Фото Reuters |
Воскресенье, 24 ноября, возможно, войдет в историю как день, когда перевернулась не просто очередная страница истории «Формулы-1», а закончилась большая глава летописи. Новый сезон начнется для всех команд практически с чистого листа, с новым регламентом и совершенно иными с технической точки зрения машинами. Также уходящий сезон можно записать как один из самых скандальных за последнее время.
Гран-При Бразилии, проходивший на «старорежимном» автодроме «Интерлагос», выглядел гораздо живей, чем целая серия гонок на новых автодромах. Может быть, гонка вышла интересной еще и потому, что она была последней. В любом случае, зрители увидели большое количество интересных маневров и обгонов. В последнем гоночном обзоре сезона – понемножку о каждой из команд в порядке их места в Кубке конструкторов. В скобках приведено количество очков.
1. Infiniti Red Bull Racing (596). Себастьян Феттель (397) – чемпион мира, Марк Уэббер (199) – 3-е место. После перерыва на летние каникулы Себастьян Феттель не проиграл ни одной гонки. У Марка Уэббера дела шли не столь хорошо, но его вклад в победу команды нельзя не учитывать. Себ вместе с триумфами пережил беспрецедентную реакцию болельщиков, когда его освистывали на подиуме, вместе с тем, всеобщую симпатию завоевал Марк Уэббер. Карьера С. Феттеля в «Формуле-1» продолжается, а М. Уэббер провел свой финальный Гран-При. На круге возвращения после гонки Марк снял с себя шлем и подшлемник, что категорически запрещено. Теоретически FIA может его наказать деньгами, но на его карьере ни одно из наказаний не отразится. В какой-то момент по ходу сезона казалось, что Марк уйдет из команды досрочно, но, несмотря на череду спорных инцидентов он нашел в себе силы закончить сезон и уйти с честью. В следующем сезоне М. Уэббер сядет за руль автомобиля-прототипа Porsche класса LMP1 в чемпионате мира по гонкам на выносливость (FIA WEC). LMP1 – самый мощный и самый быстрый класс. Так что в скорости Марк ничего не потеряет, а его опыт пилота и его популярность у болельщиков пойдет команде только на пользу. На место М.Уэббера из Toro Roso приходит Даниэль Риккъярдо.
2. Mercedes AMG Petronas Formula 1 Team (360). Льюис Хэмилтон (189) – 4-е место, Нико Росберг (171) – 6-е место. Гонка в Бразилии в какой-то мере стала отражением всего сезона для команды: отличная квалификация и средняя гонка. Бывали случаи, когда гонка была и вовсе провальной. Тем не менее, второе место в Кубке конструкторов и большие призовые достались именно Mercedes, тогда как на этот куш вплоть до последнего этапа претендовали три команды. Оба пилота в команде остаются, чего с уверенностью нельзя пока сказать о «капитане» Росе Брауне. Перестановки в штабе на следующий год вполне вероятны.
3. Scuderia Ferrari (354). Фернандо Алонсо (242) – 2-е место, Фелипе Масса – (112) – 8-е место. Машина у старейшей из команд пелетона не очень удалась в этом сезоне. Фернандо делал все возможное и невозможное, чтобы удержаться в лидерах. Вице-чемпионство не является сильно почетным титулом, но если учесть, что Ferrari F138 проигрывала не только болидам Red Bull, но и часто другим машинам, заслуги Ф.Алонсо переоценить невозможно. И в этой ситуации его критика в адрес команды была вполне справедливой. Фернандо относится к тем уникальным гонщикам, которые должны иметь право на собственные высказывания, как бы это не нравилось боссам команды. С учетом политики закрытости команд и серии в целом, поведение Фернандо не выглядело странным. Фелипе проехал сезон довольно неровно, но с учетом всех напастей и роли очевидного второго пилота на протяжении многих лет, надо иметь огромную силу воли и мужество, чтобы не опустить руки. Свою карьеру Фелипе продолжит в команде Фрэнка Уильямса. Кстати, предшественник Массы на посту второго пилота Ferrari, его соотечественник Рубенс Барикело свою карьеру закончил именно в Williams. Остается надеяться, что новая машина сэра Фрэнка даст Фелипе еще один шанс на яркие выступления. На место Фелипе приходит Кими Райкконен, и вот тут делать какие-либо прогнозы на то, как будут сотрудничать две звезды – дело совершенно неблагодарное.
4. Lotus F1 Team (315). Кими Райкконен (183) – 5-е место, Роман Грожан (132) – 7-е. Удивительно, как команда Э.Булье, имея быструю машину и двух очень быстрых гонщиков, оказалась почти не у дел. Всю вторую половину сезона команду сотрясали скандалы, а изречения Кими в адрес своих коллег по Lotus стали крылатыми. Рот заткнуть финскому пилоту, вероятно, было очень сложно, особенно если ты не платишь ему положенную по контракту зарплату. По стечению обстоятельств на две последние гонки, когда решалась судьбы второго места в Кубке конструкторов, Lotus лишился своего топ-пилота, а замена не сыграла. Хейкки Ковалайнену не удалось показать удовлетворительные результаты на последних этапах. А в последней гонке Lotus «накрыло» окончательно: Роман Грожан вернулся в боксы почти сразу после начала заезда из-за возгорания масла.
5. Vodafone McLaren Mercedes (122). Дженсон Баттон (73) – 9-е место, Серхио Перес (49) – 11-е место. За всю историю команды прошедший сезон получился самым провальным. Пилоты ничего не могли сделать с очевидно неудачной машиной. McLaren – единственная команда в пелетоне 2013 (за исключением двух аутсайдеров), кто не смог вообще ничего сделать со скоростью своего болида. У других команд бывали всплески прогресса, когда было видно, что «машинка поехала». У Мартина Уитмарша она поехала только в последней гонке: сладкая бразильская пилюля в финале чемпионата. Весь сезон пилоты «корпоративно» молчали, а М.Уитмарш с потрясающей однообразностью делал хорошую мину при плохой игре, когда всем было очевидно, что дела обстоят иначе. В конце концов «в духе секретности» выставили за дверь Серхио Переса прямо под занавес сезона, тогда как ранее его убеждали, что он остается. Сам приход С.Переса в команду выглядел странно, а его уход – вообще удивительно. Не исключено, что М.Уитмарш тоже потеряет свое место. Слухов об этом почти нет, но некоторым косвенным признакам, такое возможно. Но что-то кажется, не в Уитмарше дело.
6. Sahara Force India F1 Team (77). Пол ди Реста (48) – 12-е место, Адриан Сутиль (29) – 13-е место. Пожалуй, самая «тихая» команда пелетона. У подопечных Виджея Мальи не было сильно заметных взлетов и падений. Они держали место крепкого середнячка и являлись неким ориентиром для других команд. В какой-то момент забрезжила надежда опередить McLaren в кубке конструкторов, но стабильность, которой удалось добиться пилотам McLaren, не позволила Force India войти в список тех, кто объехал McLaren в этом сезоне. Зато они выполнили задачу «середнячков», став лучшими среди них.
7. Sauber F1 Team (57). Нико Хюлькенберг (51) – 10-е место, Эстебан Гутьеррес (6) – 16-е место. Казалось, сложно вырулить команде с относительно небольшим бюджетом из кратера, в котором оказались пилоты Мониши Кальтенборн. Но команда сделала это и заставила о себе говорить в положительном ключе с нотками восхищения. А Нико Хюлькенберг к концу сезона стал пилотом, которого были бы рады видеть сразу в нескольких командах. Успехи Sauber во второй половине сезона создали явную угрозу лидерам-середнечкам из Force India, но не хватило времени. Тем не менее, упорство и реализм в публичной оценке своего положения оставили очень положительные впечатления о команде в этом сезоне. Также с именем Sauber была связана новость о возможном выступлении в команде российского пилота Сергея Сироткина. В начале осени вся наша автоспортивная пресса пестрела комментариями по этому поводу, но к концу сезона они плавно сошли на нет, и в данный момент информация о том, что же толком происходит именно сейчас, отсутствует. Последняя новость (и далеко не самая свежая по времени) – подготовка С.Сироткина к новому сезону продолжается.
8. Scuderia Toro Roso (33). Даниэль Риккъярдо (20), 14-место, Жан-Эрик Вернь (13), 15-е место. Резких колебаний в выступлении команды не было, и если бы не рывок Sauber, то место в Кубке конструкторов могло быть и выше. В общем-то цель присутствия этой конюшни в пелетоне – растить, обкатывать и фильтровать пилотов для основной команды Red Bull. Д. Риккъярдо уходит на повышение, а на его место приходит российский пилот Даниил Квят, который на двух последних гонках участвовал в пятничных заездах и оставил исключительно позитивное впечатление у боссов программы Red Bull. Так что после Виталия Петрова, Даниил Квят будет у нас «космонавтом №2».
9. Williams F1 Team (5). Вальттери Боттас (4) – 17-е место, Пастор Мальдонадо (1) – 18-е место. Славная конюшня Сэра Фрэнка Уильямса провела один из своих самых неудачных сезонов. Но, как и в случае с Sauber, им удалось в какой-то мере справиться с частью проблем и под конец сезона заработать хоть несколько очков и говорить о себе в положительном плане. Хотя в последнее время у команды испортились отношения с амбициозным обладателем большого бюджета Пастором Мальдонадо. В итоге Пастор уходит, но куда, пока точно не известно. Сезон выдался тяжелым, но финансовое положение команды весьма стабильно по сравнению с буквально терпящим бедствие «Лотусом» и едва сводящим концы с концами «Заубером». Опять же, вся эта информация – из косвенных источников, и судить о финансовом состоянии той ли иной команды можно только с пометкой «вероятно».
10. Marussia F1 Team (0). Жюль Бьянки (0) – 19-е место, Макс Чилтон (0) – 23-е место. С учетом того, что сезон 2013 года – последний для нынешнего типа автомобилей, ждать от двух команд хвоста пелетона прорыва в середину было бы неправильно. Даже с точки зрения здравого смысла, правильнее в такой ситуации было бы работать на новый сезон. Вероятно, в Marussia так и поступили. Эта команда формально считается российской (по лицензии), но де факто к нашему автоспорту имеет опосредованное отношение. В прошлом они даже в России почти не появлялись, чтобы хоть как-то заявить о себе. В этом году ситуацию стали выправлять, возможно, в преддверии будущего Гран-При России.
11. Caterham F1 Team (0). Шарль Пик (0) – 20-е место, Гидо ван дер Гарде (0) – 21-е место. Тут, в принципе, можно сказать то же самое, что и о Marussia. Эти команды уже который сезон ведут борьбу только между собой за то, чей ноль будет весомее. Хочется наедятся, что в новом сезоне и Caterham добьется каких-то результатов.
Сезон 2013 года был наполнен огромным количеством событий, имевших отношение к «Формуле-1» в целом, включая шинные войны, суд над Берни Экклстоуном, действия судей и тд., но об этом – в другом итоговом материале.