Здесь и далее фото Марии Мельниковой
Первый этап Чемпионата по мировому турингу (WTCC), который традиционно прошел 12-13 апреля на городской трассе в Марракеше, не принес никаких сюрпризов.
Появление в чемпионате заводской команды Citroen было запрограммировано еще в прошлом году, подготовка команды шла полным ходом, бюджетами она располагала такими, что никто другой и мечтать не смел. Только по официальным данным бюджет «Ситроена» на 2014 год составил порядка 16 млн. евро, ну а на самом деле точные цифры в принципе не афишируются. Финансовое благополучие нового участника туринга бросается в глаза сразу, достаточно заглянуть в боксы. Всего в достатке и все дорого. У каждого инженера есть своя собственная рабочая стойка, чего в других командах не сыщешь. Впрочем, прекрасно, когда в автоспорте у кого-то дела идут настолько замечательно.
Ситроен вошел в чемпионат тремя автомобилями, посадив за руль чемпиона WTCC прошлого года француза Ивана Мюллера, другого не менее знаменитого француза, но уже из мирового ралли, - Себастьяна Лоеба и аргентинского пилота Хосе Мария Лопеса.
В общем, исход первого этапа был понятен уже во время пятничных тестов, когда «Ситроены» привозили по нескольку секунд с круга остальным автомобилям, примерно то же самое происходило и на квалификации, и только англичанин Том Чилтон сумел составить им хоть какую-то конкуренцию, показав третий результат.
Честно говоря, было даже немного обидно наблюдать, как серо-красные «Ситроены» без особого напряжения обгоняют других участников и уходят в точку. С другой стороны, это далеко не первый пример подобных ситуаций в гонках, когда вновь входящая в чемпионат команда получает от организаторов некоторые бонусы – ну просто, чтобы им было интересно участвовать. В конце концов, никто не обещал, что автогонки будут честными. Подобные же привилегии давались новичкам и в чемпионатах классов FIA GT3 и GT1 Стефана Раттеля, и делалось это с такой регулярностью, что производители уже заранее знали, кода «обломится» и на их долю. Да в общем, и другие серии не далеко ушли.
Любопытно, но говорят, что и новый технический регламент 2014 года писали во многом под «Ситроен», так как свои машины они начали строить еще больше года назад. Все остальные же получили новые технические правила после финального этапа прошлого года в китайском Макао. Вот и получилось, что у «Ситроен» времени на тесты было намного больше, чем у всех остальных, и выглядят на трассе они явными фаворитами.
По словам руководителя российской команды Lada Sport Lukoil Виктора Шаповалова, «красным» приходилось дорабатывать свои автомобили буквально перед стартом, а негласная команда пилотам беречь автомобили связана прежде всего с отсутствием достаточного количества запчастей : ведь следующий этап на французском треке «Поль Рикар» состоится всего через неделю. К сожалению, неповоротливая и довольно бюрократичная структура российского производителя не позволяет пока моментально получать все необходимое: машины обновлены практически на 95 процентов, у них полностью новые все основные агрегаты, заново построенные кузова, так что дефицит деталей вполне ожидаем.
Зато теперь они по своим техническим характеристикам гораздо ближе к автомобилям класса GT3, нежели к тем же туринговым автомобилям прошлого года. В качестве примера Виктор Шаповалов привел разницу в пять секунд с круга на трассе «Маньи Кур» между машинами прошлого и этого года, а ведь новые болиды еще довольно сырые и недостаточно настроенные и отрегулированные.
Российская команда в этом году также выставила на стартовую решетку три машины. Ее прошлогодним приобретением стал чемпион 2012 года англичанин Роб Хафф, который надел красные цвета Lada Sport Lukoil. Честно говоря, именно на него и возлагались основные надежды, и он поначалу не оплошал. На пятничных тестах он показал 6-й результат, но вот квалификация оказалась провалена, и не по его вине. Во время того, как Хафф был на быстром круге, произошла крупная авария между Габриэле Тарквиньи и Джанни Морбиделли, в результате чего первый сегмент квалификации был принудительно остановлен красными флагами. Машина Тарквиньи была повреждена настолько, что он так и не смог принять участие в дальнейшей гонке, а Хафф оказался только на 13-й позиции. Зато в дюжину лучших попал другой пилот нашей команды – Джеймс Томпсон, но во втором сегменте он сумел стать только 11-м. Третий пилот россиянин Михаил Козловский занял 14-ю позицию на старте.
Но вот сюрприз: на первых кругах первой воскресной гонки сходит Роб Хафф. Как выяснилось в дальнейшем, на его машине откололся кусочек турбины. Проблему пытались решить в боксах, но ничего не получилось, и теперь его автомобиль поедет во Францию в компанию Oreca, которая поставляет для Lada силовые агрегаты. По окончании первой гонки остался в боксах и Джеймс Томпсон, у которого начались проблемы с тормозами. Единственным защитником чести и достоинства российской команды на марроканской трассе оказался Михаил Козловский.
Честно: если бы кто предложил сделать ставку на пилота российской команды, я бы поставила на Роба Хаффа. Он очень быстрый, опытный и чувствует себя в различных острых ситуациях на трассе как рыба в воде. Но в этот раз уикэнд был полон сюрпризов. Сначала на старте второй гонки после серьезной аварии выбывает сразу два автомобиля – Chevrolet RML Тома Коронеля и Citroen Ивана Мюллера. Затем происходит еще ряд коллизий, и в результате Михаил Козловский финиширует не просто в очках, а шестым. Вот уж поистине, если долго сидеть на берегу реки, мимо тебя проплывет труп твоего врага!
Такого исхода мало кто ожидал, и, хотя понятно, что столь высокий результат достался Михаилу не «вопреки», а «благодаря», это все равно есть результат определенного труда, трезвого расчета и правильной тактики, тем более, что этот результат принес первые, и весьма хорошие очки в копилку Lada Sport Lukoil.
Если первая гонка оказалась скучной и предсказуемой, то реверсивный старт второй гонки принес ожидаемую борьбу и зрелищность. К середине соревнования два оставшихся в живых «Ситроена» обогнали всех своих соперников и вырвались на первые позиции. Третьим оказался «Шевроле» Круз Юго Валента, который ехал практически на пределе своих возможностей и все же попал на подиум, но уже после финиша в закрытом парке из-под днища измученного автомобиля начало вырываться пламя.
Но, конечно, самым красивым и ярким стал фотофиниш двух спортсменов, боровшихся за 4 место. Том Чилтон и Мехди Бенаньи, выступавший под флагом Марокко за пару последних кругов перед финишем сумели несколько раз поменяться позициями, в предпоследнем повороте Бенаньи вырвался вперед, но Чилтон догнал его перед самым клетчатым флагом и сумел опередить на 0,026 секунды! Впрочем, как выяснилось позже, Чилтон мог и не особо торопиться, так как на автомобиле Бенаньи после финишного взвешивания был обнаружен серьезный недовес, и его исключили из протоколов гонки. Благодаря этому наш Миша Козловский поднялся еще на одну строчку вверх, став пятым в итоговых результатах.
Но омрачить удовольствия от просмотра это не смогло. Вот именно за такие моменты, за зрелищность, за обгоны, за контактную борьбу мы и любим кузовные чемпионаты, наблюдать за которыми подчас намного интереснее, чем за топовыми гоночными сериями. Очень вероятно, что в этом году явное преимущество все равно останется за «Ситроенами», но предпосылки, что и наша команда будет улучшать свои результаты этап от этапа, и в дальнейшем высокие места станут скорее правилами, нежели исключениями.
Марракеш, Марокко