Дженсон Баттон очень хочет опробовать трассу в Сочи в 2014 году. Фото пресс-службы Vodafone McLaren Mercedes
На два дня ставшая знаменитой Болотная площадь станет центром еще для одного «нестандартного» мероприятия. В ближайшие выходные у стен Московского Кремля в шестой раз пройдет шоу Moscow City Racing, на которое традиционно приезжает элита мирового автоспорта в лице пилотов «Формулы-1», DTM и ралли. Специально для показательных заездов гоночных автомобилей формируется трасса в центре столицы, организуется зона паддока и трибуны. Пока в России не проводятся гонки «Формулы-1» (Гран-При России состоится в следующем году), Moscow City Racing – единственное мероприятие на территории нашей страны, где можно живьем увидеть заезды сразу нескольких команд Королевских автогонок.
В этом году из «формульных» команд можно будет увидеть McLaren, Ferrari, Lotus, Caterham и Marussia. Это почти половина команд, представленных в пелетоне Чемпионата мира. Но не всегда и не все команды командируют к нам своих ведущих пилотов. От Ferrari будет выступать Камуи Кобаяси, который входит в команду, но в этом сезоне не участвует в чемпионате. Caterham представит Хейкки Ковалайнен, который был боевым пилотом в прошлом сезоне, а в этом работает с командой в качестве консультанта и тест-пилота. Три другие команды представят своих боевых гонщиков: Marussia – Макса Чилтона, Lotus – Ромэна Грожана (в компании с тест-пилотом Давиде Вальсекки). А за руль болида McLaren в Москве сядет чемпион мира Дженсон Баттон, также участник чемпионата и, пожалуй, самый именитый пилот из тех, что приедут на шоу в Россию в этом году. Но «Формула-1» при всей своей глобальности и грандиозности – далеко не весь автоспорт и даже не весь кольцевой автоспорт. Немецкая кузовная гоночная серия DTM также привезет на Болотную площадь свои автомобили, которые по красоте и мощи могут составить достойную конкуренцию «формулам». В отличие от Королевских гонок, этап чемпионата DTM пройдет в России уже в этом году на автодроме Moscow Raceway. Ралли же будут традиционно представлять наша чемпионская команда «КАМАЗ Мастер» и Citroеn Total Abu Dabi World Rally Team.
Команда McLaren вместе с Ferrari являются ветеранами «Формулы-1». У них по-разному могли идти дела в разные периоды времени, но именно эти «конюшни», включая, наверное, еще Williams и Sauber (из тех, что долгое время живут под своими именами) являются узнаваемой основой пелетона и четко ассоциируются с Королевскими гонками. Перед приездом в Россию пилот команды Vodafone McLaren Mercedes Дженсон Баттон ответил на несколько вопросов «Независимой газеты», коснувшись, помимо прочего, и самой острой темы – скандала, связанного с шинами для «Формулы-1». Как известно, команда Mercedes даже попала под трибунал FIA (Всемирной федерации автоспорта) по поводу участия в тестах покрышек.
Г-н, Баттон, есть мнение, что монопольный поставщик покрышек – не самое лучшее решение. Возможно, что «резиновый кризис» и не случился бы вовсе, если бы поставщиков было два. Как, по-вашему, подобный метод (монопоставщик, работающий по рекомендации FIA и Берни Экклстоуна) обострения борьбы на трассе достаточно хорош или же стоит поискать другие методы увеличения количества обгонов?
У нас были ранее войны на почве шин, да и сейчас возникают разные проблемы – как на Гран-При в США в 2005-м году, например. Шинные войны – не лучший путь. Конечно, конкуренция между поставщиками – это хорошо, но ради стабильности и из экономии мы используем монопоставщика. Кроме того, переменные в этой задачке для всех одинаковые. Перенапрягите шины - и получите проблемы, это случается всегда, во всех гонках и на всем протяжении истории автоспорта. Как бы то ни было, у нас сейчас очень хорошо выстроены правила: есть и обгоны, и проезды. Пару лет назад была необходимость в увеличении количества обгонов, потому что гонки становились затянутыми, и руководство автоспорта, и основные игроки предложили пару интересных решений, таких как DRS и KERS Hybrid. Гонки стали очень захватывающими и очень здорово быть пилотом именно сейчас».
Вы не первый сезон выступаете в команде, с которой связывают саму историю «Формулы-1». У нее много болельщиков, также огромное количество поклонников лично у вас. Программа сезона предполагает большое количество встреч и промо-мероприятий. Как вы справляетесь с этой нагрузкой и людским потоком, который проходит фактически через вас? Может ли гонщик сказать: «Я хочу только гоняться, не приставайте ко мне с вопросами, не касающимися напрямую непосредственно гонки»? Хотелось бы вам иметь клона или робота-двойника, который бы выполнял «общественную» нагрузку, а вы бы только участвовали в соревнованиях?
Да, клон бы не помешал (улыбается). Если серьезно, Формула-1 – это ведь не только спорт, но и бизнес. Невозможно просто взять и «отключить» какие-то аспекты твоей работы, если они тебе не нравятся. Я знаю, что нужно сделать для наших партнеров с точки зрения маркетинга и СМИ, и считаю, что эти требования оправданны. В конце концов, именно они вложили миллионы долларов в нашу команду, и именно их поддержка помогает нам участвовать в гонках и заниматься новыми разработками. Я – часть этого механизма, и мое участие позволяет колесам крутиться. Мне кажется, невозможно быть пилотом в наше время и не понимать и не принимать роль маркетинга во всей этой истории. Конечно, нужно соблюдать баланс во всем. Но у меня есть видение картины в целом, и я знаю, что все делается ради большего блага.
Есть мнение, что «хороший парень» не может стать чемпионом. Вы чемпион и, по мнению многих, «хороший парень». Что из того, что делают некоторые пилоты на трассе и за ее пределами (публично), вы бы не стали делать ни при каком условии?
Легко сказать про кого-то, что он «хороший парень», основываясь только на картинке из телевизора или интервью. На самом деле, я очень требовательный: я хочу быть лучшим, и хочу, чтобы люди вокруг меня тоже хотели этого. Это одна из причин, почему я перешел в Vodafone McLaren Mercedes в 2010-м году, и это моя мотивация до сих пор. Не надо смешивать две характеристики. В разговорах с людьми легко быть вежливым и учтивым, и я не вижу смысла биться в истерике, если что-то идет не так. Но часть меня, безусловно, хочет быть победителем. Не любой ценой, но я хочу побеждать. К счастью, я могу себе позволить быть именно таким – меня окружают очень преданные и убежденные люди. Именно поэтому McLaren так успешен последние 50 лет – из-за правильного отношения к победам.
Каким вы видите свое будущее, когда вы решите закончить карьеру гонщика?
Я пока еще раздумываю над тем, чем заниматься в будущем. Очевидно, что невозможно участвовать в гонках «Формулы» вечно, но я пока не готов положить на полку свой шлем. Мне кажется, я еще могу что-то дать спорту. Я готов соревноваться и мне это до сих пор нравится. Но я не скрываю, что, возможно, я стану менеджером гонщика. Мне нравится идея, что можно взять молодого гонщика и обучить его всему, что я умею и знаю (в т.ч. показать все, что не надо делать). Есть интересные перспективы в этой области. Я знаю эту сферу очень хорошо, так что поживем-увидим.
Что бы вы хотели сказать российским читателям и поклонникам автоспорта?
Я очень хочу снова приехать в Россию в следующем году на первый российский Гран-При в Сочи. Я не очень много знаю об этой трассе, но я видел фотографии и все выглядит очень обнадеживающим. Я уверен, что вы сделаете фантастическую трассу и прекрасно ее оборудуете.