Фото Романа Смирнова
В рамках Московского международного автосалона АвтоВАЗ представил публике концепт нового гоночного автомобиля Lada Vesta WTCC, предназначенного для выступлений команды Lada Sport на чемпионате мира по кольцевым автогонкам в классе «Туринг». Новый партнерский контракт с компанией «Роснефть» «перекрасит» гоночные с 2015 года «Лады» в желтый цвет. Новая гоночная Vesta была представлена уже в ливрее нового партнера. Однако до конца сезона Lada Sport продолжит выступления при поддержке давнего партнера Lukoil. О текущем гоночном сезоне, командной тактике и политике в автоспорте НГ-Online рассказал пилот Lada Sport чемпион мира Роб Хафф, который вместе со своим партнером по команде Джеймсом Томпсоном принимал участие в презентации нового автомобиля.
Роб, в прошлом году в интервью НГ вы сказали, что новый регламент WTCC будет шагом вперед. Изменилось ли ваше мнение по этому поводу, когда значительная часть сезона уже позади?
Чемпионату нужно было двигаться вперед. Старый регламент просуществовал много лет. Чемпионат начал меняться с приходом новых двигателей, машины стали намного быстрее. Как пилот я вам могу сказать, что мне нравится управлять более скоростными автомобилями.
Пелетон WTCC в категории ТС1 на данный момент небольшой. Как вы думаете, есть ли перспективы его увеличения?
Здесь есть два момента. Мы только первый год выступаем в обновленном чемпионате. RML, Lada и Honda начали готовить новые автомобили довольно поздно, поэтому мы сегодня имеем лидера в лице команды Citroen, у которой было много времени на подготовку. Все в этому году как бы присматриваются и подстраиваются под новый регламент. Это касается всех, в том числе и автопроизводителей. На следующий год возможен приход двух-трех команд, которые будут использовать технику Chevrolet. Компания RML построит для них дополнительные автомобили. Начиная с 2005 года, чемпионат постоянно рос, несмотря на то что не было большого числа пилотов и новых автомобилей. В этом году новых автомобилей представлено немного, но рост все равно есть, потому что сейчас мы работаем на будущее.
Удалось ли новым руководителям серии сохранить атмосферу и особенности чемпионата?
Вы знаете, Марчелло Лотти был очень сильным человеком с жестким характером, он строил этот чемпионат, постоянно присутствовал на пит-лейне и в паддоке. Лотти был для меня как второй отец, потому что я в чемпионате со дня его основания в 2005 году. Когда он ушел, конечно, что-то изменилось. Я немного опасался того, что же произойдет с чемпионатом. Одна вещь точно изменилась: при Лотти в паддоке многие нервничали, и в атмосфере чувствовалось некоторое напряжение. Сейчас чемпионат стал немного более упорядоченный. Это, конечно, гораздо лучше.
Роб, когда вы впервые приехали в Москву на премьерный этап мирового туринга на Moscow Raceway, могли ли вы тогда подумать, что скоро подпишите контракт с российской командой?
Я тогда приехал в совершенно новую для себя страну и не знал, что ожидать. Я могу сказать, что гонка на Moscow Raceway была лучшей во всем чемпионате за последние годы: помните картинку, когда сразу несколько машин в ряд заходят в поворот! Гонка в России была действительно приятным сюрпризом. Когда я вернулся в Москву уже как пилот «Лады», это было уже нечто другое. Мне понравилась патриотичность отношения к нам болельщиков. Мы старались показать себя, несмотря на то что «Лада» не была достаточно быстрой машиной. И наконец в Аргентине мы добились высокого результата, проведя некоторые усовершенствования автомобиля.
Роб Хафф поднялся на третью ступень подиума
после второй гонки в Аргентине. Фото Lada Sport Lukoil |
Можно ли сказать, что после доработки «Лада» приблизилась к соперникам по скорости, стала более конкурентоспособной?
С «Ситроенами», конечно, нет. Давайте будем реалистами. Мы получили возможность бороться благодаря обновлению машины, что и показала гонка в Аргентине. Первые пять гонок мы были близко, но все еще нужно было понять машину. У нас не было тестов вообще, поэтому каждая гонка была для нас тестом автомобиля. А сейчас мы сделали несколько шагов по усовершенствованию нашей техники. Гонка в Аргентине была поразительной. Механики проделали огромную и тяжелую работу. Когда нужно было работать 24 часа в сутки, они работали 24 часа. Но таких результатов, тем не менее, не ожидал никто. Это был потрясающий уик-энд.
Какая из оставшихся трасс чемпионата больше подходит «Ладе», где можно будет побороться за высокие позиции?
Самая большая проблема нашей машины в этом году – аэродинамика. Поэтому, чем трасса менее скоростная, тем для «Лады» лучше. Если посмотреть расписание, то трасса в Пекине для нас подходит больше всего из оставшихся автодромов. Шанхай и Сузука нам подходят меньше из-за наличия скоростных поворотов, где аэродинамика очень важна. Впервые в Японии мы поедем по длинной конфигурации трассы, тогда как короткая нам больше бы подошла. А вот в Макао мы можем показать хороший результат.
Как вы относитесь к длинной гонке, которая, возможно, состоится в следующем году на автодроме Нюрбургринг?
Это фантастика. Нам надо будет внести некоторые изменения в машину, потому что нам потребуется дозаправка по ходу гонки. Это будет потрясающий опыт. Во-первых, это Нордшляйфе, во-вторых, пит-стопы, которые есть во многих сериях, включая «Формулу-1», и они вносят изменения в гонку. Для меня WTCC – лучший чемпионат, и отлично, что один из этапов пройдет на такой знаменитой трассе. Это как раз показывает эволюцию чемпионата, когда появляется что-то другое, что-то новое.
По прошествии большей части Чемпионата как вы себя чувствуете в команде?
Главная трудность – это язык. Я не говорю по-русски, но многие в команде говорят по-английски. Я работаю с механиками каждый гоночный уик-энд. Они общаются со мной, и между собой, и, несмотря на то, что ты не совсем понимаешь людей, работать-то надо все равно. Другая трудность была в том, что у нас не было тестов. Вы видите, как распределяются места в чемпионате: Сitroen – много тестов, они первые, Honda – вторые с нормальным количеством тестов, Сhevrolet – третьи с малым количеством тестов, и мы четвертые с нулевым тестированием.
Пилоты "Лады" Джеймс Томпсон (слева)
и Роб Хафф. Фото Lada Sport Lukoil |
Сейчас СМИ горячо обсуждают проблему командной тактики вообще и происшествие в команде Mercedes «Формулы-1». Как вы видите вообще работу пилота в команде и в частности в «Ладе»?
Каких-то четких правил по этому поводу нет. Единственное правило – не «выноси» с трассы напарника по команде. И прежде чем включаться во внутрикомандную борьбу, активно соперничать другом с другом, необходимо улучшить автомобиль до такой степени, чтобы он был способен постоянно выходить на топ-позиции. У нас с Джеймсом (Томпсоном) есть понимание этого момента – то есть сейчас все усилия направлены на развитие техники. Мы должны работать вместе, наращивая опыт. Но конечно, мы оба стараемся пилотировать машину как можно быстрее. На самом деле у меня сейчас лучшие партнеры по команде, о которых можно было только мечтать. Мы должны работать вместе, чтобы привести наши машины на высокие позиции на финише, так мы и стараемся делать.
Автоспорт – дисциплина, которая находится вне большой политики, что подтвердил и Берни Экклстоун по поводу гонки «Формулы-1» в Сочи. Каково ваше личное мнение о том, что сейчас происходит в мире?
А, в мире… Лучше любить, чем воевать!
Можно ли сказать, что вы остаетесь в «Ладе» на следующий год?
Да, конечно. Вы же видели на стенде концепт автомобиля уже с моим именем и именем Джеймса.