Победа в гонке зависит не только от пилотов, но и от механиков.
Завтра на автодроме Circuito da Boavista в Португалии стартует последняя перед летним перерывом гонка чемпионата мира по кольцевым автогонкам в классе «Туринг» (FIA WTCC). Далее пилоты покинут Европу и отправятся в тур по Америке и Азии. Пожалуй, главным событием среди европейских этапов первенства стала гонка в России на автодроме Moscow Raceway.
Соревнования на машинах с открытыми колесами («формулах») международного уровня у нас уже проводились и в прошлом году, и в текущем (мировая серия «Рено»). Но на этот раз на трассу вышли лучшие в мире пилоты кузовных автомобилей Seat, Chevrolet, Honda, BMW и Lada. Есть мнение, что в пелетоне WTCC выступают самые опытные и боевитые гонщики планеты, к которым вскоре присоединится девятикратный чемпион мира Себастьян Леб. Знаменитый пилот оставил ралли и будет теперь выступать в кольцевых гонках на автомобиле Citroen.
В сезоне 2013 года есть и российская команда с российским пилотом. Это заводская «конюшня» Lada Sport Lukiol, выступающая на автомобилях под отечественным брендом. Однако та машина, что гоняет в первенстве, – не та самая Lada Granta, что ездит по нашим дорогам. Туринговая Granta – специально собранная, согласно регламенту, машина, где много узлов иностранного производства. Начало сезона для команды было очень напряженным и даже, можно сказать, провальным. Но к шестому, российскому, этапу Михаил Козловский и Джеймс Томпсон подошли в хорошей форме.
Личный зачет WTCC в настоящее время уверенно возглавляет французский гонщик с русским именем и немецкой фамилией Иван Мюллер (команда – RML, автомобиль – Chevrolet Cruze 1.6T), которого в соцсетях с легкой руки какого-то фаната прозвали «Царем Иваном». Это случилось после того, как Мюллер один заезд на Moscow Raceway выиграл, во втором взял «серебро». Мюллер уже три раза выигрывал первенство мира и сейчас имеет все шансы завоевать четвертый титул. Второе место в зачете занимает не менее известный в кузовных гонках пилот итальянец Габриэле Тарквини (Castrol Honda WCT Team) – чемпион мира 2009 года и один из самых опытных и ярких пилотов мирового туринга.
Действующий чемпион – пилот команды ALL-INKL.COM Munnich Motorsport британец Роб Хафф – пока занимает только пятую строчку таблицы. Тем не менее гонка в России стала для Роба очень удачной: он впервые с начала сезона поднялся на подиум. Свой титул в прошлом году Роб буквально вырвал у Ивана Мюллера и Алена Меню по ходу последнего в сезоне этапа, и в этом году к заключительной гонке в Макао вполне может сложиться похожая ситуация с участием сразу четырех-пяти пилотов. К своему гоночному делу Хафф решил также добавить еще и комментаторское, причем прямо с трассы из-за руля своего болида, что вызвало живейший интерес болельщиков и массу оценок и комментариев. Перед стартами на Moscow Raceway Роб ХАФФ пообщался с корреспондентом «НГ» Романом СМИРНОВЫМ.
– Роб, вы начинали свою гоночную карьеру с картинга, потом были машины с открытыми колесами. Не тянет обратно за руль «формулы»?
– Нет, не тянет. Действительно, я начал на машинах с открытыми колесами, и это был довольно успешный опыт. Потом я перешел в кузовные гонки, в британскую национальную серию WTCC, и уже первый год выступления был удачным. И потом уже я сел за руль в чемпионате мира. Но вместе с тем частичка моего сердца осталась в «формулах», наверное, потому, что я в детстве смотрел соревнования «формул», и мой первый гоночный опыт тоже был на машинах с открытыми колесами.
|
Lada и BMW не поделили траекторию.
Фото Романа Смирнова |
– Есть мнение, что 12–14 кругов, которые проезжают пилоты за один заезд, – мало. Как вы думаете, может быть, будет лучше, если гонка будет длиннее?
– Да, возможно, одним из изменений в регламенте могло бы стать удлинение гонок. Но вы понимаете, в короткой гонке, если вы лидер, то вы быстро приедете на первое место, а если гонка длинная, то вы можете и вовсе не доехать (смеется). Тем не менее, если вы стартуете с 10-й позиции на сильной машине, то 25 кругов более предпочтительно, чем 10, чтобы пробиться вперед.
– Вскоре вступят в силу существенные изменения в регламенте. Прежде всего это касается автомобилей. Также промоутер чемпионата Марчелло Лотти надеется на приход новых автопроизводителей. Каковы ваши ожидания, связанные с будущим первенства?
– Я считаю, что изменение регламента на следующий год – хорошая идея. Сейчас машины действительно старые, они принадлежат к технологической эпохе, которая была 15 лет назад. Нам нужно усовершенствовать автомобили. Двигатель – первый шаг и самый дорогой. Второй шаг – изменение вида машины. Конечно, это сложно, потому что у нас участвуют несколько производителей, которым надо взаимодействовать в рамках нового регламента. Я думаю, что помимо «Хонды» и «Лады», которые сейчас присутствуют в чемпионате в качестве заводских команд, к нам присоединятся и другие, и через два-три года мы получим самый большой и представительный кузовной чемпионат вообще в истории. Один придет, придут за ним и другие. Мои ожидания также связаны с тем, что у нас появится больше молодых талантливых пилотов, будет много заводских команд, что сделает гонки интереснее.
– Если бы у вас была возможность построить автодром, где бы вы его разместили?
– Я построил бы в Великобритании. Там я начинал свою карьеру в туринге, и это были счастливые времена! Я бы с радостью увидел в Британии уличное кольцо, трассу, проложенную по городским улицам. Вообще, очень бы хотелось вернуться на Сильверстоун, это мой любимый автодром.
– Вы затеяли в этом сезоне необычное для пилота дело – комментировать заезд прямо из кабины в эфир. Чья это была идея? Нет ли желания стать впоследствии автоспортивным комментатором?
– Это была моя идея! Мы связались с каналом Eurosport и предложили cделать что-то подобное. Я буду продолжать эту практику и развивать ее дальше. Что касается карьеры комментатора после окончания выступлений в гонках, то поживем – увидим.
– Что бы вы сказали молодым гонщикам, которые только начинают карьеру?
– Если у вас есть мечта – никогда не сдавайтесь, а добившись чего-то, продолжайте атаковать.
– Некоторые пилоты довольно суеверны. Приметы, талисманы… как вы к этому относитесь?
– Многие пилоты суеверны, но я – нет. И талисманов у меня нет и не было.
– Какой ваш любимый момент в гонке?
– Пересечение финиша первым (смеется). Это вообще лучшее впечатление в гонке. Вообще, за один заезд испытываешь целый комплекс самых разных эмоций.