Фото Reuters
В Чемпионате мира по ралли заканчивается эпоха Лёба. Себастьян выигрывал Чемпионат мира по ралли с 2004 по 2012 год. Но по версии самого героя, он не девятикратный, а десятикратный Чемпион мира – первый титул был завоеван в 2001 году в зачете Super 1600 (впоследствии Junior WRC).
В следующем сезоне Себастьян Лёб стартует на четырех этапах Чемпионата мира по ралли (WRC) – Монте-Карло, Швеция, Аргентина и во Франции, где на своих родных дорогах он окончательно попрощается с этой гоночной дисциплиной. Но автоспортивная карьера Лёба не заканчивается. Приняв в 2012 году участие в кольцевых гонках и ралли-кроссовых соревнованиях, он везде показывал высший класс пилотирования спортивного болида. Этот факт еще раз подтверждает, что главное – это чувство автомобиля и знание пределов его возможностей, и тогда хороший результат будет на любой технике и в любых соревнованиях. Российские болельщики, вероятно, смогут увидеть Себастьяна за рулем McLaren MP4-12C GT3 в GT Sprint Series на автодроме «Moscow Raceway», если этап первенства серии приедет летом в нашу страну.
В этом сезоне в Чемпионате мира по ралли участвовал только один российский пилот – Евгений Новиков. Ни Чемпион России Дмитрий Тагиров, завоевавший в 2011 году подиум в Аргентине в классе Production, ни Никита Филиппов, выезжавший на ралли Великобритания, не смогли собрать бюджет для полноценного сезона в WRC.
Евгений Новиков начинает демонстрировать всю большую стабильность. Набрался опыта, повзрослел и наконец-то следует советам более опытных штурманов (в этом году Евгений выступал с Дени Жиродэ и Илкой Майнор), и в результате – шестое место по итогам года и два подиума – в Португалии и на ралли Сардиния. Российская Автомобильная Федерация также отметила успехи Евгения специальной номинацией «Прорыв года».
Чемпионат России по ралли образца 2012 включал шесть этапов: два зимних и четыре летних. Перед ралли «Россия» главными претендентами на титул Чемпиона страны в абсолютном зачете считались молодые Никита Филиппов и Василий Грязин, а также обладатель Кубка России 2011 года Геннадий Брославский. Давно уже финал Чемпионата не приносил такой интриги. В 2010 году Андрей Жигунов выиграл Чемпионат досрочно, в 2011 – Дмитрий Тагиров лидировал всю гонку с явным преимуществом. Филиппов и Грязин привезли в Новороссийск автомобили категории Super 2000 – самый подходящий вариант для каменистой, жесткой трассы. Но в ралли нужны не только скорость пилота и технически более совершенный автомобиль, но и удача. И в этот раз она была на стороне Сергея Успенского и Марины Даниловой. При этом, введенная сложная система подсчета очков, не позволила экипажу сразу на финише спецучастка понять, что они выиграли не только гонку, но и весь Чемпионат. И только приехав в сервис, узнали, что разница с Вице-чемпионом составила всего … пол-очка!!! Никита Филиппов с 401,5 очками в копилке стал Серебряным призером, а Василий Грязин (398 очков) – Бронзовым призером Чемпионата. И если Никита и Василий проехали весь сезон, то Сергей Успенский принял участие только в четырех чемпионатных гонках и везде финишировал в очках, продемонстрировав, как надежность и правильно расставленные акценты помогают решить задачу многоэтапного соревнования.
Штурман Марина Данилова продолжила гендерную традицию российского ралли – девушка Чемпион России по ралли в абсолютном зачете. И если для Марины этот титул первый, то Сергей стал уже четырнадцатикратным Чемпионом России по автоспорту, из них шесть титулов в ралли.
В России практически нет притока новых спортсменов, что сильно сказывается на массовости. 30-40 экипажей в четырех классах на старте некоторых гонок – это совсем не то, что хотят видеть и болельщики, и СМИ, и сами спортсмены. К тому же, все больше российских раллистов выбирают для себя прибалтийские трассы.
Для сравнения – на ралли Россия стартовало 35 участников, а на финальном этапе Чемпионата Эстонии ралли Сааремаа - более 100 экипажей, из них – 23 российских! И что особенно приятно, под номеров «1» стартовал и финишировал первым экипаж Алексея Лукьянюка и Алексея Арнаутова. Спортсмены в 2012 году сотворили сенсацию. Давно уже россияне не опережали эстонцев на их домашних трассах.
К сожалению, в отличие от прошлых лет, когда освещение этапов Чемпионата России вели телеканалы 7ТВ и Авто Плюс, в 2012 году практически не было сюжетов по российскому телевидению. Ситуация со следующим годом на данный момент выглядит также. Для создания полноценной телевизионной картинки нужен единый промоутер, который сможет обеспечить трансляции в течение всего сезона. Так что пока за результатами российских соревнований можно следить лишь на интернет-порталах и в печатных СМИ.