Все снимки сделаны с трансляции канала Eurosport HD
Бывшая португальская колония, а ныне – автономная провинция Китая, уже традиционно принимали две последних гонки сезона мирового туринга (FIA WTCC). Первые места в обоих гонках заняли два чемпиона мира: первый заезд выиграл лидер 2013 года Иван Мюллер, второй – чемпион прошлого сезона Роб Хафф. Это в какой-то мере символично, потому что старый туринг остался в прошлом. Начиная со следующего года, в силу вступает новый регламент на автомобили и обновленный свод правил. Сезон завершился исключительно ярко: гонщики от души расколотили свои машины во втором заезде. Говорят, что даже в Макао давно такого крошева не было. Среди пилотов пострадавших нет, разве что некоторые остались расстроены.
Городская трасса в Макао занимает особое место в истории автоспорта. В прошлом она принимала и гонки «Формулы-1». «Цирк Берни» сюда больше не ездит, но название гоночного уик-энда «Гран-При» за Макао осталось. Трасса исключительной сложности требует высокого уровня подготовки гонщиков: в ряде мест ширина проезжей части составляет не более 6-7 метров, что полностью исключает возможность обгона. Однако длинные прямые делают трассу довольно скоростной. В этом году городской автодром в Макао отметил 60-лентний юбилей и ко дню рождения получил новую судейскую вышку. На торжества прибыл глава Всемирной автомобильной федерации Жан Тодт, который нечасто посещает кузовные гонки, которые проходят под эгидой FIA. В коротком интервью после первого заезда он отметил, что гонки мирового туринга являются очень сложным, современным и зрелищным соревнованием. "Первая гонка туринга была очень интересной, смотрите, сколько зрителей пришло", - сказал глава всемирной автомобильной федерации. Жан Тодт как в воду глядел: во втором заезде пилоты ударились во все тяжкие в прямом смысле слова, обеспечив зрелищность на 200%.
Пелетон на азиатских этапах WTCC увеличивается примерно на 10-15 машин за счет участия местных пилотов – гонщиков из Китая, Японии и Макао. Опыт выступлений у них небольшой, техника старая. Говорят, что судьи зачастую дают им разрешение на выезд на собственный страх и риск, принимая во внимание некоторые условности. Мировой туринг в этом отношении весьма демократичен в плане представленной техники: гонять можно на машинах разных уровней. Однако частенько именно азиатские пилоты становятся виновниками аварий, попадая в коллизии сами и втягивая других. Но в первой гонке как-то обошлось почти без происшествий. Обычно в первом же повороте на первом круге случается большое число аварий, но в этот раз все проехали чинно. Стартовав с поул-позиции, заезд выиграл Иван Мюллер. Он сразу ушел в довольно значительный отрыв вообще не оставив шансов соперникам. Здесь же определился и обладатель Трофея Yokohama, который вручается лучшему пилоту, не входящему в состав заводской команды. Его выиграл Джеймс Нэш. Для Джеймса Томпсона, представляющего команду Lada Sport Lukoil первый заезд закончился очень быстро из-за технических неполадок, однако его напарник Михаил Козловский, который впервые вышел на трассу в Макао пришел к финишу 15-м.
На второй гонке стоит остановиться более подробно, потому что такие события на трассе возникают далеко не всегда даже в Макао или Монако. Уже первый круг пилотам завершить не удалось: на трассе появились красные флаги, и заезд был остановлен. Виновником аварии, судя по телетрансляции, явился Норберт Мичелис, который потерял машину на выходе из поворота. «У меня в борьбе подломилась рулевая тяга, и машина была уже неуправляема. Скорость была примерно 160 км/час. Главное, что все живы и здоровы», - сказал Н. Мичелис. В итоге, вся вторая десятка оказалась вовлеченной в массовую аварию. Машина Тома Бордмана вспыхнула, словно взорвалась. Но все обошлось, и пилот благополучно вернулся в боксы (пешком, разумеется). «Знаете, это было как снукер: один «шарик» ударил, и все остальные разлетелись врассыпную», - сказал Т. Бордман. В этот завал попал и Михаил Козловский. Его машина также получила повреждения, несовместимые с продолжением заезда. Джеймс Томпсон стартовал вторым, но через полкруга откатился на пятую позицию. Однако ему выпал второй шанс. По правилам, если красные флаги появились до окончания первого круга, то рестрат проводится по начальной стартовой расстановке. Таким образом Дж. Томпсон снова оказался на второй позиции.
Рестарт был проведен с хода за машиной безопасности. Первым шел Том Коронель, вторым – Джеймс Томпсон, за ним – Том Чилтон. Чилтон провел несколько атак на прямых, пользуясь тем, что «Лада» не блещет на скоростных участках. Но Дж. Томпсон удержал свою позицию. Вдруг машина Т. Чилтона начала замедляться и остановилась, и в него на полном ходу въехал местный гонщик по фамилии де Жезуш, перегородив трассу. Через круг под желтыми флагами в эти стоящие две машины въехали еще четыре. Появились красные флаги, и казалось, что инцидент исчерпан, но не тут то было. В эту кучу приехало еще несколько машин. По словам Стефано Дасте, местные гонщики «такое впечатление, что вообще не ходят на брифинги. Под желтыми флагами нельзя двигаться на такой высокой скорости, а под красными флагами вообще надо ехать очень медленно. А они неслись как сумасшедшие». «Мы ехали под флагами в очереди,
но кто-то из парней сзади решил, что можно ехать и быстрее, вот так и получилось. Я уже в двух авариях тут поучаствовал», - сказал Иван Мюллер. Ко второму рестарту в пелетоне осталось 17 машин из 33.
Роб Хафф, между тем, с седьмой позиции оказался на третьей, проведя на этой узкой и опасной трассе ряд захватывающих маневров. Таким образом, после второго рестарта он оказался за Джеймсом Томпсоном. Дж. Нэш и Р. Хафф практически сразу прошли «Ладу» Дж. Томпсона, и еще через круг Пепе Ориола воткнул «Ладу» в бордюр. То же самое П. Ориола уже проделал ранее с Томом Чилтоном и был уже под разбирательством судей. Двойное нарушение правил со стороны П. Ориолы, кажется, очевидно. Причем нарушение, можно сказать, злостное.
Роб Хафф – «король» Макао (шесть побед в карьере) – выиграл этот драматический заезд, поставив, таким образом, точку в чемпионате 2013 года победителем которого стал Иван Мюллер (RML – Chevrolet Cruze). Вторая строчка в чемпионате досталась Габриэле Тарквинии (Honda), даже несмотря на то, что в первой гонке он не участвовал вообще из-за проблем с мотором, а во второй пришел девятым. Третье место в общем зачете и Yokohama Trophy завоевал Джеймс Нэш (Bamboo Engineering - Chevrolet Cruze).
Для российской команды Lada Sport Lukoil сезон был, конечно, очень тяжелый и сложный. В общем, никто и не ждал, что «Лады» сразу начнут приезжать на подиум. Даже более опытной в гоночных делах «Хонде» с чемпионом мира за рулем этот сезон не сказать, чтоб удался блестяще. Задача для Джеймса Томпсона - попадать в десятку лучших по ходу сезона - выполнена. В чемпионате он занял 14-е место, набрав 41 очко. Михаила Козловского на подиум никто и не гнал: совершенно понятно, что этот сезон у нашего гонщика будет учебным. По мнению многих пилотов, чтобы в катиться в чемпионат мира WTCC, надо около трех сезонов. И Михаил, и Джеймс остаются в команде не следующий год, а компанию им составит не кто иной, как чемпион мира 2012 года Роб Хафф. Работы над новым автомобилем уже идут полным ходом, и в феврале он начнет выезжать на тесты.
Новый сезон согласно предварительному графику стартует 6 апреля в Марокко и будет содержать 12 этапов. 8 июня мировой туринг приедет в Россию на автодром Moscow Raceway. Обновления регламента сделали сезон 2014 года переходным. Для старых автомобилей будет свой зачет в группе «B». А в группе «A» соберутся новые «Хонды», «Ситроены» и «Лады», также к ним присоединятся глубоко модернизированные «Шевроле». В новом сезоне уже не будет стартов гонки с хода: все старты будут проводиться с места. Квалификация также претерпит изменения: вместо двух сегментов будет три. В целом будущий сезон обещает быть очень интересным. Если еще телекомпания Eurosport пересмотрит свой подход к трансляциям, которые по картинке были порой хуже показов местных чемпионатов, то совсем будет замечательно.