конкурсе. Или как боксеры-тяжеловесы: есть, вероятно, более сильный боксер, чем чемпион, просто у него не было шансов это доказать. Также и у нас: ребята становятся чемпионами мира, потому что у них есть такая возможность. Да, стартовать в нашем деле трудно. Команды всегда ищут наиболее талантливого кандидата.
Что может сделать «Формула-1» для расширения своей аудитории, помимо телевидения?
Мне не интересно «чирикание» (twitting), Facebook или что-то в этом роде. Это все чушь. Я пытался разобраться, но я слишком старомоден, и не вижу в этом ценности. И я не знаю, что хочет сегодня так называемое «молодое поколение». Вы спросите 15-16 летнего подростка о его желаниях, и он сам ответит, что не знает. В первую очередь надо нацеливаться на определенную аудиторию. Я говорю этим людям, которые начинают говорить эту чушь по поводу социальных медиа, посмотрите, как работали табачные компании: кто начинал курить определенный бренд, он и продолжал его курить и далее.
То есть, ценности в получении молодой аудитории нет?
Если вы хотите представить свой бренд миллионам во всем мире, я могу вам это сделать с помощью телевидения. Теперь вы мне говорите, что нужно найти канал для того, чтобы заинтересовать 15-летнего смотреть «Формулу-1», потому что кому-то надо показать им свой бренд. Молодые люди увидят Rolex, но они не пойдут его покупать, потому что дорого. ... Я не понимаю желания добраться до этой аудитории. Что-то ей продать? Да у них (молодежи) денег нет. Я бы скорее достучался до 70-летнего парня, у которого куча денег. Если маркетологи нацелились на молодую аудиторию, то им наверное лучше работать с Disney.
Но, может быть, социальные медиа могут помочь в контактах с болельщиками?
Как вы собираетесь вытащить этих фанатов на встречу с гонщиками, если они даже со своими подругами встречаться не хотят? Вы правы, что мы должны использовать социальные медиа для продвижения «Формулы-1», но я просто не знаю как. Молодежь использует планшеты и смартфоны, но это не значит, что они там смотрят «Формулу-1». А что будет лет через 40? Я свидетель тому, как быстро меняется мир технологий, и эти изменения не остановятся. Я не большой сторонник социальных сетей, и, я думаю, мы скоро увидим, что произойдет. Очень скоро все эти компании начнут взимать плату за ряд своих услуг, иначе они не смогут остаться в бизнесе. Например, акции одной социальной сети упали на 10% только потому, что меньше людей ей воспользовались. У нас есть возможность сохранить свою аудиторию.