Фото пресс-службы WTCC
На автодроме «Зальцбургринг» в Австрии прошел пятый этап Чемпионата мира в классе автомобилей «туринг». Такого шоу автоспортивная общественность не видела давно, вернее, ни разу. Был поставлен «рекорд» минимальной скорости гоночного пелетона – 46 км/ч. при полном отсутствии объективных внешних причин для столь медленного прохождения по трассе.
Абсолютно беспрецедентный случай произошел вчера в квалификации. Двенадцать гонщиков (половина всех участников) были оштрафованы судьями за неспортивное поведение. Официальная информация о расстановке машин на старте появилась только около полудня воскресенья, но уже до этого было известно, что пилоты российской команды Lada Sport Lukoil будут стартовать в первой десятке: Михаил Козловский с четвертой позиции, Джеймс Томпсон – с восьмой.
Курьезная ситуация, приведшая к столь печальным последствиям для лидеров пелетона мирового туринга, произошла во второй части квалификации. Зальцбургринг – сильно вытянутая скоростная трасса, где элемент сплит-стрим имеет огромное значение. Гонщики разгоняют друг друга, используя аэродинамический карман идущей впереди машины. Поэтому тот, кто едет первым, тянет весь пелетон за собой, а тот, кто едет позади, благодаря сплит-стриму может показать лучшее время в квалификации. Руководствуясь этими соображениями, пилоты во второй квалификации после посещения боксов выстроились «паровозиком» друг за другом, и никто не хотел обгонять, держа свое место в колонне. Первым ехал Иван Мюллер. Он постепенно сбрасывал скорость в надежде, что кто-то обойдет его. При этом никто из пилотов не создавал помех при обгоне своим соперникам. Скорость падала до тех пор, пока не зафиксировалась на отметке 46 км/ч. Естественно, с такой скоростью пилоты не смогли проехать оставшиеся 2-3 квалификационных круга. Опомнились гонщики слишком поздно, когда клетчатый флаг был уже совсем близко. На командных мостиках поначалу возникла суета: никто не понимал, что происходит. Но после того, как все узнали причину такой «потрясающей» скорости, в боксах начали шутить и смеяться. Однако радость утихла после того, как стало известно, что все пилоты будут оштрафованы за неспортивное поведение. Глава WTCC веселым также не выглядел. Он сказал, что пенализация пилотов проведена в полном соответствии с правилами FIA (Всемирной автомобильной федерации), а также заявил, что вины трассы в ситуации нет. «Автодром сертифицирован FIA и является одним из лучших для кузовных автогонок», - резюмировал Лотти. Единственным из второй квалификации пилотом, кто не подвергся штрафу, стал Микель Нюкъяер, который и стартовал с первой позиции.
Разминка в воскресенье тоже стала в каком-то роде сенсационной. Первое время показал Джеймс Томпсон на «Ладе». Михаил Козловский стоит в официальном протоколе свободных заездов 15-м. Однако до этого в субботу наш молодой пилот едва не прорвался в финал квалификации. Кто знает, что было бы лучше с учетом ситуации, которая возникла после.
А пилоты на заводских «Хондах» и вовсе оказалась в самом хвосте пелетона. Судьи нашли несоответствие между регламентом и конфигурацией заднего антикрыла. Представитель Castrol Honda Racing пояснил, что такое несоответствие возникло из-за поломок элемента на предыдущих гонках. Таким образом, один из лидеров чемпионата Габриэле Таркуини оказался на 21-м месте на старте первой гонки.
К значительным событиям уик-энда также стоит отнести презентацию нового гоночного «Сеата». Seat Leon Cup Racer стоял в качестве экспоната на площадке автопроизводителя доступный для осмотра посетителям паддока. Глава SEAT Sport Хайме Пуч, вероятно, разочаровал многих поклонников WTCC, сказав, что ни в этом, ни в следующем году новый автомобиль не появится на трассах мирового туринга: «Автомобиль, прежде всего, сделан для наших заводских серий, которые проводится во многих странах. Мы будет изучать машину и, вероятно, через год-два она может появиться в WTCC».
Первая гонка ознаменовалась прорывами лидеров, поставленных в середину и хвост пелетона. Прорывались все, кроме пилотов на «Хондах». Даже Габриэле Таркуини ничего не смог сделать. А вот Иван Мюллер проехал с 13-й позиции на третью. Первый заезд был также отмечен несколькими контактами. Самый значительный привел к сходу двух пилотов на BMW Д. О’Янга и Ф. Энгстлера. Три «Шевроле» приехали на подиум: Микель Нюкъяер, Джеймс Нэш и Иван Мюллер. Для пилотов нашей команды гонка сложилась неоднозначно. Джеймсу Томпсону удалось удержаться в десятке и принести команде очки. Михаил Козловский также отлично провел заезд, особенно первую его половину, но финишировал 16-м. «Даже 9-ое место в первой гонке не до конца демонстрирует нашу потенциальную скорость – из-за небольшого контакта с одним из соперников я повредил переднюю подвеску, и главной задачей во второй части гонки было доехать до финиша» - прокомментировал заезд Томпсон.
Фото пресс-службы WTCC |
Вторая гонка оказалась менее богатой на обгоны и борьбу. Повредив свои машины в первом заезде свое участие не продолжили О’Янг и Энгстлер. «Хонды» выглядели получше. Норберт Мичелис привез марке третье место, но вот поведение машины Таркуини выглядело не лучшим образом. Начиная со второй трети заезда, итальянец стал практически без боя пропускать соперников. Иван Мюллер в очередной раз подтвердил то, что он самый быстрый пока пилот в Чемпионате этого года. С десятого стартового места лидер зачета WTCC приехал на второе. А выиграл гонку Джеймс Нэш на «Шевроле». На стартовой решетке второй гонки Томпсон и Козловский оказались в самом хвосте. Тем не менее, Джеймсу удалось осуществить небольшой прорыв, но, к сожалению, до десятки он не доехал. 12-й результат у Томпсона и 15-й у Козловского. «Во второй гонке машина вела себя достаточно стабильно от старта до финиша, и это наглядно демонстрируют протоколы времени прохождения круга. Немного тяжеловато было держаться за впереди идущими машинами на прямых, но в целом вторая гонка была неплохой. Мне удалось улучшить свою позицию, я был некоторое время в ТОП-12. Весь пелетон ехал очень плотно (первые 16 пилотов финишировали в 16-ти секундах), и я не сильно отставал по времени, что меня, конечно, радует. Была интересная борьба с разными соперниками, с разными автомобилями других автопроизводителей, и в принципе, наши машины были в отличном темпе», - прокомментировал второй заезд Михаил. В целом итог уик-энда для Lada Sport Lukoil можно оценить как прогрессивный. Стоит сказать, что машина прибавила в скорости, что и показывают результаты хронометража. На воскресной тренировке Д. Томпсон и вовсе показал лучшее время в пелетоне. Прогресс Михаила Козловского от гонки к гонке вполне очевиден. «Я доволен прогрессом Михаила, во второй гонке он держал практически такой же темп, как и Джеймс. Он действительно серьезно улучшает свои выступления с каждой гонкой. Надо учитывать, что это очень сильный чемпионат, и уровень пилотов здесь очень высокий. Я уверен, что постепенно, с опытом, с пониманием трасс у него будет получаться все лучше и лучше», - сказал глава команды Виктор Шаповалов.
Фото пресс-службы WTCC |
Что касается техники, то времена - временами, но наши автомобили выглядят довольно «нежными»: они не терпят грубого соперничества и, тем более, касаний и столкновений. Справедливости ради надо сказать, что победные «Шевроле» также не блещут надежностью при гоночных инцидентах. В начале сезона причиной схода несколько раз становилась подвеска, которая выходила из строя, едва ее касалсь машина соперника. С другой стороны, очень много зависит от ситуации. Сегодня пилоты «легких дорожных танков» марки BMW так расколотили свои машины, что механики не смогли их собрать ко второй гонке.
Еще был сегодня один любопытный эпизод. Робу Хаффу дали голосовой прямой эфир прямо с трассы. Конечно, он не мог комментировать гоночный заезд, но на круге разогрева пилота выводили в эфир. Это, конечно, дело очень сложное и весьма отвлекающее, поэтому выпускать или нет комментарии пилота, решали на капитанском мостике. Чего-то особенного Хафф зрителям не сообщил, но сама новинка трансляции выглядела весьма эффектно. Это чем-то напоминало трансляции переговоров между командой и пилотом в «Формуле-1».
Следующий этап мирового туринга – знаковый. WTCC впервые приедет в Россию на трассу Moscow Raceway. В пелетоне добавится еще один российский пилот – Николай Карамышев, который в этом году выступает в «кузовном» Чемпионате Европы. 8 и 9 июня российские болельщики смогут стать свидетелями заездов лучших пилотов планеты в классе «Туринг».
Результаты пятого этапа WTCC
Race 1
Pos Driver Team/Car Time/Gap 1. Michel Nykjaer Nika Chevrolet 17m41.335s
2. James Nash Bamboo Chevrolet + 0.298s
3. Yvan Muller RML Chevrolet + 0.645s
4. Mehdi Bennani Proteam BMW + 1.586s
5. Alex MacDowall Bamboo Chevrolet + 4.374s
6. Fredy Barth Wiechers BMW + 5.121s
7. Tom Chilton RML Chevrolet + 7.114s
8. Rob Huff Munnich SEAT + 11.711s
9. James Thompson Lada + 15.758s
10. Tom Coronel ROAL BMW + 15.812s
11. Pepe Oriola Tuenti SEAT + 16.000s
12. Gabriele Tarquini Honda + 18.388s
13. Tiago Monteiro Honda + 19.097s
14. Norbert Michelisz Zengo Honda + 19.604s
15. Stefano D'Aste PB BMW + 20.117s
16. Mikhail Kozlovskiy Lada + 23.511s
17. Rene Munnich Munnich SEAT + 27.793s
18. Charles Ng Engstler BMW + 32.141s
19. Franz Engstler Engstler BMW + 3 laps
20. Darryl O'Young ROAL BMW + 3 laps
Retirements: Hugo Valente Campos SEAT 8 laps Marc Basseng Munnich SEAT 8 laps Fernando Monje Campos SEAT 3 laps
Race 2
Results - 12 laps: Pos Driver Team/Car Time/Gap 1. James Nash Bamboo Chevrolet 17m36.853s 2. Yvan Muller RML Chevrolet + 1.438s 3. Norbert Michelisz Zengo Honda + 1.818s 4. Tiago Monteiro Honda + 3.483s 5. Michel Nykjaer Nika Chevrolet + 4.064s 6. Alex MacDowall Bamboo Chevrolet + 4.574s 7. Pepe Oriola Tuenti SEAT + 7.898s 8. Gabriele Tarquini Honda + 9.025s 9. Rob Huff Munnich SEAT + 9.483s 10. Tom Coronel ROAL BMW + 9.859s 11. Marc Basseng Munnich SEAT + 13.627s 12. James Thompson Lada + 14.145s 13. Fredy Barth Wiechers BMW + 14.556s 14. Franz Engstler Engstler BMW + 14.857s 15. Mikhail Kozlovskiy Lada + 15.155s 16. Mehdi Bennani Proteam BMW + 16.223s 17. Fernando Monje Campos SEAT + 27.497s 18. Rene Munnich Munnich SEAT + 41.749s 19. Charles Ng Engstler BMW + 46.282s Retirements: Tom Chilton RML Chevrolet 6 laps