Потерянное колесо Александра Сальникова (класс "Туринг-лайт"). Фото пресс-службы РСКГ
Уже через две недели после выступления на одной трассе со звездами мирового автоспорта в рамках российского этапа WTCC, пилоты Российской серии кольцевых гонок продолжили борьбу за звание чемпионов и обладателей Кубков России на трассе «Нижегородское кольцо».
А вот проведение в рамках этапа РСКГ гонки поддержки в этом году произошло впервые. В рамках гоночного уик-энда прошел этап Чемпионата Московской области по автогонкам в классе «Формула-Россия». И пусть на старт вышли всего пять пилотов, борьба между ними обещала быть очень острой. В этом году в классе машин с открытыми колесами сражаются сразу три победителя различных картинговых классов: Кирилл Королевский – класс KF2, Станислав Бурмистров – класс Rotax Max,класс Biland, Игорь Яворовский – класс Easy Cart, а так же вице-чемпионы Lada Granta Cup – братья Лобода.
Еще одно нововведение коснулось спортивного регламента. С этапа в Нижнем Новгороде вводится система штрафных баллов. Об этом новшестве рассказал"НГ" гоночный директор РСКГ Александр Сотников: «С текущего этапа водится система штрафных баллов. Каждое предупреждение или замечание, полученные спортсменом от судей, учитываются. Когда их число достигнет трех, то в следующей гонке к стартовой позиции гонщика добавится десять позиций. Срок действия предупреждений и замечаний – до конца текущего сезона. Так же, после получения спортсменом штрафа в десять позиций, отсчет замечаний начинается заново».
В пелетоне РСКГ один из новых участников привлек внимание и зрителей, и особенно пилотов заезда «Объединенный 2000». В класс «Супер-Продакшн» была заявлен автомобиль Subaru BRZ URT под управлением Максима Чернева. Специально для участия в кольцевых гонках автомобиль был построен совместными усилиями «Субару Мотор» и «Успенский Ралли Техника». Проведя подробную инспекцию автомобиля, технические комиссары РАФ приняли решение, что машина с 2-литровым турбомотором была допущена к выступлению в классе «Туринг» в одной компании с BMW 320si, LADA Granta и SEAT Leon.
В квалификации класса «Туринг» неожиданностей не случилось. В борьбе за поул, во второй части квалификационных заездов, сошлись четыре BMW и две Lada Granta. Первую позицию уверенно завоевал лидер чемпионата омич Михаил Грачев (AMG Motorsport), вторым стал Роман Голиков. Алексею Дудукало (Lukoil Lada Racing Team) удалось показать на своей Гранте лишь четвертое время, а его напарник Павел Кальманович стал пятым. Лучше всех в классе «Супер-Продакшн» квалифицировался Владислав Незванкин на кубковом варианте Lada Granta.
Пилотам классов «Туринг-лайт» и «Национальный» уже второй раз в этом сезоне (первый был на трассе Moscow Raceway) приходится бороться за поул на влажной трассе. В таких условиях самыми быстрыми пилотами стали Андрей Севастьянов (B-Tuning, «Туринг-лайт») и Владимир Шешенин (Lukoil Lada Racing Team, «Национальный»).
Вообще погода, а в частности дождь, сыграли важную роль в том, как прошел гоночный уик-энд третьего этапа Российской серии кольцевых гонок. Уже в субботу первая гонка в классе «Формула-Россия» прошла под дождем. Обладатель поула Станислав Бурмистров (команда «ЗИЛ-АЗС Трасса»), прошлогодний победитель серии, к сожалению, не справился с управлением и вылетел за пределы трассы в одном из поворотов. Победу в дождевой гонке одержал Михаил Лобода, вторым стал Игорь Яворский, а третьим – Юрий Лобода.
В первой воскресной гонке «Объединенный 2000» все началось с инцидента между машинами класса «Туринг» и «Супер-Продакшн». После старта, который давался с хода, произошел контакт нескольких автомобилей. Его результатом стали сходы Андрея Николаева и Олега Чеботарева уже на первом круге. На трассе появилась машина безопасности. Она в течение трех кругов возглавляла гоночный пелетон, пока судьи ликвидировали последствия аварии в первом повороте. Рестарт прошел спокойно, без инцидентов, и Михаил Грачев начал свой отрыв от соперников. Алексей Дудукало некоторое время боролся за третье место, но под конец гонки сбавил ход и даже пропустил своего напарника. Финишную линию опытный гонщик пересек в итоге пятым. А подиум был полностью оккупирован пилотами BMW. Михаил Грачев – первый, Роман Голиков стал вторым, а на третью ступеньку подиума поднялся Артем Кабаков, не смотря на полученный штраф (проезд через пит-лейн). Его дебютант получил за многочисленные выезды всеми четырьмя колесами за пределы трассы. В классе «Супер-Продакшн» победил Андрей Юшин, так же на подиум поднялись Андрей Масленников и Владимир Стрельченко. Дебютант серии Максим Чернев показывал неплохое время круга на протяжении всего заезда, но его Subaru BRZ URT получила повреждения из-за контакта и через некоторое время глушитель автомобиля стал касаться полотна трассы. На скорость это не влияло, но судьи показали пилоту черный флаг и его результат был аннулирован.
Авария Романа Голикова на старте второй гонки
заезда "Объединенный 2000" Фото Павла Сарычева (НГ-Online) |
Еще более драматично сложился старт второй гонки заезда «Объединенный 2000». Уже на стартовой прямой произошел инцидент, в котором получили повреждения BMW Артема Кабакова и Романа Голикова. Одна из машин остановилась в опасном месте, и судьи приняли решение остановить гонку красным флагом и начать стартовую процедуру заново. После повторного старта в лидеры вышел Алексей Дудукало, а Михаил Грачев смог добраться до второй позиции. В середине гонки на трассе снова появилась машина безопасности из-за аварии Павла Яшина, произошедшей на стартовой прямой. Борьба кипела в глубине пелетона. Максим Чернев на Subaru пытался прорваться сквозь гонщиков класса «Супер-Продакшн», но столкнулся с неуступчивостью Андрея Артюшина на Renault Clio. Дебютант не растерялся и на протяжении нескольких кругов прессинговал ветерана, вынудив того ошибиться на предпоследнем круге и вылететь за пределы трассы. Победителем второй гонки в классе «Туринг» стал Алексей Дудукало, вторым, уступив победителю всего 436 тысячных секунды, пришел на финиш Михаил Грачев, на третью ступеньку подиума поднялся Павел Кальманович. Такое расположение пилотов на подиуме позволило команде Lukoil Lada Racing Team стать победительницей в командном зачете. Владислав Незванкин стал победителем второй гонки класса «Супер-Продакшн», Андрей Масленников – второй, Владимир Стрельченко – третий.
Столкновение в первом повороте.
Первая гонка заезда "Объединенный 1600" Фото Ларисы Лащеновой |
Но самыми богатыми на события стали и первая, и вторая гонки «Объединенный 1600». Андрей Севастьянов, завоевавший поул, не смог удачно стартовать и откатился в глубину пелетона. Лидерство захватил Владимир Черевань на Seat Ibiza. А в глубине пелетона в том же самом первом повороте произошел завал. Владислав Кубасов, прорываясь со своей стартовой позиции вперед, получил удар от одного из новичков класса «Национальный». Ford Fiesta руководителя команды ВПК Cпорт развернуло, да столь неудачно, что ему в борт приехала Lada Kalina напарницы Владислава по команде Натальи Гольцовой. Обе машины по завершении первого круга выбыли из гонки и заехали в боксы. А судьи, чтобы ликвидировать последствия многочисленных аварий, выпустили на трассу машину безопасности. После рестарта Владимир Черевань продолжил лидировать, а за ним в погоню устремились Николай Грязин, Борис Шульмейстер, Владимир Мельников, Сергей Коронатов (все на машинах Ford Fiesta). Андрей Севастьянов удачно прорывался наверх и почти догнал лидирующую тройку. Однако во время плотной борьбы за позицию его Volkswagen получил повреждение и победитель квалификации был вынужден досрочно закончить гонку. Так же не смог добраться до финиша Владимир Мельников. По итогам гонки в КСК прошло долгое разбирательство многочисленных инцидентов, в том числе с пилотами лидирующей тройки. По его результатам подиум первой гонки в классе «Туринг-лайт» выглядит так: первый – Владимир Черевань, второй – Дмитрий Калужский, третий – Ильдар Рахматуллин. В классе «Национальный» на подиум поднялись Егор Санин (первый), Альберт Гайнуллин – второй, Владимир Шешенин – третий.
Борьба "колесо в колесо"
Николая Грязина и Андрея Севастьянова Фото пресс-службы РСКГ |
Старт второй гонки «Объединенный 1600» был задержан. Дождь, пошедший еще во время гонки двухлитрового класса, за это время усилился. Задержку старта второй гонки прокомментировал "НГ" председатель Комитета скоростных соревнований РАФ Михаил Михайлович Бонч-Осмоловский: «Старт откладывался по технической судейской причине. В этом году в воскресенье у нас проходит четыре гонки, график достаточно плотный. Если гонки проходят без происшествий, то график соблюдать несложно. В Нижнем Новгороде после первой гонки класса 1600 было очень много замечаний по гоночным инцидентам: обгоны во время нахождения машины безопасности на трассе, обгоны под желтыми флагами, контакты между машинами. Все эти инциденты необходимо было разобрать. Без разбора всех этих ситуаций мы не могли определить стартовую ведомость на вторую гонку. По результатам первой гонки в КСК было вызвано более десяти пилотов. Так же для разбора каждого инцидента необходимо было посмотреть видео с судейских камер, установленных на машинах. Только приняв решение по всем происшествиям, мы смогли сформировать стартовую решетку на вторую гонку. Во вторник, 24 июня мы обсудили данную ситуацию с промоутером серии Олегом Петриковым, чтобы найти варианты изменения формата гоночного уик-энда, хотя бы максимально растянуть воскресное расписание, чтобы оно не было таким плотным».
Дождь на трассе.
Фото Павла Сарычева (НГ-Online) |
Вторая гонка класса «Объединенный 1600» была объявлена дождевой. Старт был дан за машиной безопасности. За ней гонщики провели семь кругов, после чего судьями было принято решение перевести гонку в режим зеленых флагов. Однако к тому моменту погодные условия не только не улучшились, а напротив, стали еще хуже. Это обстоятельство сразу же сказалось на классе «Национальный». Машины данного класса в гонках используют обычную резину, которая просто не справляется с водоотводом на высоких скоростях. В результате из-за аквапланинга в первом повороте за два круга вылетели и не смогли продолжить гонку пять пилотов на Lada Kalina. После этих многочисленных инцидентов на трассе снова появилась машина безопасности. Пройдя 12 кругов, что составило три четверти дистанции, гонка так и финишировала в режиме «safety car». К сожалению, лидеры класса «Туринг-лайт» в таком режиме (было всего два боевых круга) не смогли улучшить свои позиции и финишировали в глубине пелетона. Победа же в этом классе досталась Виталию Ларионову, вторым стал Ильдар Рахматуллин, а третьим – Николай Грязин. В «Национальном» победил Артур Егоров, вторым финишировал Егор Санин, а третьим – Владимир Шешенин.
Хоть во второй гонке класса «Объединенный 1600» было пройдено 75% процентов дистанции, что позволило гонщикам получить очки как и в полной гонке, некоторые пилоты были не согласны с решениями судей как по инцидентам в первой гонке, так и проведением второй гонки под дождем. В частности, пресс-служба команды B-Tuning распространила заявление своего пилота Андрея Севастьянова, в котором гонщик высказал свою точку зрения на решения судей, а так же о проведении гонок на трассе «Нижегородское кольцо»: «По второй гонке заезда "Объединенный 1600" у нашей команды возник ряд вопросов. Начинался дождь, руководитель долго не давал старт. В итоге – в целях безопасности – им же было принято решение дать старт в режиме следования по трассе машины безопасности. Возникает другой резонный вопрос: если мы – при не меняющейся погоде – откатали семь кругов, то какой смысл было давать затем спортсменам старт заезда – и тем более, лишь на один круг? В результате безграмотных решений руководителя гонки решений пострадали пять автомобилей участников соревнования. Ситуацию усугубляло то, что в условиях плохой видимости и малого количества кругов, которые предстояло преодолеть во втором заезде, реально сильнейшим пилотам – победителю и призерам первого старта – было практически невозможно выйти на лидирующие позиции...По итогам данного заезда менеджером нашей команды был подан протест. Мы предложили отменить результаты данного заезда, а всем спортсменам, вышедшим на старт, начислить за него по нолю очков. Либо – как вариант – считать данный заезд несостоявшимся вовсе. Коллегия спортивных комиссаров оперативно рассмотрела данный вопрос и вынесла решение, согласно которому гонка – по их мнению – все же, состоялась, – и пилоты получили обычное количество очков. Мы с этим решением не согласны. В завершение скажу, что покрытие трассы на "Нижегородском кольце" заметно ухудшилось. Асфальт стал волнистым, стало особенно опасно в зоне торможения на стартовой прямой, где и произошло максимальное количество аварий за уик-энд. Надеюсь, что оставшийся в календаре этого сезона нижегородский этап будет перенесен в другое место, на иной автодром".
Гоночный директор РСКГ Александр Сотников прокомментировал "НГ" ситауцию:
Отбойник первого поворота стал роковым
препятствием для многих пилотов на Lada Kalina Фото Павла Сарычева (НГ-Online) |
«К тому моменту, когда были приняты решения по всем инцидентам, произошедшим в первой гонке класса 1600, погодные условия на трассе сильно ухудшились. Мы рассматривали разные выходы из сложившейся ситуации. Вариант отмены гонки был одним из них. Перенос одной гонки с этого этапа на другой не представлялся возможным. Вариант более позднего старта в тех погодных условиях не имел смысла (погода не собиралась меняться). Проблемой этого заезда было то, что машины «Туринг-лайт» использовали специальные дождевые шины, класс же «Национальный» такой возможности лишен. Что касается трассы «Нижегородское кольцо», то она полностью отвечает требованиям безопасности для проведения гонок в любую погоду. Перед каждым этапом проходит инспекция трассы. На ее основании, и на основании данных, полученных на предыдущих этапах, обращается повышенное внимание на проблемные места, в частности, на недостаточный дренаж. Что касается отмены запланированного на 05-07 сентября этапа РСКГ на данной трассе – этот вопрос находится в зоне ответственности промоутера чемпионата».
Вторая гонка в классе «Формула-Россия» была отменена из-за погодных условий и будет проведена позже.
Третий этап, прошедший в достаточно сложных условиях, поставил перед промоутером много вопросов. Сможет ли организатор Российской серии кольцевых гонок найти ответы на них, чтобы подобные ситуации не повторялись в будущем, возможно, мы узнаем уже на этапе в Казани, который пройдет 4-6 июля.