Фото Романа Смирнова (НГ-Online)
В прошлые выходные в Подмосковье на автодроме Moscow Raceway прошел шестой этап чемпионата мира по кольцевым автогонкам в классе «Туринг» - FIA WTCC. Перед началом соревнований новый глава промоутерского штаба WTCC Франсуа Рибейро заявил, что мировой туринг будет приезжать в Россию до тех пор, пока граница будет открыта. «Я часто слышал от журналистов, пилотов, команд, механиков вопросы о том, уверен ли я, что мы поедем в Москву. И я отвечал, что поедем. Мы занимаемся спортом, а не политикой. Пока границы открыты, мы будем проводить гонку в Москве», - сказал г-н Рибейро. Примерно в том же ключе ранее высказался и босс «Формулы-1» Берни Экклстоун, отметив, что премьера Королевских гонок в нашей стране непременно состоится, несмотря на разные политические и экономические осложнения, которые сейчас имеют место на мировой арене.
Франсуа Рибейро: "Мы занимаемся спортом,
а не политикой". Фото Ларисы Лащеновой |
Визит гонщиков WTCC в рамках чемпионата мира стал в Россию уже вторым. Контракт с Moscow Raceway рассчитан на три года и менеджмент первенства не видит причин, по которым этот контракт не мог бы быть продлен. Переговоры по продолжению сотрудничества состоялись в рамках гоночного уик-энда. «В России есть всё, что нам нужно, тут представлены автопроизводители, участвующие в нашем чемпионате. И мне хотелось бы, чтобы все трассы в WTCC были такими, как Moscow Raceway. Важно, чтобы на этапе было хорошо всем, чтобы это был „семейный“ чемпионат. И если и нынешний этап получится успешным, то я не вижу причин, почему бы нам не остаться на Moscow Raceway». Уже можно констатировать, что российский этап прошел как минимум небезынтересно: кто бы мог подумать, что второй заезд «Ситроены» могли и не выиграть, и что на первую ступеньку подиума поднимется дебютант чемпионата, пилот из Китая Ма Цинь Хуа. Кстати, очень хотелось бы, чтобы «семейность» мирового туринга осталась на прежнем уровне. WTCC, в отличие от многих формульных серий, выглядит очень тепло и позитивно; пилоты открыты для зрителей и прессы, раздают автографы и комментарии, несмотря, порой на неудачные выступления.
Сейчас в мировом туринге действует переходный регламент, согласно которому в одном пелетоне присутствуют машины двух категорий: TC1 и TC2. TC1 – машины, подготовленные по новому регламенту, TC2 – по старому. Отвечая на вопрос корреспондента «НГ» о судьбе старых автомобилей Франсуа Рибейро сказал, что они должны покинуть чемпионат. Однако, это не значит, что для более старых и более дешевых машин мировой туринг будет закрыт. «Сейчас мы совместно с FIA разрабатываем новый набор правил для TC2. TC1 останется наверху нашей пирамиды, поправки в регламент коснуться всех, кто проводит гонки на автомобилях класса «Туринг», включая национальные федерации», - сказал Ф.Рибейро. Расширение регламента промоутер WTCC считает необходимым, чтобы национальные чемпионаты могли стать полноценными участниками системы гонок мирового туринга. Сейчас правила подходят только для WTCC TC1 и понятно, что они не могут подходить для всех. Более старая и более дешевая техника может быть использована в других туринговых сериях, но все должно быть унифицировано, чтобы обеспечить движение пилотов между сериями разного уровня, как это сделано в формульных чемпионатах. Речь идет также и о том, что, например гипотетическая серия WTCC-2 будет доступной для большего числа команд и иметь статус гонки поддержки WTCC. «Вариантов несколько, - продолжил Рибейро, - но основная идея состоит в том, что это должны быть туринговые автомобили, а расходы должны быть на порядок ниже, чем в WTCC. Надеюсь, к концу года у нас получится выработать конкретные предложения и представить его на заседании Всемирного совета по автоспорту, так что времени у нас не так много».
Вероятные изменения в регламенте национальных туринговых гонок прокомментировал «НГ» глава команды ВПК СПОРТ Владислав Кубасов. «Если для топ-серии российского чемпионата введут слишком жесткие ограничения по году выпуска автомобиля и какие-то новые особые технические требования, это может ее похоронить, - считает В. Кубасов. Однако, если верить словам Рибейро, нет смысла сильно закручивать гайки регламента. Что же касается «лестницы» к вершинам мировго туринга, то Владислав считает это хорошей идеей, которая позволит систематизировать и упорядочить процесс движения пилотов внутри большого турингового первенства. Пилотесса команды Наталья Гольцова отметила, что на данный момент совместное проведение российского и мирового гоночного первенства дает российским пилотам возможность показать себя зарубежным командам, пообщаться с коллегами, приобрести какие-то связи. «Совместное проведение этапов мирового туринга и российского кольца идет на пользу обоим сериям. Мы учимся у пилотов мирового уровня, они наблюдают за нашей серией, за нашими пилотами. У нас, гонщиков, появляется возможность обсудить профессиональные, гоночные вопросы со своими зарубежными коллегами, набраться у них опыта. Так что совместное проведение этапов - хорошая практика», - отметила Н. Гольцова.
Российский этап WTCC проходил при солнечной и жаркой погоде. По информации пресс-службы Moscow Raceway, посмотреть соревнования пришло 22.000 человек. Для зрителей, пришедших посмотреть гонки, важно не только понаблюдать за заездами, но и увидеть пилотов живьем, что возможно далеко не на всех соревнованиях. Организаторы устроили традиционную автограф-сессию на пит-лейне и прогулку на трассу (pit-walk). Надо сказать, что обладатель простого билета (не аккредитации) не смог бы попасть на трассу непосредственно перед началом заезда. У зрителей на Moscow Raceway такая возможность была и, судя по лицам болельщиков, они остались весьма довольны. В этом году за команду Citroen выступает знаменитый раллийный гонщик Сеьастьен Лёб, у которого в России большое число поклонников. Очередь за автографом к знаменитому французу растянулась на половину пит-лейна, а вот к его «тим-мэйт» китайскому пилоту Ма Цинь Хуа народу почти не было. Вероятно, потом многие пожалели, что не попросили у него чиркнуть на плакатике: пилот из КНР, дебютировавший в чемпионате на Moscow Raceway, взял да и выиграл второй заезд.
Пилоты команды Honda отлично провели квалификацию и заняли второе и третье места на старте первой гонки. Первым стоял Citroen Хосе Мария «Печито» Лопеса. Однако только Габриэле Тарквинии удалось достойно противостоять натиску пилотов французской команды. Себастьен Лёб в какой-то момент бросил попытки обогнать итальянца, и лишь в последнем повороте последнего круга показалось, что Лёб может пройти Тарквинии. Но клетчатый флаг на втором месте увидел итальянский пилот. Лопес одержал четвертую победу с начала чемпионата и остается лидером общего зачета. Интересная борьба на трассе шла между Иваном Мюллером и Томом Чилтоном. На последнем круге Том допустил маленькую ошибку, но этого хватило, чтобы Иван провел результативную атаку. До этого момента Иван Мюллер также спровоцировал на ошибку пилота «Хонды» Тиагу Монтейру. Лучший результат среди пилотов команды Lada Sport Lukoil показал Роб Хафф, финишировав десятым.
Ма Цинь Хуа (слева) и Меди Беннани на подиуме
после второй гонки этапа в России. Фото Романа Смирнова |
Вторая гонка могла закончиться сенсацией, если бы лидеру заезда Уго Волану не пришлось отбыть штраф проездом через пит-лейн. К пятому кругу французский пилот «привозил» пелетону уже целых пять секунд, пока Норберт Мичелис сдерживал атаки китайского пилота команды Citroen. Но небольшая сенсация все же случилась. Во-первых, лидер Citroen Печито Лопес не смог стартовать и не участвовал во втором заезде, и во-вторых гонку выиграл Ма Цинь Хуа – дебютант из КНР. Вообще второй заезд традиционно выглядел более интересно из-за «перевернутого» старта, когда лидеры отправляются в середину пелетона. Иван Мюллер пришел вторым и Меди Беннани поднялся на третью ступеньку подиума подмосковной трассы. Для пилотов «Лады» гонка сложилась неудачно. Михаил Козловский после столкновения выбыл на первом же круге, потом сошел Роб Хафф, а Джеймсу Томпсону дотянуться до заветного десятого места не удалось.
Следующий этап гонок мирового туринга состоится на знаменитой трассе Спа-Франкошамп в Бельгии 21-22 июня.
RACE 1. Results - 16 laps: Pos Driver Team/Car Time/Gap 1. Jose Maria Lopez Citroen 27m05.120s 2. Gabriele Tarquini Honda +3.170s 3. Sebastien Loeb Citroen +3.425s 4. Yvan Muller Citroen +5.902s 5. Tom Chilton ROAL Chevrolet +6.816s 6. Ma Qing Hua Citroen +7.505s 7. Tiago Monteiro Honda +13.099s 8. Tom Coronel ROAL Chevrolet +15.061s 9. Norbert Michelisz Zengo Honda +24.766s 10. Rob Huff Lada +27.754s 11. Mehdi Bennani Proteam Honda +28.067s 12. Gianni Morbidelli Munnich Chevrolet +28.579s 13. Rene Munnich Munnich Chevrolet +29.323s 14. James Thompson Lada +35.188s 15. Mikhail Kozlovskiy Lada +38.472s 16. Franz Engstler Engstler BMW +1m12.432s* 17. Pasquale Di Sabatino Engstler BMW +1m24.023s* 18. John Filippi Campos SEAT +1m37.942s* Retirements: Nikita Misiulia Campos SEAT 7 laps* Hugo Valente Campos Chevrolet 1 lap Dusan Borkovic Campos Chevrolet 1 lap
RACE 2. Results - 16 laps
Pos Driver Car Time/Gap 1. Ma Qing Hua Citroen 27m11.31s 2. Yvan Muller Citroen +1.261s 3. Mehdi Bennani Proteam Honda +12.252s 4. Tom Coronel ROAL Chevrolet +12.424s 5. Sebastien Loeb Citroen +14.725s 6. Tom Chilton ROAL Chevrolet +14.890s 7. Norbert Michelisz Zengo Honda +15.118s 8. Gianni Morbidelli Munnich Chevrolet +19.894s 9. Hugo Valente Campos Chevrolet +20.157s 10. Rene Munnich Munnich Chevrolet +20.984s 11. Dusan Borkovic Campos Chevrolet +26.813s 12. James Thompson Lada +31.686s 13. Franz Engstler Engstler BMW +1m03.478s* 14. Pasquale Di Sabatino Engstler BMW +1m15.843s* 15. John Filippi Campos SEAT -1 lap* 16. Nikita Misiulia Campos SEAT -1 lap*
*TC2
Not classified/retirements Tiago Monteiro Honda 11 laps Rob Huff Lada 10 laps Gabriele Tarquini Honda 7 laps Jose Maria Lopez Citroen 0 laps Mikhail Kozlovskiy Lada 0 laps