Фото Reuters
Слухи, ходившие по гоночному информполю последние несколько недель, подтвердились. Решить финансовые проблемы известной швейцарской команды Sauber F1 поможет Россия. 14 июля на официальном сайте команды было опубликовано сообщение о партнерстве между Sauber Motorsport AG и российскими структурами в числе которых: Международный Фонд Инвестиционного Сотрудничества, Государственный фонд развития Северо-запада Российской федерации и Национальный институт авиационных технологий. Упор в заявлении делается на разработку и коммерциализацию российских технологий. Программа сотрудничества предусматривает также подготовку российского пилота Сергея Сироткина к выступлению в гонках «Формулы-1».
В свое время экономический кризис очень сильно ударил по автоспорту вообще и «Формуле-1» как флагманской серии, в частности. Ушли сразу несколько команд, в числе которых - заводские Honda и Renault, а менеджмент Берни Экклстоуна и FIA взяли курс на сокращение расходов. Однако есть мнение, что заявления и действия управленцев не привели к снижению затрат, но привели к увеличению запретов и регламентов, которые в некоторых случаях имеют негативное влияние на Королевские автогонки. Среди команд, которые постоянно балансировали на грани закрытия, были такие известные «конюшни» как Williams и Sauber. Даже, казалось бы, весьма богатая и благополучная Force India и то испытала на себе удары финансовых волн. Более-менее уверенно себя чувствовали, пожалуй, только три команды: Red Bull вместе со своим сателлитом Toro Roso, Ferrari и McLaren. Остальные участники «разъездного шоу Берни» так или иначе испытали на себе последствия кризиса. Хотя не исключено, что и в топ-командах было не все так радужно, просто об этом почти ничего не известно. Под «каток», кстати, попали не только команды, но и автодромы, особенно те, что расположены в Европе.
Sauber, несмотря на относительную молодость, воспринимается как одна из «пелетоно-образующих» команд, которая хоть и не хватала звезд с неба, но всегда находила варианты продлевать свое присутствие в «Формуле-1». Она едва не исчезла после ухода из F1 концерна BMW, но Петеру Зауберу и тогда удалось удержаться и сохранить брэнд. Кстати, одним из первых официальных партнеров команды была компания Red Bull, а также позднее Sauber F1 довольно тесно была связана с Ferrari. У Заубера успели поездить такие известные пилоты, как Кими Райкконен, Джанкарло Физикелла, Жак Вильнев, Жан Алези, Ник Хайдфельд, Фелипе Масса. Именно из Sauber в McLaren попал Серхио Перес, и, кстати, ранее тот же путь прошел Кими Райкконен. Лучший результат за всю историю выступлений – четвертое место в Кубке Конструкторов в 2001 году. Тогда за команду ездили Ник Хайдфельд и Кими Райкконен на болиде С20 с двигателем Ferrari. В другие годы пилоты швейцарской команды часто приезжали в очковой зоне и порой поднимались на подиум.
В общем, новое партнерство может быть весьма эффективным, особенно на фоне грядущих изменений в техническом регламенте «Формулы-1», когда ни одна из команд на данный момент не может с уверенностью сказать: «Да, мы будем в числе лидеров».
По словам нынешнего руководителя Sauber Монишы Кальтенборн, команда не была продана. И штаб-квартира, и менеджмент остаются. Однако официальные подробности соглашения пока еще не обнародованы, хотя контракты и подписаны. Объявление состоится в согласованное сторонами время. Олег Сироткин, генеральный директор НИАТ, в интервью поратлу F1News.ru отметил, что речь идет не о спонсорстве, а об инвестиционной программе, которая в будущем принесет пользу и российским участникам, и швейцарским. «Мы все это рассматриваем как совместный инвестиционный проект. Спонсорство – это совсем другое дело: ты отдал деньги и повесил какую-то рекламу. Это для нас не так интересно, поскольку у нас есть свои задачи, у команды Sauber есть свои задачи. Инвестиционный проект более интересен, и мы знаем, как привлечь эти деньги. У нас два мощных фонда, которые знают это лучше других: деньги вкладываются в развитие, инвестиции потом окупятся и дадут прибыль – и нам, и команде». Сын Олега Сироткина Сергей будет участником этой программы в качестве возможного основного пилота команды Sauber, однако в перспективе речь идет о создании структуры по подготовке российских гонщиков. «Будет какое-то количество предварительных тестов, и если на этих тестах он покажет себя конкурентным, тогда пойдет речь о вхождении в команду. Если понадобится дополнительная подготовка, значит, будет какой-то дополнительный подготовительный период. … Мы предполагаем, во-первых, вести некоторую консультационную работу по части усовершенствования гоночных машин, во-вторых, на базе этого же подхода сейчас Николай Ветров (менеджер Сергея Сироткина) готовит программу создания школы для молодых российских пилотов. Часть этой школы предполагается разместить на нашей базе, но и в Sauber обещали взять на себя часть подготовки гонщиков», - сказал Олег Сироткин.
Имя молодого российского гонщика Сергея Сироткина на данный момент известно, пожалуй, лишь тем, кто постоянно следит за кольцевыми гонками младших серий. Он выступал в Формуле Abarth, в Ф3, в AutoGP. В 2011 году молодой российский пилот завоевал чемпионский титул евросерии Формулы Abarth, выступая за команду Euronova и выиграв пять гонок из четырнадцати.
Нынешний сезон проводит в Мировой серии Рено 3.5 – одной из самых близких к Королевским Гонкам серий. Сергей заявил о себе с самой первых заездов в Монце -показал лучшее время на свободных заездах, квалификацию проиграл лишь Штоффелю Вандорну и был очень быстр в гонке. На данный момент Сергей занимает восьмое место в общем зачете WSR, имея 34 очка. Это лучший результат среди российских гонщиков, выступающих в Мировой серии Рено в этом году.
«На первый взгляд, Сергей Сироткин не имеет права на получение супер-лицензии, которая требуется для выступления в «Формуле-1». Он должен был выиграть WSR 3.5, чтобы подтвердить свои успехи. Но Sauber может использовать в его пользу всеобъемлющую оговорку, в том плане, что «пилот постоянно демонстрирует выдающиеся способности в управлении одноместными автомобилями класса «Формула», - пишет в своей заметке ведущий обозреватель BBC Sport Эндрю Бэнсон.
Гленн Фриман, корреспондент Autosport, считает, что приход в «Формулу-1» в 18 лет (а именно столько будет Сироткину в следующем году) весьма рискованное мероприятие. «У него есть потенциал, чтобы сделать больше, чем сделали некоторые его соотечественники, но стремительный дебют в следующем году в Формуле-1 может быть очень рискованным. … Время и возраст – на стороне Сергея, но что важнее? Выставить на первом Гран-При России русского гонщика или дать ему возможность развиться и стать в будущем гордостью своей страны в автоспорте? Сироткин может стать тем самым пилотом, которого давно ждали в России, и было бы несправедливо тратить свой потенциал, бросаясь сразу к самой вершине», - считает Г. Фриман.