Алексей Попов и Наталья Фабричнова прогнозируют переходный период в истории "Формулы-1". Фото Даррена Хита (Darren Heath)
Алексей, в начале года возник ряд напряженных ситуаций с контрактами гонщиков, также активизировалась дискуссия по поводу того, насколько правильна ситуация, когда большинство пилотов платят командам за свое место. Можно ли сказать, что «Формула-1» стала аукционом по продаже мест?
А.П. Буквально за две недели до начала сезона, уже по ходу последних тестов, в «Формуле-1» произошла небывалая вещь. Иногда возникает ситуация, когда контракты с пилотами подписывают очень поздно. Незадолго до начала нового сезона с одним пилотом подписали контракт, а потом перед самым началом тестов его высадили из машины и посадили другого гонщика, который до этого претендовал на место в иной команде. Это, конечно беспрецедентный момент. Правильно ли говорить, что вся «Формула-1» как-то резко изменилась и стала аукционом по продаже мест? Думаю, что нет. Даже если это и «дорогой прокат автомобилей», то прокат среди совершенной элиты пилотажа, которым могут воспользоваться лишь несколько десятков человек, и все они изначально достойны этого по скорости. Во-первых, такая ситуация была всегда. Да, были моменты в истории, когда мощные спонсоры выводили вперед молодых пилотов по заслугам, но их число всегда составляло малый процент пелетона. Да, цена «входного билета» повысилась, но повысилось и качество тех, кто на эти билеты претендует. Например, Пастор Мальдонадо, за которого платят венесуэльцы, выигрывал гонку даже не на самой сильной машине. Поэтому прокат – прокатом, но это прокат для настоящей элиты автоспорта.
Наталья, в 2014 году в «Формуле-1» появятся новые двигатели, которые кардинально отличаются от существующих. Можно ли считать наступающий сезон переходным и что ждет болельщиков в связи с этим?
Н.Ф. Если говорить о переходном сезоне, то это будет не текущий, а следующий год. Наступающий сезон будет скорее эволюцией болидов - нет каких-то смелых технических решений, принципиально новых идей. В 14-м же году действительно будет довольно смелый переходный момент, поэтому, кстати, многие команды, преимущественно лидеры, не скрывают, что сейчас у них параллельно работают два технических штаба. Один трудится над машиной, выступающей в текущем сезоне, а другой – над новой машиной 2014 года: настолько велика разница между двумя типами болидов. Новые правила уже приняты, их никто не отменит, как бы кто в паддоке к этому не относился. Именно в следующем году нас ждет не эволюция, а революция, хотя вряд ли она принесет нынешней «Формуле 1» ожидаемые дивиденды. Та ситуация в серии, что существует сейчас, идеальна в плане борьбы на трассе. Не исключено, что в 2014 году будет настолько велика разница в двигателях, что только одна команда будет далеко впереди относительно соперников. И от пилотов будет еще меньше зависеть, чем сейчас.
А.П. Хочу заметить, что моторы принципиально не менялись в течение 20 лет, и поэтому сказать сейчас, кто из поставщиков двигателей построит новый мотор лучше нельзя. На данный момент возник такой паритет, что мы вообще забыли, что у машин есть двигатели. Когда я начинал комментировать «Формулу-1», у нас было по пять-шесть сходов из-за неисправности мотора, а сейчас это скорее аксессуар. В 2014 году это будет уже не аксессуар. И не факт, что двигатели всех трех основных производителей (Renault, Mercedes и Ferrari) будут равны. Я бы даже сказал, что в первый год между ними будет существенная разница. Двигатель станет чуть ли не самым решающим фактором в борьбе команд. Также пока неясно останется ли компания Pirelli поставщиком покрышек: у них в этом году контракт заканчивается. Продукция итальянцев подвергается постоянной критике, но последнее время борьба на трассе идет в основном «по вине» шинников.
Наталья заметила, что от пилотов ситуация на трассе будет зависеть еще меньше. Дискуссия о ведущей роли техники в «Формуле-1» тоже идет давно. Так не кончится ли это тем, что место в кокпитах займут компьютеры или роботы?
А.П. Робот проехать по трассе сможет, но по меркам «Формулы-1» слишком медленно. Некоторые вещи электроника пока «переварить» не сможет. Не думаю, что компьютер сможет правильно обработать информацию, например, о внезапно появившемся пятне масла на трассе или воды на обочине. У робота нет чувства «пятой точки», гоночной интуиции, когда нужно действовать не по логике, а по наитию. Это может пока только живой пилот. Если, скажем, посадить меня или Наталью за руль болида, то робот нас обгонит, но пилота F1 - нет. Фактор гонщика по-прежнему играет огромную роль. Да, фактор машины очень велик, но сбрасывать со счета человеческий фактор в гонках пока рано. И я себе не представляю тех, кто будет болеть за роботов…
Н.Ф. Ну почему, если это будет R2D2 (робот из «Звездных Войн» Дж. Лукаса), то вполне! Я бы болела за такого робота.
А.П. Только пришлось бы кокпит делать иначе. Сделали бы особый обтекатель, подогнали бы под него все как положено…
Давайте тогда продолжим про пилотов, но рожденных от папы и мамы. Кто, по вашему мнению, станет лидером, но не в качестве победителя, а в качестве ньюсмейкера сезона 2013 года?
Н.Ф. В первую очередь, я бы назвала имя Серхио Переса – нового пилота команды McLaren. Его результаты будут оценивать по результатам партнера по команде, а это ни много ни мало чемпион мира, уже состоявшаяся звезда Дженсон Баттон. Перес будет испытывать сильный прессинг, а это зачастую синоним ошибок, нервов. Уже этим он будет привлекать к себе внимание. Как поведет себя мексиканец? Узнаем очень скоро, но, я думаю, будет изо всех пытаться не потеряться на фоне Дженсона и влиться в английский коллектив. Еще Льюис Хэмилтон, перешедший в Mercedes из родного McLaren. Тут не так важно, как он будет выглядеть на фоне напарника по команде, как то, сможет ли Mercedes дать Хэмилтону быструю машину, ведь Льюис привык побеждать.
А.П. Льюис очень восприимчив и поддается на давление, больше, чем некоторые пилоты. Я не могу сделать точных предсказаний, но я согласен с Натальей в том, что Перес будет в центре внимания. Чеко станет попадать в новости, потому что будет очень стараться. Когда ты слишком стараешься, то вероятность ошибки возрастает. У него еще нет такого опыта, как у других пилотов топ-команд, когда порой можно и нужно отступить. Но может быть, он как-то подготовился за зиму, и избежит ошибок конца прошлого сезона. Далее я бы обозначил вот такие пары. Первая - в Toro Rosso - Жан-Эрик Вернь и Даниэль Рикьярдо. Для обоих этот год ключевой. Есть вероятность, что кто-то из них не доедет до конца сезона. Есть Феликс да Кошта, который готов тут же занять освободившееся место. Если бы были тесты в нормальных объемах, то этого пилота уже накатал бы достаточный для выхода на гонку опыт. Сейчас без тестов и Вернь, и Рикьярдо его превосходят. С другой стороны они понимают, что у Марка Уэббера в Red Bull Racing этот год – последний. Не факт, что кого-то из них возьмут (могут и кого-то со стороны или сразу да Кошту), но у одного из пилотов Toro Rosso есть шанс пройти дальше, а другой не сможет даже остаться в F1. Весь опыт школы Red Bull Racing показывает, что ее выпускники никому не нужны, даже в младших сериях. Так что между пилотами Toro Rosso будет страшная битва, и даже не важно, в какой части пелетона она будет происходить. На этом фоне схватка Пастора Мальдонадо и Вальттери Боттаса, которая тоже ожидается, будет выглядеть слабее. Мы также ждем соперничество Кими Райкконена с Романом Грожаном в Lotus. У Кими после успешного прошлого сезона впереди только борьба за титул, а Роман будет оправдывать выданный командой кредит доверия. Известно, что в прошлом сезоне Грожан едва не потерял место в команде. Также можно обратить внимание на пару Жюль Бьянки – Макс Чилтон в команде Marussia.
Алексей, Наталья, можно ли сделать какие-либо выводы о расстановке сил в начале сезона на основе прошедших тестов?
А.П. Я бы обратил внимание на McLaren и Дженсона Баттона. Мне показалось, что их новый болид на тестах оказался не очень быстрым. Я читал, что, вероятно, команда из Уокинга специально сделала машину под пошаговый прогресс. То есть их болид будет «дружелюбным» к обновлениям по ходу сезона. Опять же большое значение будет иметь резина. Четыре первых гонки – четыре разных по свойствам комплекта шин. Плюс к этому вероятны дожди в Австралии и Малайзии. Я удивлюсь, если Баттон по итогам первых гонок вышел бы в лидеры Чемпионата мира.
Н.Ф. Я согласна с Алексеем, но помимо пилота McLaren я бы не забывала про Lotus- мне кажется, в этом сезоне команда может выйти на свой «пик формы», если хотите.
Помимо команд-лидеров какое будущее ждет тех, кто замыкает пелетон? Могут ли появиться новые команды?
А.П. Первый вопрос, конечно, финансовый. Что касается технического, то Caterham вполне может построить конкурентоспособную машину. Что касается Marussia, то команда достаточно давно начала обновление технической базы. Мы уже даже сейчас видим, что Макс Чилтон едет быстрее пилотов ближайших конкурентов. Что касается появления новых команд в пелетоне, то я не думаю, что это произойдет в ближайшее время. Может быть, придет кто-то в роли производителя моторов.
В прошлом году Королевские гонки вернулись в США, в следующем – придут в Россию. Этап в Остине прошел довольно успешно при большом стечении зрителей. Что нас ждет в Сочи?
А.П. Я жду успех в Сочи и думаю, что первый российский Гран-При пройдет при аншлаге. Свою роль в этом сыграет эффект новизны. Плюс к этому, инфраструктура там сейчас действительно серьезно развивается. Полагаю, что людям просто будет приятно приехать, когда все свежее и новое, посмотреть свой Гран-при, поболеть за любимые команды и пилотов. А вот дальше будет все зависеть от того, как пройдет первая наша гонка: как организовано, удобно ли было зрителям добираться до автодрома, быть на трибунах и так далее. Для тех, кто приезжает на гонки, очень важны житейские мелочи. Если на автодроме будет всего две туалетные кабинки и очередь в них по тысяче человек, то на следующий год люди уже не поедут. Главное, чтобы все было продумано заранее: точки питания, туалеты, парковки, навесы и наличие других сервисных служб для зрителей. Также не стоит забывать, что 2014 год может быть для «Формулы-1» вообще провальный, то есть сама гонка в Сочи может с точки зрения борьбы на трассе быть довольно скучной. И конечно большое значение будет иметь наличие российской команды и российского пилота. Формально у нас есть команда “Marussia”, только она сама себя не очень сильно позиционирует как российская, не пытается на этом сыграть. Очень хотелось бы, чтобы Виталий Петров вернулся, хотелось бы, чтобы молодые ребята подросли. Это необходимо для перспективы, когда эффект новизны пройдет. В Сочи будет фактор туризма на «Формулу-1», но все-таки я не думаю, что гигантское количество людей прилетит на наш Гран-При из-за границы. Наша гонка скорее продукт для внутреннего пользования
.
Н.Ф. Я искренне надеюсь, что наши соотечественники за те три года, что Виталий Петров выступал в «Формуле-1», заболели этим спортом настолько, что все высказывания вроде «я не буду смотреть гонки без Петрова» сойдут на нет. И потом, большая разница между походом на автодром и просмотром телетрансляции. У наших болельщиков будет возможность в своей стране посетить топовое мировое автоспортивное мероприятие. Знаете, когда идешь смотреть этап "Формулы-1" с трибуны, чувствуешь эту атмосферу - начинаешь лучше понимать уникальность этих гонок. Очень важно услышать вживую звук двигателей, это завораживает, особенно когда разом работают два с лишним десятка моторов. Хотя мы еще не знаем точно, как будут звучать новые турбодвигатели образца 2014 года, но в любом случае это ни на что непохожее ощущение.
А.П. Кстати, по Остину не все так однозначно хорошо. Если вспомнить Индианаполис, там тоже все начиналось замечательно: 350 тыс. зрителей. А как закончилось, всем известно (из-за проблем с популярностью «Формуле-1» пришлось временно уйти из США, и Королевские гонки вернулись в страну уже на другой автодром - НГ). Если будет Гран-При Мексики в Мехико, то он перетянет часть аудитории на себя. Еще момент. Я рассматривал возможность поехать в Остин в этом сезоне. Скажу вам, что за те деньги, которые требуются на эту поездку, можно во время Гран-При жить в самом Монако. В Техасе отель три звезды в
Мы ждем возвращение Виталия Петрова в следующем сезоне, а как будут обстоять дела с нашими пилотами младших гоночных чемпионатов в этом году?
А.П. В новом сезоне в младших формулах еще больше россиян, чем в прошлом. У нас четыре человека в Мировой серии Рено. Есть наши пилоты в GP3, в «Формуле-3», в Рено 2.0, и в двухлитровой Альпийской серии Рено – еще четыре человека. Еще двое в «Формуле Абарт» будут выступать в чемпионской команде Винченцо Соспири, которая целиком будет русская. Там ребятам вообще по 15-16 лет. Я считаю, что это нормально. Европа теряет позиции в Формуле-1 из-за кризиса, но пока не теряет формы в младших сериях. Туда едут пилоты и из Латинской Америки, и из Азии. Италия, прежде всего, это - картинг и «формулы», но есть еще и Германия, и Великобритания, и Франция – страны с богатыми автоспортивными традициями.
Есть мнение, что успехи наших гонщиков за рубежом никак не влияют на развитие автоспорта внутри России. Так ли это, по-вашему?
А.П. Здесь надо понимать, что в России есть две категории пилотов. С одной стороны – джентльмен-драйверы. У нас на подиум приезжают довольно возрастные гонщики, для которых автоспорт является хобби, причем, не всегда регулярным. Это, к сожалению, говорит об уровне соревнований. С другой стороны, есть молодые ребята, родители которых сразу настроили их на выступление в Европе. Все, кто хочет куда-то попасть, начинают свой путь в Италии. Если жить здесь, России, и использовать нашу инфраструктуру, то тут или надо в какой-то момент забыть о карьере профессионального автогонщика или должно произойти чудо, как это случилось с Виталием Петровым. То есть вы можете заниматься чем угодно, и одновременно гонять в наших чемпионатах. Как пример ситуации в нашем автоспорте можно привести «Формулу Россия», которую развивает Александр Ананьев. При всем его энтузиазме мы пока не видим, что выстроилась очередь из молодых пилотов, стремящихся туда попасть. А все, кто может себе позволить уехать, они уезжают.
Алексей, расскажите, пожалуйста, о телетрансляциях гонок наступающего сезона. Планируются ли какие-то нововведения?
А.П. О каких-то кардинальных новшествах на ТВ касательно автоспорта мне неизвестно. Планируется, что все свободные заезды по пятницам мы будем показывать на канале «Спорт-1», а квалификацию и гонку на «России-2». В Интернете попытаемся наладить по ходу уик-энда какой-то интерактив. Мы пытались это делать и раньше в Твиттере, но не всегда удается найти нормальную 3G связь для iPad. В общем, при наличии связи с Сетью нам хотелось бы максимально использовать для Интернет именно во время свободных заездов. Что касается квалификации и гонки, то там такое количество информации, что интерактив плюс комментарии может быть затруднен. Хорошо, что мы работаем вдвоем: две пары глаз лучше, чем одна.
Активное использование Твиттера не исключает публикаций ваших обзоров на «Спорбоксе»?
А.П. Отчеты на сайте Sportbpox будут, как и прежде. Твиттер в качестве активного пользователя и использую меньше года. Раньше этот ресурс был источником оперативной информации, а теперь мы наладили интерактив. Получилось так, что мой профиль завел не я. Человек, который это сделал поначалу публиковал там прямые ссылки на мой блог. В какой-то момент он написал мне письмо с предложением мне самому использовать этот профиль. Там уже было больше 10 тыс. читателей, и я подумал, почему бы и нет? Сначала я не был уверен в том насколько успешно все это пойдет, но потом понял, что это оптимальный формат присутствия в Сети. У меня нет профилей в соцсетях, а Твиттер мне понравился своей коммуникативностью. Там у меня не только тема Формулы-1, я слежу за соревнованиями во многих сериях, размещаю сообщения из лент пилотов, команд. Получается такая интерактивная новостная лента, посвященная автоспорту. Сейчас у меня около 36 тыс. читателей, думаю, это неплохая статистика. Я выкладываю там фотографии, что повышает эффект вовлеченности аудитории в процесс.
Наталья, а вы как-то присутствуете в Сети?
Н.Ф. На «Спортбоксе» я тоже время от времени веду блог, еще есть Твиттер. Я не столько пишу, сколько выкладываю фотографии. Понятно, что есть масса официальных снимков с каждой гонки, но я, скорее, иллюстрирую то, что пишет Алексей.
А.П. Да, у нас получается, что я – «писатель», а Наталья – «сниматель». То есть, наша информация не перекрывается друг другом, а дополняется.
Некоторые гонщики говорят, что перед стартом испытывают «мандраж», и даже говорят, что если это чувство проходит, то из гонок можно уходить. Наталья, вы не так давно комментируете гонки, мандраж есть перед эфиром?
Н.Ф. Конечно, это - часть работы. Бывает по-разному. Квалификация в субботу – самый непредсказуемый этап гоночного уик-энда. Я гораздо больше нервничаю в субботу, нежели во время гонки в воскресенье, когда расклад уже более-менее понятен. Что касается гонки, то самые сложные для комментатора те моменты, когда на трассе ничего не происходит. Есть такие автодромы в календаре, где борьба, обгоны случаются нечасто. Тем приятнее сюрпризы- к примеру, в прошлом году я очень переживала как пройдет Гран-При в Валенсии- из-за особенностей трассы там никогда ничего особенного не происходило, но та (видимо последняя) для этого автодрома гонка «Формулы-1» оказалась, пожалуй, интереснейшей в сезоне.
Наталья, а почему ваш выбор пал на работу именно с «Формулой-1», а не с какой-то другой гоночной серией?
Н.Ф. У меня это скорее хобби. Я слежу за «Формулой» примерно с 1996 года. Это была любовь с первого взгляда. Да, помимо Ф1 я обожаю ралли, но мне кажется, что эта дисциплина интересна только изнутри, а «Формулу» интересно просто смотреть, даже не имея гоночного опыта- любоваться болидами, обгонами, тактикой. И по телевизионной трансляции, и вживую, а вот ралли только «живьем». В этом разница, хотя уверена что многие со мной поспорят. Мне очень нравится то, чем я сейчас занимаюсь, и надеюсь, я помогаю Алексею.
Наталья, Алексей, пожалуйста, ваши пожелания болельщикам перед новым сезоном.
А.П. Ходите на гонки, посещайте картодромы, потому что через картинг можно понять, что реально происходит в гонках «Формул». Из-за руля карта у вас появится возможность взглянуть на кольцевой автоспорт другими глазами, и тогда уже не будет казаться, что пилота можно заменить роботом. Вообще занимайтесь спортом, любым.
Н.Ф. Хочу пожелать интересного сезона, и еще всегда, перед каждым новым сезоном мысленно желаешь чтобы во всем пелетоне была равная борьба, пусть это и почти несбыточная мечта. Также всем болельщикам, кто следил за выступлениями Виталия Петрова и болел за него: не бросайте увлечение Формулой-1 и любите автоспорт. Мы искренне надеемся, что Виталий вернется в следующем сезоне.