Фото Романа Смирнова
На днях окончательно оформились в факты предположения о том, что на Гран-При США «Формула-1» выйдет в урезанном составе. На стартовой решетке не будет двух команд (четырех машин). Caterham и Marussia пропустят одну или две гонки. Пока. Если какая-то команда не выйдет на старт и в третий раз, она потеряет лицензию и бонусы, причитающиеся за участие в чемпионате мира. По мнению обозревателей, сюрприза в случившемся нет: рано или поздно кризисная финансовая ситуация в ряде команд должна была во что-то вылиться.
Факты таковы. Начиная с Гран-При России, в прессе идет активная перепалка между бывшими и нынешними собственниками команды Caterham. Стороны общаются пресс-релизами и заявлениями. В итоге кончилось все тем, что команде, где действуют внешние управляющие, не позволили отправить технику в Америку. А в понедельник утром появилась информация о том, что и в команде Marussia введено внешнее управление. Менеджеры заявили, что Marussia пропустит Гран-При США. Эта ситуация дала ход секретному протоколу (вернее, его немного рассекретили), ранее подписанному частью команд, где говорится о возможности выставления в гонке третьих машин, чтобы пелетон не уменьшился до критических размеров в 16 машин. Но задействовать этот протокол у Берни Экклстоуна в США вряд ли получится, поскольку подготовка дополнительных болидов требует времени, а само соглашение – большей ясности.
По регламенту каждая команда имеет право пропустить две гонки в сезоне без потери права выступать. До конца сезона осталось три Гран-При: два на американском континенте и в Абу-Даби. Скорее всего, Marussia и Caterham пропустят обе американских гонки. Если они не выйдут и на финальные заезды, то потеряют лицензию, а вместе с ней и привлекательность для потенциальных покупателей. При этом кажется, что у Marussia ситуация более ясная и имеющая перспективы разрешиться без потери команды. В данный момент есть серьезные инвесторы из Великобритании, которые ведут активные переговоры. Также команда может рассчитывать на финансовые выплаты по итогам чемпионата, если сохранит свое девятое место. А вот что толком происходит в Caterham, не может понять даже Б.Экклстоун, о чем он сказал на прошлой неделе.
Таким образом, гонка в США пройдет без четырех машин. Однажды уже Гран-При США стал ареной конфликта, когда на старт не вышла половина машин. Но там ситуация была другая. И, тем не менее, снова не повезло Америке, где позиции «Формулы-1» выглядят не такими устойчивыми, как в других странах. В связи со сложившейся ситуацией может быть изменен формат квалификации, при котором из третьего и второго сегмента будут выбывать по четыре автомобиля.
Marussia и Caterham реально балансируют на грани ухода из чемпионата, но и в других частных командах, по слухам, ситуация не позволяет расслабляться. Несмотря на заявления руководителей команд, обозреватели отмечают, что чемпионат могут покинуть более чем две команды уже после окончания сезона. И тогда картина станет и вовсе плачевной. По регламенту Берни Экклстоун должен сформировать пелетон не менее чем из 16 автомобилей. Если еще две команды покинут чемпионат, то машин останется 14. Возможно, при таком (самом негативном) сценарии, вернутся к договоренности о третьих машинах. Но как все это будет выглядеть с практической, финансовой и юридической точек зрения, пока даже предположить сложно.
Но есть и хорошая новость из гаража Force India. У команды Виджея Мальи была задолженность по двигателям перед Mercedes, которую они погасили в последний момент. Таким образом команда на последних трех гонках даст бой McLaren за пятое место в Кубке конструкторов, что дает сверху 3 млн.долл. по сравнению с шестым местом.
Как только факт неучастия двух команд оформился окончательно, «околоформульная» общественность, видимо, решила и одновременно выплеснуть все, что накопилось на головы главы FOM Берни Экклстоуна и президента FIA Жана Тодта. Досталось и богатым командам, которые оказывают на чемпионат огромное влияние.
Макс Мосли, Экс-галава FIA: «Это уже не честное соперничество, – заявил Макс Мосли в интервью BBC Radio 5 Live. – Серьезная проблема в том, что у крупных команд гораздо больше денег, чем у Caterham и Marussia. В конце концов, эти команды были обречены на то, чтобы покинуть чемпионат, и могут оказаться не последними в этом ряду».
The Telegraph приводит мнение неназванного источника, заявившего: «FIA и Жан Тодт продались Берни Экклстоуну и отказались от руководства Формулой 1… Когда то, о чём давно предупреждали, начинает сбываться – это заставляет задуматься. Иногда только чрезвычайная ситуация заставляет людей осознать всю степень опасности».
Джо Савар, журналист: «Уже нет времени в срочном порядке заниматься вариантом, предусматривающим возможность выставить на старт третьи машины, поскольку на его реализацию, предположительно, требуется как минимум 60 дней. Соответственно, в этом сезоне третьих машин мы не увидим. Крайне странно, что правила, касающиеся третьих машин, не доступны широкой публике, а люди, которым известны ответы на все вопросы, не станут раскрывать детали строго конфиденциальных договорённостей, поэтому никто не знает, что говорится в этих документах – за исключением тех, кто их подписывал…
Нараин Картикеян, экс-пилот «Формулы-1»: «Формула 1 просто слишком дорогой чемпионат, и аутсайдерам не по силам в нём участвовать, – пишет Нараин на своей странице в Twitter. – Сначала ушла HRT, теперь проблемы у Caterham и Marussia – это должно было случиться… На старт следующего Гран При выйдут 18 машин, но, к сожалению, уже после первого круга, если он пройдёт без происшествий, все забудут про отсутствующих. Будет именно так».
Уил Бакстон, эксперт и комментатор «Формулы-1»: «…Сейчас президент FIA должен выполнять свои обязанности, т.е. руководить чемпионатом. Если он не в состоянии это делать, значит, он должен уступить свой пост, и надо будет объявлять выборы, чтобы найти настоящего лидера, который сможет взять власть в свои руки и спасти Формулу 1 от самой себя».
Дэвид Култхард, экс-пилот «Формулы-1»: "В современной Формуле-1 деньги нужны, но баснословные бюджеты не так важны. Если денег полно, как в Ferrari, но они тратятся как попало, то и результат будет соответствующим. Самое главное - вкладывать деньги в нужных людей, в нужных специалистов, а остальное уже зависит от того, какую технику они сделают, и от пилотов".
В связи с возникшей ситуацией СМИ вспоминают о том, что чемпионат в свое время покинули некоторые крупные компании, например Toyota, BMW, Honda в качестве владельцев команд. Вспоминают и утонувшую в финансовых проблемах HRT. Также припоминают некоторым официальным лицам высказывания о том, что переход на новые двигатели позволит снизить расходы частным командам, а по факту они выросли. Также стоит отметить, что длинной очереди из новых команд на попадание в пелетон «Формулы-1» нет. Те две команды, которые получили одобрение FIA и FOM на участие с 2015 года – частные. О том, что крупные автоконцерны хотят выставить в «Формуле-1» свои команды, информации нет. Honda возвращается, но в качестве моториста, а слухи о том, что скоро в Королевские автогонки придет Audi оказались пока только слухами.