Фото Reuters
Пятый этап Чемпионата мира в классе машин «Формула-1», проходивший на автодроме «Каталунья» в Испании, ознаменовался уже вторым подряд победным фиаско болидов команды Mercedes. Обе машины стартовали с первого ряда, но практически сразу после начала гонки стали катастрофически терять позиции. Льюис Хэмилтон был настолько медленным, что соперники-лидеры в итоге обошли его на круг.
Первая европейская гонка сезона собрала на испанском автодроме огромное количество зрителей. Около сотни тысяч поклонников Королевских гонок собрались посмотреть домашнюю гонку Фернандо Алонсо. И лидер Ferrari не подкачал, уверенно выиграв родной Гран-При на радость соотечественникам. Вторым - уже вроде как «по традиции» - пришел «печальный» Кими, которому, как известно, для улыбки и положительных эмоций просто подиума маловато. Третьим приехал Фелипе Масса. «Бронзе» своего отца радовался маленький Филипиньо, который, по свидетельству очевидцев, уже неплохо пинает мячик, как истинный бразилец. Гонщики Ferrari были настолько решительны в прошедшей гонке, что их главным соперникам из Red Bull Racing пришлось довольствоваться лишь четвертым (Себастьян Феттель) и пятым (Марк Уэббер) местами.
В текущем сезоне как-то так получается, что от гонки к гонке обозреватели чаще отмечают блестящие провалы, фиаско и прочие неудачи, нежели успешные подъемы и прорывы команд. Гран-При Испании стал весьма печальным не только для «Мерседесов», но и для команды Фрэнка Уильямса. Обе его машины даже не прошли первого круга квалификации и присоединились к завсегдатаем последних рядов пелетона командам Marussia и Caterham. Другая печаль – McLaren, от которого в Испании ждали как минимум уверенного прихода в первой десятке. Но и тут технического чуда не случилось, хотя в гонке обе машины Мартина Уитмарша смотрелись довольно неплохо, показывая не столь провальные времена на круге. Хорошую скорость показали болиды Toro Roso и Force India. Есть мнение, что обновления на болидах именно Toro Roso оказались наиболее удачными. Кстати, по поводу обновлений. Говорят, что для ряда команд европейские новинки стали последними в этом сезоне, поскольку теперь инженеры и механики бросят все силы на разработку машины для следующего сезона, который, как известно, будет проходить по новому техническому регламенту.
Mercedes AMG F1. Нико Росберг – 6-е место, Льюис Хэмилтон – 12-е. И это при старте с первого ряда обоих гонщиков и вполне уверенная победа в квалификации. Подобный казус случился с «Мерседесами» уже вторую гонку подряд. Комментарий, который дал руководитель команды Рос Браун, на самом деле, был предсказуем: «Расстраивает то, что наша машина очень быстра в квалификации, но на дистанции Гран-При мы не можем в полной мере использовать ее возможности, приходится сбавлять скорость, и все из-за резины». Льюис Хэмилтон пострадал от шин больше своего напарника: «Сегодня я действовал точно так же, как в Бахрейне, но стоило начать атаковать, как резина мгновенно теряла эффективность и совершенно не держала трассу. Я невероятно расстроен и не знаю, в чём причина. Мы серьёзно работали над повышением эффективности машины в гонке, но вновь повторилась история трёхнедельной давности, только с ещё худшими последствиями». Кажется, что в команде покривили душой, заявив, что первую часть гонки машины прошли удовлетворительно. Было хорошо видно, как уже после второго круга оба «Мерседеса» держали за собой часть пелетона, которая ровно поделилась на две тройки с некоторым отставанием. Так что проблемы с резиной, вероятно, возникли намного раньше. С другой стороны, нельзя не согласиться с Брауном, который считает, что над «этим вопросом надо подумать». Только вот неясно: Браун будет думать о том, как строить машину вокруг капризных покрышек или как в целом повлиять на ситуацию, когда продукция Pirelli, кажется, фактически рулит всем пелетоном как придется.
McLaren Mercedes. Пилоты Мартина Уитмарша финишировали «кучно», хотя в гонке их порой разделяла не одна позиция. Дженсон Баттон – 8-е место, Серхио Перес – 9-е. Команда привезла в Испанию обновления болидов и рассчитывала, что они заработают. Тем не менее, этого не случилось. Более того, новые антикрылья решено было не ставить из-за риска не попасть в техрегламент. В общем, ситуация осталась прежней: гонщики выжимают из медленной машины все, что можно, и справляются просто на «отлично». «Мы заработали шесть очков в зачет Кубка Конструкторов и, разумеется, не можем быть довольны», - сказал Уитмарш. А Перес признался, что ему не удалось наладить взаимопонимание с шинами. Если судить по временам на круге во второй части гонки, то можно предположить, что новинки McLaren не так уж и провальны, и в сочетании с новыми антикрыльями, которые могут появиться к гонке в Монако, у команды еще есть шансы приезжать на подиум.
Williams F1. Пастор Мальдонадо – 14-е место, Вальттери Боттас – 16-е. По сравнению с экономической мощью «Макларенов» и «Мерседесов» конюшня сэра Фрэнка Уильямса весьма скромна, но неудачи команды вряд ли можно списать только на сравнительно малый бюджет. Печаль в стане Williams отражают их официальные страницы: «Сделали все, что могли… Спасибо за поддержку болельщикам, которые продолжают в нас верить… Мы не там, где мы хотим быть…» И снова, как и все команды, в «Вильямсе» говорят о непопадание в настройки резины. Некоторый осторожный оптимизм высказал Лорен Дебо из Renault Sport. Он сказал, что преимуществом двигателей Renault является их настраиваемость и отзывчивость. Информация после Гран-При Испании будет обработана и к Монако будет проведена определенная работа. Действительно, обидно за «Уильямсов», которые скатились в самую нижнюю часть протокола, едва опередив традиционных аутсайдеров.
Scuderia Ferrari. Фернандо Алонсо 1-е место, Фелипе Масса – 3-е. Сделать дубль команде из Маранелло помешал Кими Райкконен, но два места на подиуме – этот тот результат, о котором мечтают в любой команде. В данном случае не так важно, что Масса третий. С победными удовлетворенными речами контрастирует весьма неприятный факт - визит победителя Гран-При к судьям после гонки за то, что он взял из рук стюардов флаг Испании и проехал с ним круг возврата после гонки. Правила проведения гонок запрещают что-либо передавать пилоту после пересечения им финишной черты.
Фернандо Алонсо едва не оштрафовали
за проявление патриотизма. Фото официального сайта Scuderia Ferrari |
Этот пункт существует для того, чтобы никто не смог передать вещь, которая повлияет на итоговый вес машины. Но ситуация с флагом похожа просто на паранойю. Есть такая штука как телевидение: весь мир видел, что Фернандо взял лишь флаг, чтобы поблагодарить болельщиков, выразить свои эмоции, выразить, может быть, какие-то патриотические настроения. Глубоко заформализованная «Формула-1» страдает из-за таких вот странных вызовов. Так и хочется сказать, что лучше бы подумали, что с покрышками делать, вместо того чтобы разбирать, не завернули ли во флаг Испании гантели для поднятия веса машины. Формально судьи правы, но лишь формально. И хорошо, что не последовало санкций. Если бы Алонсо наказали, это, скорее всего, вызвало бы шквал вполне обоснованной критики и недовольства.
Еще один момент, на этот раз, очень положительный, и связан он с Россией. Наконец наши любители автоспорта могут смотреть не только трансляции «Формулы-1». В эти выходные ВГТРК представило тринадцать (!) трансляций гоночного уик-энда. Можно было целые выходные провести у телевизора за просмотром автоспортивных трансляций. Это факт значителен еще и потому, что в младших сериях выступают российские пилоты и команды. Осталось только к «формулам» добавить немножко «туринга». Будем надеяться, что российское телевидение не остановится на достигнутом.
Следующая гонка будет особенная. Во-первых, это - знаменитое Монако, во-вторых, это - последнее Монако при нынешнем техрегламенте, и в-третьих, в Монако шинникам, вероятно, не удастся так сильно влиять на результаты гонки. По крайней мере, в паддоке говорят о Гран-При Монте-Карло, как о шансе показать настоящую силу команды вне зависимости от капризов покрышек.