Фото Романа Смирнова (НГ-Online)
На днях автодром «Moscow Raceway» объявил о начале сезона. И вроде бы надо бы протрубить, но! Нас, как обычно, хлебом не корми, дай личность пощупать да ещё и их наклонности в детстве… Наверное, мне надо было стать следователем. Сегодня – Михаил Ухов. Легенда Советского, Российского… Просто, легенда автоспорта!
Елена Правдина: Миша, много лет мы с тобой знакомы, а толком о тебе ничего не знаю. Твои заслуги есть в Википедии. Но, не это интересует сейчас меня. Жизнь - это не только факты биографии, звания, медали, жизнь - это история и эмоции! Ты Спортсмен с очень большой буквы. Как и когда ты впервые попробовал гоночную технику? Что тебя сподвигло?
Михаил Ухов: Банальная ситуация. Два моих одноклассника записались в кружок картинга в Дворец Пионеров на Ленинских Горах. И весь год мне рассказывали, как это клево!!! А меня туда? Он говорят – нельзя, запись один раз в год. Ситуация была такая, может искусственная, но я весь год жил в ожидании этой «морковки», которая предлагалась раз в год. Записывал в кружок всего 25-30 человек. Я прибежал ни свет - ни заря, я волновался, и меня ЗАПИСАЛИ!!! в этот кружок. Это было в 1970 году.
Е.П. А что именно "торкнуло", какие ощущения захватили тебя и заставили остаться с этой техникой на всю жизнь?
М.У. Детские впечатления. Помнишь вопрос: «Кем ты хочешь быть?». И ответы – космонавтом, пожарником, шофером, в наше время это было совершенно нормально, даже милиционером, дядя Степа тому пример. Мне, конечно же, шофером хотелось. А тут спорт, гонки, занятия проводились даже зимой, все по-настоящему. Мы на этих картах ездили на льду по озеру, летом на кордовой площадке на территории Дворца Пионеров. И как-то увлекло меня это, как действие, в котором что-то получается, что-то не получается. Какая-то конкуренция, отбор. Ой, были и блатные дети, и они появлялись, когда начинались гонки. Была и своя «тусовка». Кто-то пришел раньше, кто-то позже, знаешь, как в армии «авторитеты», «салабоны». Но две трети звезд российского картинга пришли именно из Дворцов Пионеров.
Е.П. Российского или Советского?
М.У. Советского, конечно. Сейчас всё путается.
Е.П. Давай про Советское поговорим. Мы знаем, что профессионального спорта в СССР не было. Даже олимпийцы где-то были приписаны работать. Трудовые книжки пристраивали.
М.У. Да, я, когда попал в сборную СССР, а это произошло в 1977 году (ой, многие наши читатели только родились – прим. автора), я был полноценным гонщиком, а формально я стал инструктором ДОСААФ по спорту, но получал зарплату за то, что занимался автоспортом.
Е.П. И твое поступление в МАДИ* на специализацию Автоспорт – это был уже осознанный шаг?
М.У. Уже было понятно, что мне интересны только автомобили, а это тогда был МАДИ. У меня вся семья – МИСИ, строители. Но я для себя даже не рассматривал эту семейную традицию, я знал уже всю сборную СССР по картингу, я был уверен, что именно это та тема, которая мне интересна. И у меня была задача попасть в сборную СССР, а тогда это был уровень… ну типа, как сейчас попасть в Формулу 1. Я себе четко эту задачу поставил. Она у меня не сразу получалась. Когда я приехал в призерах на Чемпионате СССР, при том, что у меня перед этим постоянно ломалась техника, и шансов получить результат практически не было, и я помню, как ночью, в последний момент мы починили эту технику, и я приехал вторым. И то, только потому, что мне не разрешили обогнать Олега Трегубова (3-кратного чемпиона СССР по картингу – прим.автора), мне всячески показывали, что нельзя!!! И я финишируя вторым, понимал, что я в сборной СССР. ВСЁ!
Е.П. Википедия нам рассказывает, что ты - мастер спорта международного класса. А твоя первая победа? Помнишь свою первую победу, когда тебя не сдерживали, и ты на всю катушку мог валить? Расскажи.
М.У. Это был Чемпионат Москвы, а поскольку это происходило в СССР, то победитель Чемпионата Москвы – это претендент на подиум Чемпионата СССР. А в этот момент я уже выходил осмысленно из юношей во взрослые гонки. Причем вышел позицией, что мне нравится чувство быть первым. И главное я полюбил это чувство (смеется).
Е.П. Миша, ты побеждал потом «миллиард» раз. А пришло-ли к тебе спокойствие побед? Ну, вот выехал ты весь из себя уверенный, надрал задницы соперникам, вскочил на первую ступень пьедестала, как будто на работу в офис сходил.... Было ли такое?
М.У. Никогда такого не было! А с возрастом и опытом мандраж усилился. Потому что понимание и ответственность за то, что уже сделано, заставляет меня нервничать, может быть больше, чем нужно было бы, исходя из моего опыта.
Е.П. Скатимся к банальности, ну как без неё. :) У тебя железные нервы? Или каждый раз на старте приходилось переживать... кстати, что?
М.У. Я за годы, за многие годы жизни в автоспорте научился выводить себя из депрессивного состояния перед стартом. Раньше я больше курил, чем обычно, у меня даже появлялся некий аллергический кашель, я это все знаю, не просто знаю, а осознаю, но я научился всё это усилиями откидывать и расслабиться. И я понял, что все усилия, все напряжения должны включаться только вместе со стартовым светофором. Все остальные ситуации – рабочие, главное, весь организм нужно подчинить настрою на борьбу и не растрачивать его заранее.
Е.П. Сегодня ты - функционер. Ты - спортивный директор на самой лучшей кольцевой трассе MoscowRaceway. Миш, я хорошо тебя знаю, ты до каждой клеточки своего тела, мозга - спортсмен и боец . В твоей работе сейчас твои амбиции помогают или мешают? Ты хладнокровен или эмоционален?
М.У. Это неоднозначно. Я руковожу спортивным направлением на трассе. И у меня замечательный помощник – Борис Телегин. Очень живой человек, заинтересованный, внутренне мотивированный, и мы в отличном тандеме, все, что я говорю, он и с удовольствием, и даже иногда приходится его хватать за шиворот, чтобы он не бежал так быстро и далеко. Иногда приходится его возвращать в рациональность, но реакция всегда адекватна и это самое ценное.
Е.П. Миш, "женат, трое детей"?
М.У. Уже трое внуков!
Е.П. Ого! А как семья уживается или уживалось с гонками? Успевал ли заниматься детьми или родил и на гоночку?
М.У. Конечно, мало я уделял внимания детям. Гонки. А с другой стороны, жена старалась всегда быть рядом, всегда со мной ездила, и присутствовала во всей моей работе, ну что тебе рассказывать? Вы же подруги. (Да, Аня всегда следует за Мишей на гонки, и порой было страшно подойти к ней во время заезда, она по своему переживала каждую гонку, наверное, надо будет сделать отдельное интервью с женами этих самых гонщиков – прим. автора)
Е.П. Дети станут автоспортсменами?
М.У. Нет! Я осознанно не повел сына в автоспорт. Я не вижу финансовой составляющей, да и пустить парня в такую тяжелую жизнь (как будто остальные профессии легче – прим. автора) без гарантий, что что-то получится.
Е.П. Окей, Миш, а ты сейчас видишь путь развития автоспорта России? Опять банально, но актуально.
М.У. Развитие вроде и есть, но ситуация тяжелая, напряженная, и все это живет на энтузиазме. И на бюджеты небедных друзей-энтузиастов. А развитие… чтобы это как-то встало на ноги, надеюсь ещё впереди. И я не только о кольце, вполне реально развитие и раллийного и рейдового спорта. Это всё подтверждается мировыми выступлениями наших спортсменов. Это реальные задачи, есть реальные ориентиры.