Фото Романа Смирнова
Ситуация с двумя командами «Формулы-1» - Marussia и Caterham – пошла по самому мрачному сценарию. Первая объявила о роспуске, а вторая собирает деньги на последнюю гонку у болельщиков в Интернете.
Новость о том, что Marussia больше не появится на старте вообще, пришла по ходу первой сессии свободных заездов перед Гран-При Бразилии. «Безусловно, все это очень печально, – признал Джефф Роули, представитель компании FRP Advisory, которая распоряжалась активами команды. – У этой компании большая поддержка в Великобритании и во всём мире, но она вынуждена прекратить деятельность и закрыть свои двери.
Хотя Marussia F1 добилась значительного прогресса за относительно короткий период времени, активность команды Формулы 1 требует постоянных и значительных инвестиций. К сожалению, решение, которое позволило бы компании продолжать деятельность, найти не удалось. Наша первоочередная задача как кризисных менеджеров состоит в том, чтобы помочь людям, потерявшим работу… Команда не примет участия в двух оставшихся гонках чемпионата 2014 года, в Сан-Паулу и Абу-Даби. Кризисные управляющие продолжат выполнять свои должностные обязанности, чтобы в интересах кредиторов реализовать активы компании». Работу потеряли сразу 200 человек, однако кое-кто из менеджмента надеется, что команда вернется под именем Manor в следующем сезоне. Ранее сообщалось, что предварительная заявка от Manor на 2015 год подана.
Экс-владелец команды «Формулы-1» и эксперт BBC Эдди Джордан считает, что есть четыре причины по которым три команды (имеется ввиду HRT, которая покинула чемпионат раньше) выбыли из участия в гонках за «Большие призы». Во-первых, им обещали, что в Формуле 1 будет введён бюджетный лимит в 50 млн. евро, однако FIA не удалось добиться его введения. Во-вторых, затраты на двигатели составляли порядка 5 млн. фунтов стерлингов в год, но взлетели до 15 млн. фунтов в этом сезоне с введением новых гибридных силовых установок. Кто несёт за это ответственность? В-третьих, командам приходится пользоваться услугами авиатранспортной компании Экклстоуна, но это стоит дорого. В-четвёртых, существует очень серьёзный разрыв в доходах: прежде чем начинается распределение денег, предназначенных для выплат участникам чемпионата, пять топ-команд – Red Bull, Ferrari, McLaren, Williams и Mercedes – снимают сливки в размере $300 млн».
Последнее время Marussia испытывала значительные финансовые трудности, которые усугубились страшной аварией пилота Жюля Бьянки. Кстати, именно Бьянки принес команде два очка в чемпионате, что позволяло рассчитывать на премиальные выплаты в конце сезона. Но согласно правилам, команда, пропустившая больше, чем три гонки, не получит ничего. Сначала казалось, что ситуация выправляется, и Marussia выйдет на старт финального Гран-При, но теперь это нереально.
Фото Романа Смирнова |
Команда Caterham, которая находится в положении вряд ли лучшем, чем Marussia, сегодня объявила о публичном сборе средств по методу краудфандинга. То есть команда Королевских гонок фактически чуть ли не милостыню просит, чтобы закончить сезон, при том, что «Формула-1» - богатейшее мероприятие планетарного масштаба. В подобном подходе нет ничего необычного: многие проекты собирают средства подобным образом. Например, нечто похожее затеяли в команде «Брэбэм», которая возвращается в гонки. Однако они изначально избрали подобный подход в качестве пункта своей бизнес-модели, о чем и заявили. Ранее шла речь о том, что менеджмент Caterham оставляет желать много лучшего, но в разорении команды видятся не только просчеты менеджмента. Как уже не раз говорили многие обозреватели, проблема в дорогом новом регламенте и неравном распределении доходов. Caterham нужно собрать 2.350.000 фунтов стерлингов. На данный момент собрано лишь 7% от нужной суммы, а времени на сбор – неделя. Известно, сколько стоят билеты на Гран-При Формулы-1, и если при этом еще болельщики будут сами спонсировать команды, бизнес-модель «Формулы-1» станет оригинальной.
Пойти по миру могут еще три команды. Глава FOM Берни Экклстоун сказал, что если бы все зависело от него, он бы выделил средства. Известно, что фонд CVC вроде бы согласился выделить 100 млн фунтов на поддержку частных команд. Но это – разовая акция и в перспективе эта выплата вряд ли решит системную проблему. В команде Sauber вынуждены делать резкие маневры в части контрактов с пилотами. Sauber вынужден выбирать гонщиков исходя из своих финансовых проблем. Глава команды Мониша Кальтенборн уже едва сдерживается, комментируя назначения пилотов и проблемы в команде. В Lotus и Force India ситуация поспокойнее, но и там готовы вступить в борьбу за права частных команд в «Формуле-1».Цитаты по сайту F1News.ru