Фото c трансляции Eurosport
На городской трассе в Марокко прошли первые гонки нового сезона чемпионата мира по кольцевым автогонкам в классе «Туринг». Начало сезона продемонстрировало очевидное преимущество дебютантов первенства команды Citroen: три первых места в первой гонке и два – во второй. Насколько осторожной и весьма скучной была первая гонка, настолько же боевой, эмоциональной и непредсказуемой получилась вторая. При всех преимуществах Citroen и других команд и проблем с довольно сырой машиной команды Lada Sport Lukoil, выступление российского пилота Михаила Козловского выглядит весьма впечатляющим и по-гоночному зрелым.
В новый сезон с новым регламентом вступила не только «Формула-1», но и мировой туринг. И если в «королевском» паддоке уже ломают копья по поводу новых правил, то для WTCC изменения, похоже, пошли только на пользу. Гонка в Марокко показала, что боевитость и зрелищность никуда не делись, машины «звучат», обгоны проводятся даже там, где их провести исключительно сложно. Однако WTCC потерял свое бессменного лидера и вдохновителя Марчелло Лотти, который не согласился на контракт с новыми условиями, при которых его полномочия несколько урезались. На первую гонку приехал глава FIA Жан Тодт, он и вручил кубок первому победителю сезона Хосе Мария Лопесу.
Первые же заезды показали, что более-менее хорошо дела обстоят только у команды Citroen. Все остальные имели те или иные проблемы с новой техникой. В итоге пелетон на старте второй гонки существенно поредел, и это были по большей части не аварийные сходы, а технические.
Превью первого гоночного заезда с трассы представил Том Коронель, который отметил значимость новой аэродинамики и сплит-стрима в предстоящей гонке. Оценить все прелести обгона из-под воздушного потока впереди идущего автомобиля зрителям полностью не пришлось: первая гонка не была богата на обгоны. Зато бамперы от машин Honda отваливались «на ура» даже от легкого касания автомобиля соперника. Сам же Коронель покинул гонку на девятом круге по техническим причинам. Впереди на стартовой решетке стояли три «Ситроена». Они как уехали вперед, так их больше никто и не видел. Как стояли – так и приехали на финиш: Лопес – Леб – Мюллер. Как сказал в коротком интервью победитель, главной задачей было привести все три машины к финишу, поэтому борьбы между пилотами одной команды зрители не увидели. На подиуме произошел небольшой конфуз. В честь команды-победителя должен был прозвучать гимн Франции, которого под рукой почему-то не оказалось. Пришлось пилотам спеть гимн самостоятельно. В гонке спорная ситуация произошла между дебютантом первенства Душаном Борковичем и Тиагу Монтейру. Боркович слегка толкнул «Хонду» Монтейру, чтобы пройти поворот первым. «Беда в том, что Монтейру оказался впереди, а мне надо было проехать. Вообще, я его уже прошел, но он срезал шикану и оказался впереди (по правилам, в этом случае получивший преимущество пилот должен пропустить соперника вперед – НГ). Я попытался в повороте пролезть внутрь и оторвал ему бампер», - сказал сербский гонщик. Стоит ли говорить, что Тиагу такая трактовка не очень понравилась.
Роб Хафф на своей новой «Ладе» проехал всего шесть кругов в первой гонке. «Возникли проблемы с зажиганием. У многих есть проблемы, не только у нас», - сказал британский пилот. Виктор Шаповалов, глава российской команды, в свою очередь уточнил, что «машины не очень хорошо себя чувствуют». «Есть проблемы с охлаждением тормозов, с двигателем. Пока мы стараемся поддержать машины на том уровне, что есть», - добавил В. Шаповалов в интервью Eurosport. Джеймс Томпсон, тем не менее, довел свою «Ладу» до финиша на десятой позиции, но больше его на трассу решено было не выпускать. Михаил Козловский преодолел дистанцию, похоже, без технических неполадок, закончив гонку вслед за Томпсоном на 11-ой позиции.
К началу второго заезда пелетон недосчитался нескольких машин, которые либо не выезжали вообще (Габриэле Тарквинии), либо не в состоянии были продолжать гонку. Honda также не выпустила на трассу Норбета Мичелеса, а «Ладу» представлял Михаил Козловский в гордом одиночестве. Перевернутая (по правилам) стартовая решетка убрала «Ситроены» ближе к середине пелетона, что обещало любопытное развитие событий после старта. Так и случилось, но не силами пилотов французской команды. Практически сразу после зеленого флага произошла авария с участием Меди Беннани и Тома Коронеля. Машина Тома оказалась разбитой буквально « в мясо».
Фото c трансляции Eurosport |
Среди пострадавших оказался Иван Мюллер: его «Ситроену» оторвали кусок правого борта. Сначала на трассе появилась машина безопасности, а потом гонку и вовсе остановили. Пока маршалы убирали разбитую технику, телезрители, благодаря работе корреспондентов Eurosport, стали свидетелями шквала эмоций от Коронеля и Беннани. Тома поймали прямо на входе на пит-лейн: «Это самое жуткое, что могло произойти, - сказал пилот. - Беннани продолжал давить на педаль газа уже после того, как коснулся моей машины». Автомобиль Коронеля в этой ситуации потерял управление и влетел в стену, подобрав заодно и проезжавшего мимо Ивана Мюллера. Далее репортер буквально взлез со своим микрофоном в машину Меди Беннани: «Я ехал по своей стороне, Том стал смещаться и совсем не оставил мне места…». И тут, отодвинув репортера, в машину засунул голову Коронель. «Том, я плакал из-за этого, - воскликнул добряк Беннани, у которого под забралом шлема были видны слезы, - если бы я сбросил газ, меня бы просто раздавили те, кто ехал сзади». Том вернулся в боксы, и было видно, что эмоциональная реакция его друга Меди возымела какое-то действие. Вместе с корреспондентом телеканала он пересмотрел запись аварии, и его точка зрения немного смягчилась. После Коронеля к Беннани подошел его напарник по команде Габриэле Тарквини: «Меди, тебе сейчас главное забыть о происшествии и сконцентрироваться на гонке», - сказал мэтр весьма эмоционально. Судьи же без эмоций сочли Беннани виновным и наказали его проездом через пит-лейн после рестарта гонки, что не помешало Меди приехать пятым на финиш.
Фото Lada Sport Lukoil |
Авария исключила из гонки еще несколько автомобилей, и пелетон сократился до 13-ти участников. Через некоторое время после рестарта на трассе снова появилась блестящая Alfa Romeo, которая в этом сезоне будет исполнять обязанности официального сейфти-кара чемпионата. На этот раз причиной послужила задымившаяся машина Душана Борковича. После второго рестарта впереди уже были два оставшихся «Ситроена», а Михаил Козловский, который успешно избежал аварий и коллизий с техникой шел на шестой позиции. За ним пристроились Беннани и Морбиделли. Меди в какой-то момент все же обошел Михаила, но Морбиделли сделать это под шумок не удалось. В опасном повороте при обгоне Михаилу четким маневром удалось удержать машину на траектории и седьмую позицию в гонке. За два круга до финиша сошел Тиагу Монтейру, и седьмое место Михаила превратилось в шестое, а позже и вовсе в пятое. Техническую проверку не прошла машина Меди Беннани, и его исключили из протокола гонки. Таким образом, «ладовцы» внезапно заработали очки в обеих гонках первого этапа, несмотря на явные технические проблемы с «подвижным составом». На самом деле Михаил в этой гонке абсолютно заслужил свое пятое место: ему удалось избежать аварий и сохранить машину. Результат не заставил себя ждать.
Отдельно стоит отметить стратегию промоутеров чемпионата в плане телевизионного освещения и открытую философию мирового туринга, при которой зрителям доступны и пилоты, и команды. Постоянные комментарии из первых рук не после (порой через сутки и более), а во время уик-энда еще больше вовлекают зрителей в процесс, показывают гонщиков не как роботов, управляющих быстрыми машинами, а как живых людей, часто очень доброжелательных, позитивных и открытых. Мог ведь Том Коронель сказать: «Без комментариев», тоже самое мог сказать и Меди Беннани, и Роб Хафф, и Виктор Шаповалов. Но не сказали, хоть вопросы касались не успехов, а проблем. Пилот (инженер, руководитель) сам выбирает, что говорить и отвечает за слова, а не пресс-служба, тщательно скрывающая, (а порой и перевирающая в угоду «фирме») информацию, которая расходится в пресс-релизах и которые проверить просто невозможно. Все, что Eurosport показывает на экране в трансляциях WTCC, делает гонки ближе к зрителям и заставляет сопереживать. К сожалению, это касается только WTCC и в некоторых случаях серии WEC – гонок на выносливость. В остальных случаях философия серий продолжает строить стену отчуждения между командами и зрителями, культивируя высокомерие и недоверие, что нравится далеко не всем.
Race 1. Results - 14 laps:
Pos Driver Team Time/Gap 1. Jose Maria Lopez Citroen 2. Sebastien Loeb Citroen +0.713s 3. Yvan Muller Citroen +1.607s 4. Tom Chilton ROAL Chevrolet +8.222s 5. Dusan Borkovic Campos Chevrolet +11.849s 6. Tiago Monteiro Honda +20.495s 7. Mehdi Bannani Proteam Honda +25.111s 8. Hugo Valente Campos Chevrolet +29.953s 9. Norbert Michelisz Zengo Honda +44.583s 10. James Thompson Lada +48.596s 11. Mikhail Kozlowskiy Lada +1m03.873s 12. Franz Engstler Engstler BMW +1m14.163s* 13. Pasquale di Sabatino Engstler BMW +1m37.538s* 14. John Filippi Campos SEAT +1m41.171s* 15. Gianni Morbidelli Munnich Chevrolet +2 laps Retirements: Rene Munnich Munnich Chevrolet 9 laps Tom Coronel ROAL Chevrolet 7 laps Rob Huff Lada 4 laps
Race 2. Results - 14 laps:
Pos Driver Team Time/Gap 1. Sebastien Loeb Citroen 47m50.589s 2. Jose Maria Lopez Citroen +4.321s 3. Hugo Valente Campos Chevrolet +7.598s 4. Tom Chilton ROAL Chevrolet +18.305s 5. Mikhail Kozlowskiy Lada +19.757s 6. Gianni Morbidelli Munnich Chevrolet +23.117s 7. Franz Engstler Engstler BMW +38.957s* 8. John Filippi Campos SEAT +48.611s* 9. Pasquale di Sabatino Engstler BMW +50.553s* 10. Tiago Monteiro Honda +2 laps Retirements: Dusan Borkovic Campos Chevrolet 7 laps Rene Munnich Munnich Chevrolet 4 laps Rob Huff Lada 1 laps
* TC2