Себастьян Феттель триумфально завершил сезон, выиграв подряд девять последних гонок. Фото Reuters
Сезон 2013 года в кольцевых автогонках традиционно закончился заседанием Всемирного совета FIA по автомобильному спорту в начале декабря и тогда же, с появлением утвержденных календарей, виртуально открылся новый. Мировому автоспорту этой зимой предстоит «большой пит-стоп»: в двух главных сериях – «Формулу-1» (F1) и «Туринг» (WTCC) ждет смена регламента на двигатели, и вместе с этим будет дан старт гонкам на электромобилях с открытыми колесами – Formula E. Можно сказать, что с 2014 года начинается новая эпоха в автоспорте, которая ознаменуется окончательными похоронами двигателей внутреннего сгорания. «Гибриды» уже почти захватили мир, и гоночный в том числе. По мнению многих любителей автоспорта, это будут уже «не те» гонки…«Формула-1»
2013 год останется в истории как год головокружительных достижений и «триумфальных» провалов, а также год скандалов, склок и судебных разбирательств. Себастьян Феттель сезон завершил триумфально, выиграв подряд девять последних гонок. Это – абсолютный рекорд за всю историю «Формулы-1».
Его команда Red Bull Racing по праву стала обладателем Кубка конструкторов, построив самую эффективную машину. Также впервые в своей истории команду McLaren постиг просто катастрофический провал. Гонщики ничего не могли поделать со своей медленной машиной, которая заставила радоваться даже 10-му месту на финише.
Еще более впечатляющее фиаско постигло не менее славную команду Williams. Дела шли так плохо, что за весь сезон подопечным сэра Фрэнка Уильямса удалось набрать лишь пять очков. «Шинные войны» стали одной из центральных тем, которые болельщики и пресса обсуждали практически весь сезон. Кульминацией проблем с покрышками стал Гран-при Великобритании, где взрывы колес стали «фишечкой» этого заезда. Многие были склонны винить производителей шин – компанию Pirelli. Но при более взвешенном разборе оказалось, что шинники не так уж и виноваты: они сделали такие шины, какие их просили сделать руководители «Формулы-1»: с быстрым износом, «плавающей» эффективностью и порой абсолютной непредсказуемостью. Что просили – то и получили: не важно, насколько хороша машина, насколько быстр пилот. Важно, как будут себя вести на трассе покрышки.
В создании гоночной интриги искусственным путем штаб хозяина Королевских гонок Берни Экклстоуна дошел, похоже, даже до технологического предела.
В прошедшем сезоне появилась еще одна, пока малозаметная тенденция. Если посмотреть, кто как из гонщиков, комментаторов и болельщиков отзывается о трассах, на которых проходят этапы чемпионата, то можно заметить следующее. Старые автодромы, особенно в Европе, вызывают большую симпатию, чем новые шикарные, но зачастую «калькированные» трассы производства Германа Тильке. «Тилькдромы» уже начали обвинять в «негоночности» за сверхбезопасность.
Монополия конструкторского бюро Тильке, как, впрочем, любая монополия, рано или поздно начинает тянуть отрасль назад. Говоря о безопасности, по мнению многих наблюдателей, в числе которых именитые гонщики прошлого, «Формула-1» подошла к черте, когда просто превратилась в заезды на скорость, лишенные какого бы то ни было риска. И эти разговоры только усилились с выходом на экраны фильма Рона Ховарда Rush, где ярко и образно показаны гонки образца 70-х годов прошлого века. К этому стоит добавить, что увешанная регламентами и ограничениями «Формула-1» вынуждена создавать искусственную интригу на трассе, что не очень нравится болельщикам. Тем не менее Королевские гонки продолжают уверенно лидировать по количеству зрителей на трибунах и у экранов телевизоров.
Экономическая составляющая «Формулы-1» в 2013 году дала о себе знать огромными трудностями у целого ряда команд. Проще перечислить те «конюшни», кто не волнуется за свой бюджет. Пожалуй, самыми яркими, вышедшими далеко за пределы паддока, стали скандал и размолвка Кими Райкконена и Lotus. Команда не платила пилоту по контракту и в итоге потеряла его. Все попытки удержать конфликт в рамках не увенчались успехом, потому что финский пилот хорошо знает себе цену и не полезет в карман за словом под страхом навлечь на себя гнев руководства команды. Не секрет, что пилотам часто «заклеивают рты» посредством условий в контрактах, и нужно быть действительно мегагонщиком, чтобы не побояться, когда нужно, назвать вещи своими именами.
На фоне целого ряда кризисных моментов, включая судебные разбирательства над деятельностью босса «Формулы-1» Берни Экклстоуна, Королевские гонки входят в новую эпоху. Расходы у команд увеличатся еще больше в новом сезоне из-за перехода на новые двигатели. Все больше команд говорят о несправедливости дележа доходов по окончании сезона. Новые производители, насколько можно сейчас судить, не стоят в очереди, чтобы участвовать в «Формуле-1», поэтому ждать увеличения количества команд и автомобилей, видимо, пока не стоит, а вот уменьшения – вполне.
С тех пор как Виталий Петров ушел из «Формулы-1» (навсегда или нет – покажет время), наших пилотов там не было. Но предстоящий в следующем году Гран-при России в Сочи, который пройдет, согласно календарю FIA, 12 октября, вывел тему российских пилотов на новый уровень.
Первая надежда была связана с Сергеем Сироткиным и командой Sauber, которая начала контакты с российскими партнерами. Ура-энтузиазм начала осени плавно перешел в «заговор молчания» в конце сезона. Все, что официально известно о программе Россия–Sauber, это то, что «все идет по плану». Эта сакральная фраза повторяется как командой, так и менеджментом российского гонщика. По какому плану и что там, собственно, идет, неясно. В Sauber имя второго пилота пока не названо. Контракт был недавно подписан только с Адрианом Сутилом, который перешел из Force India. Будет ли Сергей боевым илотом Sauber в следующем году или нет - неизвестно, но обозреватели сходятся во мнении, что, скорее всего, сезон 2014 года Сироткин проведет за рулем болида в "Мировой серии Рено". В какой команде он будет выступать - тоже сложно сказать. Это может быть любая "конюшня", которую подберет менеджмент. Например, известно, что Сергей попробовал свои силы в составе команды SMP Racing на тестах 4-5 декабря, правда управлял он не "формульным" болидом, а Ferrari 458 GT3. Но тесты "Мировой серии Рено 3.5" также не прошли без его участия, где Сироткин работал за рулем машины команды Fortec Motorsport.
Нашим молодым пилотам
Сергею Трофимову (в центре) и Виталию Ларионову (справа) удалось провести сезон весьма достойно. Фото SMP Racing |
Мировой туринг – WTCC
Чемпионат мира по кольцевым автогонкам в классе «Туринг» в нынешнем своем виде довольно молод, но популярность его потихоньку растет, как и география проведения соревнований. Про эту серию пишут и говорят раз в 10 меньше, может быть, и потому, что ему не сравниться по количеству скандалов. Зато гонки туринга не надо «подстегивать» фантазиями в регламенте: они и так боевые. Пожалуй, самым ярким моментом уходящего сезона можно считать последний этап, традиционно проходящий в Макао. Узкая скоростная городская трасса требует от пилотов запредельного уровня мастерства, и доехать до финиша в этой гонке – уже солидное достижение. Макао-2013 ознаменовалось, наверное, самой грандиозной в новой гоночной истории кузовных гонок аварией и целым рядом курьезных моментов с участием китайских гонщиков.
Если говорить в целом о сезоне, то все разговоры были связаны преимущественно с сезоном следующим, когда вступит в силу новый регламент на машины. Свои команды выставят три производителя: Lada, Honda и Citroen. Им конкуренцию составит частная команда RML, которая адаптирует под новый регламент автомобили Chevrolet Cruze не только для себя, но и еще для некоторых команд. Всем, кому новая техника не достанется, придется пока выступать в отдельном зачете категории «B». Такое решение было принято на переходный сезон, чтобы не оставлять за бортом желающих выступать. Для российской команды Lada Sport Lukoil 2013 год стал годом возвращения в мировой туринг. Выступали двумя машинами, и не сказать что безуспешно. И Джеймс Томпсон, и Михаил Козловский свои задачи выполнили, команда приобрела необходимый опыт. Под конец сезона было объявлено, что за «красно-белых» в следующем году будет выступать чемпион мира прошлого года Роб Хафф. Один из этапов чемпионата в следующем году (как и в этом) пройдет в России на автодроме Moscow Raceway 8 июня.
Наши гонщики и команды стали выигрывать престижные международные соревнования. Разумеется, такое случалось и в прошлом, но сезон 2013 года запомнится чередой значительных достижений. Все чаще российский триколор поднимается на флагштоках автодромов мира. Участие отечественного бизнеса в автоспорте увеличивается, что, безусловно, здорово, однако кажется, что бизнес-модель российского автоспорта еще только на стадии формирования. Из самых последних новостей уходящего года – компания RMD Racing приобрела команду Zeta Corse, которая выступает в «Мировой серии Рено». Пилотом у них будет скорее всего Роман Мавланов, которого ведет эта компания.
О триумфе Даниила Квята в серии GP3 уже сказано: наш пилот выиграл чемпионат и перешел в «Формулу-1». Не менее впечатляющей выглядит выступление молодой команды Russian Time в формульной серии GP2, которая в первый же сезон своего существования выиграла командное первенство. Машинами Russian Time управляли британцы Сэм Бёрд и Том Дильманн. В следующем году команда Игоря Мазепы, которая в этом сезоне заставила о себе говорить мировую прессу и получила поддержку ведомства Владимира Якунина, появится и в GP2. Одним из пилотов, возможно, станет гонщик из Тольятти Иван Таранов.
Проект «Газпром нефти» G-Drive Racing «взорвал» другую престижную серию – FIA WEC – чемпионат мира по кольцевым автогонкам на выносливость. Третье место в общем зачете первенства в категории LMP2 и уникальная победа в последней гонке в Бахрейне достигнуты силами коллектива и пилотами Романа Русинова, Майка Конвея и Джона Мартина за рулем спорт-прототипа Oreca 03–Nissan.
SMP Racing - еще одна свежая отечественная инициатива в автоспорте с солидным размахом по части подключения российских гонщиков к различным соревнованиям от картинга до "Мировой серии Рено" и Европейской серии Ле-Ман. За участие в последней команда SMP Racing получила приз Всемирной автомобильной федерации "FIA - Team of the Year 2013" (Команда года). Кирилл Ладыгин, Виктор Шайтар, Фабио Бабини выиграли все четыре гонки, где принимали участие и получили престижную награду из рук президента FIA Жана Тодта и знаменитого в прошлом гонщика Жаки Икса. Известно, что в следующем сезоне SMP Racing собирается "подрасти" до серии WEC, где одна российская команда уже есть. Причем, соревноваться наши будут в одной и той же дисциплине LMP-2.
Среди множества программ SMP Racing «НГ» в течение сезона следила за выступлениями наших гонщиков в итальянской национальной серии Formula Abarth. Этот весьма скромный по мировым меркам чемпионат является неплохой платформой для старта гоночной карьеры в классе машин с открытыми колесами. Нашим молодым пилотам Сергею Трофимову и Виталию Ларионову удалось провести сезон весьма достойно. Семь раз пилоты поднимались на подиум, а Сергей Трофимов завоевал итальянский Trofeo Nazionale (Национальный трофей). Пилоты провели полный сезон - 18 гонок на шести этапах, объехав чуть ли не все итальянские автодромы, будучи самыми молодыми спортсменами среди всех выступавших в этом чемпионате 2013 года. Следующей ступенькой для Трофимова и Ларионова, возможно, станет «Мировая серия Рено 2.0», машины которой они тестировали по окончании текущего сезона.
Крупные зарубежные чемпионаты увеличивают свое присутствие в России. В сезоне 2014 года к единственному пока автодрому с мировым статусом Moscow Raceway добавится трасса в Сочи, где пройдут гонки «Формулы-1» вместе с сериями поддержки GP2 и GP3. Moscow Raceway примет традиционно «Мировую серию Рено» и мировой туринг, а также немецкую серию DTM вкупе с гонками Formula-3.