Гонщики – участники грядущего Гран-при России на пресс-конференции. Даниил Квят – в верхнем ряду справа. Фото Александра Романова/F1news.ru
На «Сочи Автодроме» в пятницу стартует гоночный уик-энд «Формулы-1» – одно из самых ожидаемых после Олимпиады спортивных мероприятий в России. В течение трех дней зрители на автодроме и по телевидению смогут наблюдать гонки сразу трех серий: «Формула-1», GP2 и GP3. Гран-при России проходит всего через неделю после Гран-при Японии, где с пилотом команды Marussia F1 Жюлем Бьянки случилась трагедия. Эта беда наложила отпечаток на эмоциональный фон сочинского мероприятия.
Так получилось, что вопрос безопасности на трассе оказался в фокусе на сочинском Гран-при. За неделю до гонки в России пилот команды Marussia F1 Жюль Бьянки попал в страшную аварию. По последней информации, он до сих пор находится в коме из-за серьезной черепно-мозговой травмы. Согласно протоколу FIA, Жюля Бьянки за рулем второго болида Marussia заменит Александер Росси.
Организаторы Гран-при России сказали, что трасса в Сочи полностью соответствует требованиям Международной автомобильной федерации (FIA), а по некоторым параметрам их превосходит. В паддоке тема аварии нет-нет да и всплывает. Комментатор ВГТРК Алексей Попов сказал «НГ», что все сочувствуют Жюлю совершенно искренне, в этом нет ни грамма фальши. «Ощущение радости от работы на Гран-при России было бы полным, если бы не авария Жюля Бьянки», – добавил Алексей.
Первая пресс-конференция пилотов «Формулы-1» в четверг также оказалась полностью посвящена этой теме и теме безопасности. «Я испытываю смешанные чувства от домашнего Гран-при в связи с аварией Жюля», – сказал российский пилот команды Toro Roso Даниил Квят. Примерно в таком же ключе высказались все пилоты. Настроение, которое царило на пресс-конференции, нельзя было назвать приподнятым. Беседа закончилась на вечном вопросе: каков допустимый процент риска? Пилоты ответили на него как обычно, сказав, что гонки – их страсть. Адриан Сутил (Sauber F1) отметил, что профессия гонщика – это постоянный риск, и если ты с этим не можешь мириться, то лучше остаться дома.
В среду и четверг сотрудники автодрома наводили последний лоск, а команды осваивали предоставленные им площади в боксах и специально выделенных помещениях. В среду началась сборка гоночных болидов, которые прибыли накануне из Японии на огромных грузовых «Боингах». Механики занимались автомобилями, другой техперсонал монтировал капитанские мостики, налаживал коммуникации, обустраивал зоны для эффективной работы всех членов команды. В большинстве коллективов предпочитали работать под музыку, многие боксы были открыты для наблюдения за процессом сборки автомобилей.
Самой «скучной» командой можно назвать, пожалуй, McLaren. Подглядеть, что у них там происходит, было сложно: зона работы над болидом была тщательно прикрыта, а механики работали в полной тишине. В паддоке ярко красной формой сразу бросаются в глаза члены команды Ferrari. Порой создавалось впечатление, что только они сюда и приехали. Вообще суеты в разных зонах активности не наблюдалось: каждый занимался своим делом, одновременно активно общаясь с коллегами, в том числе из других команд. В среду на «улице Гран-при» – зоне между домиками команд и входами в боксы – можно было встретить и пилотов, которые уже прибыли в Сочи. Фелипе Масса (Williams F1) о чем-то оживленно беседовал с Пастором Мальдонадо (Lotus F1). Фернандо Алонсо (Ferrari) общался с коллегами, время от времени фотографируясь вместе с болельщиками, которым в среду разрешили ходить почти где угодно.
Среда и четверг – время традиционных прогулок по трассе. Гуляют все – от пилотов до фотографов. Многие члены команд бегают или пользуются велосипедами. Проводя такой «обязательный» проход, удалось встретить Фелипе Массу с товарищами по команде, объезжавшими трассу на велосипедах за веселыми разговорами и шутками. По трассе то и дело проезжали служебные автомобили, погрузчики. Монтировались рекламные элементы, верхолазы между двух мачт натягивали тросы для специальной камеры, которая будет по ним скользить вдоль питлейна. «То, что сейчас вы видите технику на трассе, уже не имеет отношения к готовности трассы и инфраструктуры. У нас все готово. Сейчас идут работы по плану проведения гоночного уик-энда «Формулы-1», – сказал представитель промоутера Гран-при России Сергей Воробьев, отвечая на вопрос «НГ».
Почти все билеты, включая самые дорогие, распроданы. По словам организаторов, осталось около 2 тыс. билетов из 55 тыс. Вместе с тем иностранных гостей на Гран-при России ожидается немного. Речь идет примерно о 10% от числа всех зрителей. Организаторы отметили, что это нормальное явление, сославшись на опыт других стран. С каждым последующим этапом в Сочи ждут все больше иностранцев. На первой гонке организаторы, похоже, готовятся встречать президента России. Накануне в СМИ появилась информация о том, что Владимир Путин приедет в Сочи. Вице-губернатор Краснодарского края Александр Саурин не подтвердил, но и не опроверг эту информацию: «Мы надеемся, – сказал он, – что президент страны посетит это мероприятие».
В связи с этим возникает интересный вопрос, на который пока вряд ли кто ответит точно: появится ли глава государства на грид-процедуре («променад» VIP-гостей по стартовой прямой автодрома среди готовящихся к старту болидов). Обычно на это традиционное мероприятие собираются все руководители команд, боссы «Формулы-1» и VIP-персоны. Попасть на грид «Формулы-1» можно с билетом высшей категории или по специальному пропуску. В зависимости от ширины стартовой прямой и автодрома на гриде бывает довольно тесно, потому что кроме гостей там есть еще и сами гонщики с механиками, болиды, сервисные тележки и грид-герлз – девушки с табличками пилотов.
Сочи