Фото НГ-Online
В субботу и воскресенье на подмосковной трассе Moscow Raceway пройдет этап Чемпионата мира по кольцевым автогонкам в классе «Туринг» (WTCC). Команда Lada Sport Lukoil впервые выступит перед российскими зрителями как участник мирового первенства. Пилот команды Михаил Козловский рассказал НГ-Online о своем участии в Чемпионате, ненадежности дверей BMW, о суевериях и своем гоночном шлеме.
Михаил, какие были планы на сезон до того, как вы начали выступать в Чемпионате мира?
Перед тем, как попасть в пелетон WTCC, я планировал выступать в российском кузовном чемпионате, где ставились самые высокие задачи, вплоть до победы. Когда я узнал о том, что планы меняются, волнение, конечно, было. Но и некоторая уверенность тоже была. В межсезонье я готовился к нашему первенству, и, в принципе, я был уже готов и физически, и психологически, чтобы начать сезон раньше и на такой сложной трассе как в Марракеше.
Какие задачи перед вами ставила команда в начале чемпионата, и как они изменились к этапу на Moscow Raceway?
Единственная задача, которая ставилась с начала моего выступления, и которая есть сейчас – это прогресс от этапа к этапу. И, безусловно, он есть, об этом можно судить по множеству факторов. Личное ощущение прогресса тоже присутствует: я привык к машине, и мы уже можем сконцентрироваться на более тонких моментах. На некоторых трассах нам было довольно сложно бороться с автомобилями других производителей. Особенно сложно было в Словакии. Но после ситуация начала выправляться: гонка в Венгрии была уже лучше, а в Австрии еще лучше. Все гонщики показывают очень близкие друг к другу результаты по времени, то есть пара десятков секунд может тебя продвинуть вперед на пять-шесть позиций.
Можно ли сказать, что ваша гоночная Lada требует особо аккуратного обращения в гонке? Иногда создается впечатление, что автомобиль довольно «нежный»…
Я бы не сказал, что Lada - нежная. У каждого автомобиля есть критические места. Например, если удар приходится в колесо, то на какой бы машине ты не ехал, нарушается геометрия корпуса, подвески. Поэтому нужно избегать прямых контактов с колесами, а контакты в борт и бампер прощаются. На автомобилях BMW в этом году в целях снижения веса разрешили установку карбоновых дверей. Так вот их двери разлетаются намного лучше, чем наши! Это можно было наблюдать на трассе в Зальцбурге, когда дверь на машине Дерилла O'Янга буквально разлетелась на куски по всей трассе. Я думаю, что все машины примерно одинаковы, просто надо знать слабые места и беречь их.
Есть мнение, что кузовные гонки вообще, и мировой туринг в частности, - для пилотов, которые завершают свою карьеру…
Такое мнение бытует, возможно, потому что состав участников довольно возрастной. Но здесь есть специфика в том, что выступление в WTCC требует большого опыта. Поэтому, когда в Чемпионат приходит молодой пилот, даже если он очень быстр, он должен понять всю специфику этих гонок. И до тех пор, пока ты здесь не проведешь какое-то количество гонок или сезонов, сложно рассчитывать на высокие результаты, потому что борьба у нас очень плотная, контактная, нужно думать на несколько ходов вперед. Если к тебе в поворот залез один человек, то есть риск пропустить сразу нескольких. И тут большое значение имеет опыт. Ты можешь не быть очень быстрым на круге, но умение вести борьбу в кузовных гонках может привести тебя к хорошим результатам, даже если квалификация не очень удалась.
Многие молодые пилоты стремятся непременно попасть в «Формулу». Вас чем привлек туринг?
Начать карьеру в «Формулах» очень неплохо: все же формульная машина – автомобиль, специально построенный для гонок. На нем можно многому научиться, и на первых порах это относительно недорого. Но на подходе к высшим классам бюджеты становятся несоизмеримыми с теми, которые есть в кузовных соревнованиях. Туринг получается и доступнее, и дешевле. Поэтому наполнение чемпионата чуть больше, борьба чуть жестче. И я думаю, что зрелищность туринговых гонок именно с точки зрения борьбы на трассе очень высока, возможно, даже выше, чем в «Формулах».
Фото пресс-службы
Lada Sport Lukoil |
Какие отношения у вас сложились с вашим партнером по команде Джеймсом Томпсоном?
С Джеймсом у нас сложились абсолютно нормальные отношения.Oн - отличный парень, опытный, готов подсказать что-то, помочь, если нужно. Вообще вся команда у нас дружная. Но я не расцениваю Джеймса как инструктора, потому что на таком уровне соревнований все парни собрались не промах, и, прежде всего, надо работать над собой. На первых порах, конечно, можно ориентироваться на опыт более маститых пилотов. Я знаком практически со всеми гонщиками в пелетоне, и мы неплохо общаемся. Правда, на гоночных уик-эндах времени на разговоры особо нет. Каждый сосредоточен на своей работе. Сложно увидеть, что кто-то просто так без дела шатается по боксам.
Если бы у вас была возможность построить трассу, где бы это произошло?
В Санкт-Петербурге! Это – мой город, я там родился. В какой-то мере мне обидно, что у нас нет полноценного автодрома. Было «Невское кольцо», а трасса в Шушарах… конечно, это - лучше, чем ничего, но рассчитывать, что туда приедет Чемпионат мира, по меньшей мере, наивно.
Что, по-вашему, неприемлемо ни на трассе, ни в жизни? Какие качества вы цените в людях?
Как в жизни, так и в гонке, человек должен быть, прежде всего, порядочным. Я думаю, если человек не порядочен на трассе, то он и в жизни такой. Я считаю, что нужно быть честным и вести корректную борьбу.
Принято считать, что гонщики – народ довольно суеверный. У вас есть какая-то примета, или, может быть талисман?
Я стараюсь отдаляться от суеверий. Лучше надеется на свои силы, и не забивать голову всякими талисманами, потому что и так хватает, над чем подумать. Но одна примета есть: я не даю мерить свой боевой гоночный шлем.
Вы не могли бы припомнить какой-нибудь курьезный или смешной вопрос, который вам был задан журналистами?
Их было так много (смеется), что и не вспомнить сразу. Если обобщить, то подобные вопросы задают журналисты, далекие от автоспорта. На их вопросы, порой, даже сложно ответить.
Чем любите заниматься в свободное от гонок время, и как спорт удается совмещать с учебой?
Я люблю активный отдых и во время сезона, и в межсезонье. Но у меня четко расставлены приоритеты, где гонки на первом месте. И я стараюсь минимизировать риски, связанные с травмами. Да, некоторые известные гонщики играют в бадминтон и катаются на велосипедах. Бадминтон меня не сильно привлекает (улыбается), но могу в футбол поиграть, на сноуборде покататься. Что касается учебы, то она закончилась в прошлом году. Я получил диплом о Высшем образовании по специальности «менеджмент и подбор персонала», так что теперь я могу полностью сосредоточиться на соревнованиях. Так что все случилось в правильное время.