Дж. Томпсон на "Ладе" готов идти против Т. Коронеля на BMW и в лобовую атаку. Фото Романа Смирнова
В прошедшие выходные на автодроме Moscow Raceway состоялась гоночная премьера. Чемпионат мира по кольцевым автогонкам в классе «Туринг» (FIA WTCC) опробовал подмосковную трассу. Официально организаторы сообщают о 20 тыс. зрителей, которые посетили мероприятие и, скорее всего, не были разочарованы зрелищем. Мировой туринг показал все грани гонок, начиная от «скучания» под сейфти-каром и заканчивая бескомпромиссной битвой корпус в корпус, так что пластик летел в разные стороны.
Эпизод 1. «Лада»
Автоспорт – вид спорта сильно интернациональный в силу специфики. Но своя рубашка всегда ближе к телу, даже если эта рубашка не самая модная и крутая. По поводу второго пришествия «Лады» в Чемпионат мира было столько же мнений (а еще больше сомнений), сколько и поклонников автоспорта: от «давайте гордиться своей страной» до «ну как ЭТО ТАМ может ездить». Вероятно, после гонки на «Moscow Raceway» скепсиса по поводу выступлений нашей гоночной команды Lada Sport Lukoil поубавится. Кто видел оба заезда, тот вряд ли будет оценивать выступление Джеймса Томпсона и Михаила Козловского исключительно по результату общего зачета на данный момент. Да, кубки и титулы дают по официальным достижениям, но хочется отметить, что не всякий чемпион любим болельщиками, и есть команды и пилоты, которые не выигрывали титулы, но пользуются заслуженным вниманием публики и прессы. Но это лирика. Что такого сделал Дж. Томпсон на «Ладе» в прошлые выходные, что можно оценить положительно? Просто приехал пятым в первой гонке, и, кто знает, что было бы, не вмешайся в его работу на трассе Том Коронель, когда Джеймс боролся за место в тройке лидеров. Поклонники мирового туринга помнят, каким провалом для команды закончился первый этап в Монце, и то, что сейчас команда выдвигается в крепкие середнячки, – безусловно, достижение со знаком плюс. Виктор Шаповалов, шеф команды Lada Sport Lukoil: «Финиш в ТОП-5 в Москве, два финиша в ТОП-10 в Марокко и Австрии, первое время в warm-up два этапа подряд. Вряд ли это можно назвать просто удачным стечением обстоятельством или случайностью».
Эпизод 2. «Царь» Иван
Иван Мюллер оценил выходные как
«прекрасные». Фото Романа Смирнова |
Возвращаясь к теме национальных черт в автоспорте, нельзя обойти вниманием чемпиона мира и лидера текущего сезона француза Ивана Мюллера. Фраза из толпы, шедшей на электричку после гонки: «Мюллера живьем увидела – круто! Как он ехал, нет, ты видела…» И далее две девушки, в которых ни за что не заподозришь поклонников WTCC, начали обстоятельно обсуждать перипетии на трассе. В «Фейсбуке» один из поклонников пилота, его и вовсе царем назвал. В общем, особых сомнений в том, что «Царь Иван» выступит сильно в России, не было. Сам Мюллер оценил выходные как «прекрасные»: победа в первой гонке и второе место – во второй. Но, по словам лидера, чем чемпионат дальше, тем ему сложнее отбиваться от преследователей.
Эпизод 3. Грид
Только автомобили начали выстраиваться на стартовой прямой, раскрылись двери, отделяющие трассу от пит-лейна, и хлынул нескончаемый поток народа. На лицах некоторых работников трассы (судя по одежде – наших) отобразился ужас, смешанный с тоской. Даже на «Формуле Рено» в прошлом году такого количества людей на грид-процедуре перед стартом, кажется, не было. Море голов, а над ним, как бакены, торчат таблички с местами пилотов на стартовой решетке. Даже длинноногие грид-гёлз и те утонули… но таблички не бросили. Звонок пятиминутной готовности никого не побудил покинуть трассу за исключением части фотографов, которые бросились к выходу, чтобы успеть добежать до другой части трассы до начала
Провожающих просьба покинуть стартовую прямую!
Фото Романа Смирнова |
Эпизод 4. Болельщики
Количество «живых» зрителей на WTCC всегда вызывает вопрос: а почему их так мало на автодроме? Телетрансляции по ходу сезона нет-нет да и выхватывают пустые или полупустые трибуны. Много народу собирается на дальневосточных гонках, но в Европе ситуация противоположная. Есть мнение, что промоутеры WTCC делают главную ставку на телетранляции, а не на сбор болельщиков на автодроме. С другой стороны, заезды WTCC настолько короткие, что если гонки поддержки достойно не «поддержат», то, вероятно, для большинства зрителей и нет смысла ехать за тридевять земель на трассу ради двух заездов по 25-35 минут каждый. Действующий чемпион мира WTCC Робб Хафф сказал в интервью НГ-Online, что ему бы понравилось, если бы заезды были чуть длиннее. Вместе с тем эксперты отмечают, что удлинение гонки может привести к удорожанию участия в чемпионате, тогда как промоутеры особо отмечают финансовую доступность выступления в мировом туринге по сравнению с другими крупными автоспортивными сериями. На Moscow Raceway зрителей могло бы быть, вероятно, и больше, если бы в городе (Москве) о событии было бы известно из рекламных плакатов, стикеров и сообщений. Не встретились баннеры и на центральных поисковых он-лайн площадках, мимо которых не проходит ни один посетитель Сети. А посмотреть в выходные реально было на что, и те зрители, с которыми получилось поговорить, утверждали, что им все понравилось. Неожиданно длинная очередь выстроилась на автограф-сессию к пилотам WTCC. Сначала показалось, что 90% людей в очереди стояли там просто так, исходя из соображений, что надо взять автограф. Но после подслушанного диалога об Иване Мюллере, о котором говорилось выше, уже кажется, что автоспортивных болельщиков и просто интересующихся граждан гораздо больше, чем оценивают официальные структуры и пресса. Мини-рейтинг заездов, составленный по мнению зрителей, на первое место вывел (ожидаемо) WTCC с комментарием: «Круто, но мало!». На второе место вышли неожиданно гонки Lada Granta Cup. Неожиданно, потому что нужно было обладать терпением, чтобы дождаться гоночных заездов. На третьем месте был заезд, который удалось в итоге идентифицировать как «Объединенный 1600» чемпионата страны с комментарием «Они такие прикольные…».
Эпизод 5. Пресса
Расстроенные и разочарованные представители СМИ есть всегда и на всех мероприятиях. Кто-то недоволен процессом аккредитации, кого-то забыли внести в список, кому-то не хватило кофе, а кого-то «завернули» охранники там, где раньше не «заворачивали» и тд. Если перефразировать слова Жиглова из
Питание - важная деталь в работе
журналиста на автодроме. Фото Романа Смирнова |
популярного фильма, то сила организаторов не в отсутствии неприятностей, а в способности их оперативно решать. Однако возникают ситуации, похожие на ситуацию с одним крупным автоспротивным столичным событием, когда представители прессы по своим бейджам не могли попасть вообще никуда, а в палатке с надписью «пресс-центр» была складирована питьевая вода, охраняемая парнями внушительных габаритов. Кстати, питьевой воды в жару под 30 не было в районе паддока в свободном доступе почти нигде. Ситуацию с доступом тогда кое-как решили, но не столько силами организаторов, сколько силами пресс-служб партнеров мероприятия. А вот еще пример, совсем недавний. WTCC в Венгрии. Там для прессы, кроме шаттлов и мониторов в пресс-центре, которые временами зависали, не было ничего. Даже доступ в Интернет был за деньги. Все познается в сравнении. И сравнение корреспондента НГ-Online пока на стороне работников Moscow Raceway, если брать визиты на крупные автоспортивные мероприятия за последние пару лет и не только в России. Критерии? Все очень просто: быстрый доступ к официальной информации, доступ к спикерам (гонщикам, менеджерам и тд), наличие выхода в сеть, наличие трансляции и, собственно, места, где журналист может работать и немного передохнуть, выпив кофе, воды, сока и съев сэндвич. А также корректное отношение со стороны пресс-служб.
Эпизод 6. Возвращение джедаев
Что кается наших местных «джедаев», то они никуда и не уходят. Желающие увидеть битвы могут посмотреть расписание на сайтах серий и чемпионатов. WTCC, есть надежда, вернется через год. Но уже менее чем через две недели – гоночный уик-энд «Мировой серии Рено», а в начале августа – премьера в России немецкой кузовной гоночной серии DTM.
Фоторепортаж НГ-Online. Гоночная премьера на подмосковном автодроме (37 фото)