Фото Reuters
Через сутки после Гран-При Великобритании в международном автоспортивном сообществе не было недостатков в комментариях ситуации, сложившейся по ходу гонки. В который раз за сезон производителям покрышек компании Pirelli приходится комментировать последствия гонки, которые на этот раз оказались просто взрывными в прямом смысле слова. Казалось бы, глава Международной федерации автоспорта FIA нашел решение – дать возможность Pirelli проводить столько тестов своей продукции, сколько надо. Но комментаторы указывают на то, что локальный эпизод с шинами выявляет кризисные тенденции в «Формуле-1».
Работа с шинами является частью решения вопроса о повышении зрелищности «Формулы-1». В сезоне 2013 года именно шины, а не другие нововведения типа KERS и изменяющегося заднего антикрыла, стали главным решающим фактором для победы в гонке при прочих равных условиях. Та команда, которая сумела приспособить очередной комплект резины к трассе и погоде, оказывалась в более выигрышном положении. Но даже в этом случае скорость износа покрышек сложно было точно предсказать. Таким образом, возникла ситуация, при которой потенциально быстрые автомобили не могли использовать свои скоростные возможности. Именно этот факт назывался менеджментом команды Red Bull Racing как недопустимый.
Первое ведро бензина на тлеющие угли шинного скандала вылили сами производители вместе с командой Mercedes. Они провели совместные тесты нового типа покрышек, за что попали под трибунал FIA. Судьи выслушали стороны и приняли решение, которые многим показалось слишком мягким. Тем не менее, все ждали, что будет на гонке в Великобритании. А там случился вообще беспрецедентный случай: взрыв покрышек на четырех автомобилях четырех разных команд. Попытка свалить вину на автодром не увенчалась успехом. Говорили, что якобы взрыв шин происходил при слишком жесткой атаке бордюров. Но эта версия забуксовала, а позже глава британского клуба гонщиков Дерек Уорик, который владеет трассой в Сильверстоуне, поставил жирную и громкую точку, сказав, кто виноват с его точки зрения. «Всё это ерунда, мы используем такие бордюры с 2009 года, за это время по ним проехали тысячи машин. Кроме того, трасса прошла инспекцию FIA и полностью соответствует требованиям федерации… Я считаю, что Берни Экклстоун, FIA и Pirelli оказывают негативное влияние на «Формулу 1». Берни руководит «Формулой 1» вместе с FIA, именно они выбрали Pirelli в качестве поставщика. Результаты не соответствуют ожиданиям, поэтому они должны взять на себя ответственность за произошедшее, ведь безопасность спорта, гонщиков и зрителей – это главный приоритет».
В сторону Pirelli полетели уже не просто шишки, а елки целиком. Президент FIA Жан Тодт вызвал представителей Pirelli в Париж на встречу Спортивной рабочей группы. Однако, в паддоке считают, что пробовать решить вопрос в среду поздно, потому что уже в пятницу все автомобили выйдут на сессию свободных заездов перед Гран-При Германии. Главным спикером, отражающим общее настроение, стал глава команды McLaren Мартин Уитмарш. Он считает, что решение надо принимать немедленно. «Сейчас не время начинать тесты. На эту тему уже возникло много споров, тесты проводились, но не решили проблему. В 2012 году у нас таких проблем не случалось, и, следовательно, раз это знакомая всем, готовая и прочная спецификация, то её использование было бы самым простым решением». Такого же мнения и глава Red Bull Racing F1 Кристиан Хорнер. Также Уитмарш высказался в том плане, что гонка в Германии может вообще подвергнуться бойкоту со стороны команд и пилотов.
FIA уже разрешило Pirelli тестировать шины по ходу сезона в необходимом объеме, но это не решает проблемы ближайшей гонки, которая состоится уже в эти выходные. Также шинники смогут провести тесты покрышек модели 2014 года сразу по окончании текущего сезона. Из этой новости следует, что Pirelli, похоже, останется поставщиком «Формулы-1» и в новом году, хотя пока контракт окончательно не подписан.
Сами шинники после странного комментария главы Pirelli Motorsport Пола Хэмбри, сделанного сразу после гонки, пока молчат. Но у них нашлись защитники. Во-первых, сам М. Уитмарш призвал поддержать Pirelli. Во-вторых, экс-владелец команды F1 Эдди Джордан также предлагает не торопиться с выводами: «Пока никто не знает всех деталей, не стоит спешить с обвинениями. Не забывайте, Pirelli поставляет шины всем командам. Мне кажется, надо быть очень осторожным, поднимая вопрос об узнаваемости бренда и доверия к нему. Мы должны дать им право сомневаться, до тех пор, пока мы не разберемся в ситуации. Это уважаемые люди, и они нам расскажут, в чем заключались проблемы». В-третьих, пока никто не говорит о том, что производителей шин нужно менять. Речь идет о том, что нужно сделать в ближайшее время для выправления ситуации.
На вопрос «что делать» ответ, вероятно, будет получен в ближайшие двое суток. Или же Pirelli примет решение использовать те комплекты, что они уже подготовили к Гран-При Германии, или в ход пойдут шины модели прошлого года. Только пока не известно, возможно ли это: до гонки осталось очень мало времени.
Однако некоторым комментаторам проблема видится гораздо шире. Еще с прошлого года люди, мнение которых имеет вес в автоспорте и гонках «формул», давали понять, что по их мнению «Формула-1» свернула явно не туда. Началось все с принятия нового регламента по двигателям и продолжается по сей день. Поводов для подобных рассуждений больше чем достаточно. Например, недавно вдруг выяснилось, что новые турбомоторы 1,6 будут стоить командам дороже, чем нынешние, тогда как лозунг удешевления участия в «Формуле-1» Б. Экклстоун и FIA написали на своих знаменах, когда вводили поправки в регламент. Из-за дороговизны же все больше и больше ограничивали тесты. А чтобы поддержать зрелищность гонок были придуманы ряд технических уловок, одна из которых и привела к ситуации с шинами. Есть мнение, что «Формула-1» потеряла, так сказать, гоночный дух, когда не шины, и не крыло решали исход соревнований. Решающим было мастерство гонщика и подготовка его автомобиля, а технические детали играли роль второстепенного фактора. Эту точку зрения разделяет, например, чемпион мира Жак Вильнев: «Формула 1 перестала быть экстремальной, а она всегда должна оставаться уникальной, в какой-то мере запредельной. Двигатели должны выдерживать только одну гонку, понимаете? Шины должны быть быстрыми и изнашиваться только потому, что работают на запредельных скоростях, а не потому, что резина недостаточно прочная. А сейчас на дистанции гонки машины Формулы 1 иногда медленнее, чем машины GP2 в квалификации – это же абсолютно неправильно! Развитие Формулы 1 пошло по какому-то неверному пути, и в дальнейшем ситуация будет только ухудшаться. В частности, в следующем году гонщикам разрешат использовать лишь пять двигателей на сезон… По-моему, Формула 1 становится все больше похожа на гонки на выносливость, хотя такого быть не должно. Впрочем, в любом случае побеждает лучший гонщик на лучшей машине».
Зеленые технологии и масса сложных электронных компонентов, похоже, не удешевляют «Формулу-1», хотя отчасти являются привлекательными для крупных производителей автомобильной техники. Эти заводы могут себе позволить участвовать в первенстве на существующих финансовых и технических условиях. Однако команды-середнячки, среди которых и настоящие хранители традиций «Формулы-1» (например – Williams) едва находят бюджет на гонки и не скрывают, что им предпочтительнее гонщики со своим рекламным бюджетом. Вместе с тем, в следующем году стартует новый чемпионат FIA Formula-E, философией которого как раз является продвижение, популяризация и испытания дружественных экологии решений. Ряд европейских автодромов лишились возможности проводить свой Гран-При как раз по бюджетным соображениям. Достаточно сказать, что будущий Гран-При Германии на знаменитом Нюрбургринге до последнего момента висел в воздухе. Канадцы хоть и остались в игре, но дискуссии по поводу стоимости гонок «Формулы-1» шли очень жаркие. Франция потеряла свой этап вовсе уже давно. Покушались даже на Гран-При Монако.
Для проверки теории кризиса Королевских автогонок потребуется время, и новый сезон даст новую пищу для размышлений, когда гонщики сядут за pуль болидов с резной Pirelli (скорее всего), новыми двигателями и новой системой рекуперации энергии (более сложной и, вероятно, недешевой).